Просмотр содержимого документа
«Занятие по ФЭМП в старшей группе на тему: «В гостях у сказки»»
Занятие по ФЭМП в старшей группе на тему: «В гостях у сказки»
Цель: усвоение и закрепление математических представлений посредствам игры – путешествия.
Задачи:
Образовательные:
Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7;
Продолжать формировать представление о равенстве, определять равное количество в группах, состоящие из разных предметов;
упражнять в счете предметов по осязанию;
продолжать развивать умение сравнивать до 7 предметов по длине и раскладывать их в возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами, самая короткая, длиннее, еще длиннее, самая длинная (на палочках Кюизенера);
формирование понимания значения порядковых числительных и вопросов «сколько всего?», «какая?», «которая (по счету?)»
закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;
закреплять представление о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), развивать умение видеть и находить их в схеме;
совершенствовать умение соотносить цифру с количеством.
Предварительная работа: Игра «Сколько ягод на ветке..». Ознакомление со значением слов «в неволе», «повадились», «изловить», «опечалился», «караульные».
Ход занятия:
Организационный этап
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся
Дети: здравствуйте.
Воспитатель: Подойдите все ко мне, встанем в круг.
здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе)
Вводный этап
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с Вами отправимся в сказочное путешествие. Вы садитесь рядком, слушайте ладком. Приготовьте ушки, глазки. Начинаем с Вами сказку.
Дети сидят полукругом на ковре.
Воспитатель: В некотором царстве, в некотором государстве был-жил Царь. У него было сын - Иван-царевич. У того царя был сад лучше которого нигде не было. В том саду росли разные деревья с золотыми плодами и среди них была необыкновенная рябина. Очень любил и гордился Царь своим садом.
Вот однажды повадились какие-то птицы царский сад посещать, золотые плоды воровать. Опечалился Царь и велел своему сыну изловить тех птиц. И в ту же ночь пошёл Иван-царевич в сад, сел под рябину; сидит он час, другой и третий — вдруг видит птицы прилетели.
Основной этап
(На магнитной доске изображение рябины и на ветках расположены по 6 птиц, снегири и синицы, рядом герои(куклы Бибабо) Царь и Иван-царевич.)
Воспитатель: Какие птицы прилетели в сад? Ребята, скажите, пожалуйста, как называют этих птиц? Дети, помните? Мы отвечаем полным предложением.
Дети: Прилетели снегири и синицы. (спросить у определенного ребенка)
Воспитатель: Посмотрите внимательно, как вы думаете, поровну ли снегирей и синиц.
Ответы детей
Воспитатель: Не знаем.
Воспитатель: А как мы можем это узнать?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте мы их поставим парами. Выйди Егор, поставь парами. А теперь, что мы видим? (Ребенок размещает картинки парами, одна под другой и выясняет, что их поровну)
Дети: видим, что птиц поровну.
Воспитатель: Сколько снегирей прилетело?
Дети: Прилетело 6 снегирей.
Воспитатель: Все согласны? Давайте вместе посчитаем.
Воспитатель: А Сколько синиц прилетело?
Дети: Прилетело 6 синиц
Воспитатель: А ты как думаешь, Лера?
Воспитатель: Поровну ли снегирей и синиц?
Дети: да
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: 6 синиц и 6 снегирей всех птиц поровну – по 6.
Воспитатель: Вдруг Иван-Царевич увидел, что прилетела еще одна синица. Сколько синиц теперь стало?
Дети: Стало 7 синиц.
Воспитатель: А у тебя сколько получилось, Катя?
Воспитатель: Как получилось 7 синиц? (Сколько было? (Сколько еще прилетело? Сколько стало?)
Дети: Сначала было 6 синиц. Потом прилетела еще одна синица. Стало 7 синиц)
Воспитатель: А теперь их тоже поровну?
Дети: нет
Воспитатель: Каких птиц стало больше?
Дети: Синиц больше чем снегирей.
Воспитатель: каких птиц меньше?
Дети: снегирей меньше чем синиц.
Воспитатель: Как сделать так, чтобы птиц было поровну?
Дети: Добавить еще одного снегиря.
Воспитатель: Да, действительно, еще один снегирь прилетел. (Добавляет одного снегиря). Сколько снегирей теперь стало?
Дети: стало 7 снегирей.
Воспитатель: Птица испугалась, улетела. (Убирает одного снегиря). А как еще можно сделать, чтобы птиц было поровну?
Дети: убрать 1 синицу.
Воспитатель:(Убирает 1 синицу). Сколько синиц теперь стало?
Дети стало 6 синиц.
Воспитатель: Молодцы ребята, помогли Иван-Царевичу узнать птиц и сосчитать их.
Воспитатель : Птицы съели очень много ягод, а сколько же ягод осталось на каждой ветки? Хотите узнать? Иван-Царевич очень хочет. Поможете ему? Подойдите все ко мне, встаньте в круг, и мы с вами поиграем в игру «Сколько ягод на ветке?». Я вам дам веточки с ягодами, держите их ягодами вниз перед собой. Когда я скажу: «Передаем, передаем..» вы будете передавать веточки друг другу по кругу направо. Когда скажу «Стоп», веточку, которая останется у вас в руках, вы будете держать ягодами вниз и сосчитаете на ощупь, сколько ягод на ней.
Воспитатель становится в круг с детьми и говорит: «Направо передаем, передаем…». Дети по кругу передают соседу справа. По сигналу «Стоп». Останавливаются, и считают.
Воспитатель: У кого 3 ягоды? И т.д.
