Просмотр содержимого документа
«Занятие "Люблю березку русскую"»
Казенное учреждение Омской области
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Гармония»
Занятие
«Люблю березку русскую»
Автор-составитель:
Парфенова А.Н.
Програмное содержание: расширять знания детей о русской красавице – берёзке; познакомить детей с красивыми стихами о берёзке; дать понятие о пользе берёзы; расширять знания детей об обычаях и традициях русского народа; заучить с детьми стихотворение С. Есенина «Берёза».
Ход занятия
Воспитатель - Я хочу вам сейчас загадать загадку и если вы отгадаете её, то сразу догадаетесь, о чем мы с вами будем сегодня говорить.
«Каждый год молодцу
Прибавляет по кольцу» (дерево)
Дети загадку отгадывают.
Воспитатель – Да, ребята, мы сегодня будем говорить о русской красавице – берёзке (показать на картинках берёзу). Наши предки знали цену этому замечательному дереву. Весной наш народ празднует христианский праздник Троица, с которым я познакомлю вас поподробнее. Троица – праздник цветущей растительности и плодородия. Не зря берёза стала центром праздника. Именно про берёзку сложена загадка:
«С одного дерева
Да четыре угодья:
Первое – от темной ночи свет,
Второе – не копаный колодезь,
Третье – старому здоровье,
Четвертое – разбитому связь»
Воспитатель – отгадки, ребята, у этой загадки такие: 1. Лучина: 2. Берёзовый сок; 3. Веник для бани; 4. Береста для оплетения горшка. Действительно, долгое время избы освещались берёзовой лучиной. При свете лучины женщины на Руси пряли, бабушки рассказывали детям сказки. А берёзовый сок до сих пор собирают люди в лечебных целях, да и просто, чтобы полакомиться свежим, приятным ароматом весны. Дети, а берёзовый веник – это чудо русской бани. Веником парились в бане, он очень полезен и молодым и старым людям, да и ребятишкам он приносит большую пользу. Веник выгоняет болезни из организма, душу веселит.
Воспитатель – Вокруг берёзки молодые девушки и парни водили хороводы, на праздники украшали яркими лентами, пели песни. Давайте поводим с вами хоровод вокруг берёзки, и я вам спою песню о берёзке (водим хоровод)
«Береза моя, березонька!
Берёза моя белая
Берёза моя кудрявая!
Стоишь ты, берёзонька,
Осередьдолинушки.
На тебе, берёзонька,
Трава шелковая.
Под тобой, берёзонька,
Красны девушки
Венок плетут»
Воспитатель – Красота молодой берёзки может сравниться только с красотой и нежностью юных девушек. А чтобы быть красивыми опять же помогает берёзка. Из листочков берёзы хорошо делать водичку для умывания утром и вечером. Такой водичкой очень хорошо ополаскивать волосы после мытья. Волосы становятся здоровыми, красивыми, шелковистыми.
Воспитатель предлагает водичкой из берёзовых листьев умыть лица детей, руки.
Воспитатель – Вот, ребята, сами видите какая она, наша русская берёзка. Давайте придумаем красивые слова к слову берёзка.
Дети придумывают слова: стройная, красивая, беленькая, белоствольная, гибкая, прекрасная, полезная и т. д.
Воспитатель – А сейчас я предлагаю вам взять берёзовые листочки в руки потрогать, понюхать, приложить к щечке и почувствовать прохладу и свежесть листочков. Дети, какие запахи вы чувствуете, что ощущаете?
Дети рассказывают о своих ощущениях.
Воспитатель – Сегодня я предлагаю вам, ребята, послушать и разучить красивое стихотворение про берёзку, которое написал С. Есенин, называется оно «Берёза».
Воспитатель зачитывает 2-3 раза стихотворение, предлагает детям повторить по отрывкам и если кто запомнил целиком.
Воспитатель – А сейчас приглашаю вас в художественную мастерскую. Здесь мы с вами будем рисовать, и вырезать берёзовые листочки. Принесёте их домой, расскажите родителям о русской красавице – берёзке, о её пользе и подарите мамам и папам.