Дети: показывают веточку, у кого 3 ягоды? И т.д. (Если неправильно пересчитать Давай сосчитаем)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы даже на ощупь смогли сосчитать ягоды. Скоро сказкасказывается, да не скоро дело делается. А что же было дальше? Садитесь и слушайте. (садятся за столы)
Царь-батюшка призвал к себе караульных и приказал посадить птиц в клетку и спрятать. Как вы думаете? Птицам хорошо жить в неволе?
Ответы детей.
Воспитатель: Иван-Царевич тоже очень огорчился, долго думал, как же помочь птицам. И решил поехать к Бабе Яге, попросить у нее помощи. Приехал он к Бабе Яге и сказала она, что у нее во дворе растет дуб. Высоко на том дубу есть сундук, а в сундуке волшебный клубок. Этот клубок и покажет дорогу в то место, где спрятаны птицы. Если сможет Иван-Царевич забраться на дерево, заберет клубок. Как же ему забраться на дерево?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, лестница бы Ивану-Царевичу пригодилась. Перед вами палочки-ступеньки. Лестницу надо построить по возрастающей. Значит лестница будет расти или убывать? Какую палочку мы положим самой первой? Посмотрите у вас стоят точки, начинаем строить лестницу от этой точки. (Дети строят лестнице, Воспитатель проверяет все ли сделали правильно) какую хорошую лестницу построили. А сколько ступенек получилось на нашей лестнице?
Дети: семь
Воспитатель: А скажите, пожалуйста которая по счету Черная палочка?
Дети: Седьмая.
Воспитатель: Которая по счету розовая палочка?
Дети: вторая.
Воспитатель: Которая по счету красная палочка?
Дети: четвертая.
Воспитатель: Молодцы ребята. С помощью вашей лестницы Иван-Царевич легко забрался на дерево и достал сундук. А там клубок. Чтобы клубочек покатился, надо сказать волшебные слова. Выходите все ко мне, встаньте в круг. (раздаю клубки)
Мы клубочки свои взяли
И по ручкам покатали,
И по грудке покатали,
Между ножек положили,
Вверх подняли посмотрели,
И на ножки вместе сели.
Правой ручкой покатили,
За спиной остановили,
Левой ручкой передали,
И клубочек перед нами.
Услышал клубок волшебные слова и покатился, а куда, мы с вами сейчас узнаем. Проходим присаживаемся за столы.
Воспитатель: Дети сели красиво. Спинка прямая, ноги на полу, левая рука лежит на столе. Всем удобно?
Воспитатель: Сейчас мы с вами нарисуем путь, по которой покатился клубок. Открыли маркер. Нашли клубок. Покатился клубок…
(Графический диктант)
Воспитатель: Молодцы, ребята помогли проложить путь к клеткам. Выпустил Иван-Царевич птиц из клетки и пошёл назад, да потом одумался и сказал сам себе: «Что ж я взял и птиц выпустил? Они опять повадятся клевать ягоды с любимой рябины Царя-батюшки? Что же делать? Как сделать так, чтобы и птицы были сыты, и сад был в целости?» (Наводящие вопросы.. Что едят птицы зимой? Если совсем нет еды, то что люди делают?)
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята. Надо построить кормушку для птиц. Да вот беда Иван-Царевич, не умеет строить кормушки, поэтому решил нарисовать своим мастерам схему, а они по этой схеме сделают кормушку. (проходит Иван-царевич за магнитную доску, как будто рисует и разворачивает доску уже с кормушкой). Посмотрите внимательно, дети, на что похожи детали кормушки?
Дети: детали кормушки похожи на геометрические фигуры
Воспитатель Давайте сосчитаем сколько разных деталей нужно взять мастерам.
На доске рисунок и фигуры. Дети по очереди выходят и прикрепляют у каждой фигуры количество. Цифру.
Воспитатель: Сколько треугольников?
Дети: 2 треугольника (спросить у нескольких.. Все согласны?)
Воспитатель: Прикрепи нужную цифру рядом с треугольником, Женя
Воспитатель: Сколько прямоугольников?
Дети: 4 прямоугольников
Воспитатель: Прикрепи нужную цифру рядом с прямоугольником, Паша.
Воспитатель: Сколько квадратов?
Дети: 2 квадрата.
Воспитатель: Прикрепи нужную цифру рядом с квадратом, Дима.
Воспитатель: Сколько кругов?
Дети: 2 круга.
Воспитатель: Прикрепи нужную цифру рядом с кругом, Арсений.
Воспитатель: Сколько овалов?
Дети: 1 овал .
Воспитатель: Прикрепи нужную цифру рядом с овалом, Артем.
Воспитатель: молодцы, ребята. Помогли сосчитать мастерам сколько и какие детали нужно взять мастерам, а они по этой схеме построили хорошую кормушку. (Показываем кормушку) Теперь Иван-Царевич может угощать птиц простыми ягодами. Полюбилася кормушка птицам, стали они к ей прилетать, вкусные ягоды клевать и дорогу к саду Царя совсем позабыли. Царь больше не печалился и сад его стал еще краше, еще лучше.. И стали они вместе жить да поживать, да добра наживать.
Воспитатель: Дети, встали тихонечко, выходите из-за стола. Подойдите ко мне. Вот и закончилось наше с Вами путешествие, понравилось оно вам?
Ответы детей.
Воспитатель: Что мы сегодня с вами делали?
Ответы детей
Воспитатель: Кому помогали? Как помогали? Что мы сначала делали? Что потом?
Ответы детей.
Воспитатель: Иван-царевич говорит вам Спасибо. Вы ему очень помогли. И вам на память о сегодняшнем путешествии Иван-царевич дарит вот такие раскраски.