Просмотр содержимого документа
«Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Хорошо ли быть одному?»»
Занятие для детей старшего дошкольного возраста
«Хорошо ли быть одному?»
Цель: Развитие социальных эмоций, коммуникативных навыков.
Задачи:
- формировать представление у детей о дружбе, ее проявлениях;
- развивать интерес и дружелюбное отношение к сверстникам;
- способствовать формированию коммуникативных и социальных навыков;
- учить анализировать эмоциональные состояния;
- способствовать развитию положительной самооценки.
Ход занятия
Приветствие «лучики солнца»
Дети и встают в круг, взявшись за руки. По сигналу ведущего они медленно начинают поднимать сцепленные руки вверх. Когда руки подняты – расцепляют их, растопыривают пальчики и тянутся вверх, как лучики солнца. Затем дети расслабляются, опускают руки. Упражнение повторяется 3-4 раза.
Психолог. Сегодня я расскажу вам историю о Штушти-Кутушти. А вы не знаете, кто это такой?
Штушти-Кутушти – страшный зверь, который живет в лесу. Так считают все другие звери. И у них есть на это свои причины. Однажды Штушти-Кутушти подкрался к павлину, отдыхавшему после обеда, и выдрал ему из хвоста самые длинные перья. А в другой раз он больно укусил за лапу тигренка. А как-то раз подрался со слоненком. И вообще Штушти-Кутушти любил царапаться и кусаться. Поэтому звери не дружили с Штушти-Кутушти и боялись его.
И вот в один прекрасный день Штушти-Кутушти сидел под большим деревом и размышлял о своей жизни. Сегодня он уже успел до слез обидеть нескольких обитателей леса, но это его почему-то не радовало. И вдруг он услышал сверху чей-то голос: «Почему ты грустишь, о Штушти-Кутушти?» Зверь огляделся по сторонам и увидел, что над ним устроился огромный старый Удав. Все в лесу знали его мудрость и силу, и поэтому Штушти-Кутушти не осмелился нагрубить ему.
- Что-то не так в моей жизни… - проворчал он.
- А чего бы тебе хотелось? – спросил Удав.
- Меня никто не любит! – признася Штушти-Кутушти.- И от этого мне плохо.
- А что ты можешь сделать для того, чтобы тебя любили? – снова спроси Удав.
- Я не знаю, - задумался Штушти-Кутушти.
И вдруг он подумал, что действительно не знает, что нужно сделать, чтобы его полюбили. Он умел кусаться и больно царапаться, дразниться и обманывать, но это совсем не то, что нужно делать, чтобы тебя любили.
- Когда я был совсем маленьким, - сказал Удав, - мой дедушка говорил мне: «Делай другим то, что ты хочешь поучить от них».
- Значит, если я хочу, чтобы на меня обращали внимание, я могу улыбнуться или дать что-нибудь, что у меня есть? – догадался Штушти-Кутушти.
- Да, и это непросто, поделиться с другим или помочь ему, а иногда просто улыбнуться, - сказал Удав.
Честно говоря, Штушти-Кутушти пришлось нелегко. Ведь звери боялись его. Но теперь он понимал, что нужно делать, чтобы на тебя сначала обратили внимание, а потом полюбили. И не сразу ему удалось добиться того, чего он хотел. И вот как-то раз он пришел к старому Удаву и сказал: «Все, чего я хочу, - это просто сказать спасибо тебе и твоему дедушке. Теперь другие звери относятся ко мне так, как я отношусь к ним».
Обсуждение прочитанного:
Психолог. Почему с Штушти-Кутушти никто не дружил?.. Хорошо ли быть одному?.. Какой мудрый совет дал Штушти-Кутушти старый Удав?.. Помог ли он ему и как?...
Упражнение-разминка «Я хочу с тобой подружиться»
Выбирается водящий. Он произносит слова «Я хочу подружиться с …», а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку. После этого он сам становится водящим.
Дискуссия: «Какие чувства мешают дружить»
Психолог. У каждого человека есть свое любимое чувство. Кто-то чаще радуется, кто-то обижается, кто-то злится. Кто-то всегда боится. Подумайте, какие чувства помогают дружить, а какие мешают.
«Сердитый мальчик – веселая девочка»
Психолог дает детям по очереди задание изобразить сердитого мальчика, веселую девочку, обиженного мальчика, пугливую девочку. Остальные дети осуждают, хочется и им иметь такого друга и почему.
Упражнение «Дождик»
Дети мелкими движениями пальцев постукивают по коленям, имитируя капли дождя.
Психолог. Только что мы играли в игру «Дождик»: каждый из вас изображал отдельную капельку, а все вместе стаи бурным ливнем, который смочил всю землю и да напиться травам, деревьям. Одна капелька смога бы это сделать? А один человек может прожить на свете? А если у него есть друзья и близкие? Как вы думаете, кому легче и интереснее жить на свете? Что такое дружа? Чем она помогает? Каким необходимо быть, чтобы с тобой дружили? У вас есть друзья?..
Упражнение «Цветок дружбы»
Психолог. Представьте, что выпревратись в красивые цветы, с которыми хочется дружить. Выберите себе цветок, в который вы бы хотели превратиться…
Психолог работает поочередно со всеми детьми. Сначала он «сажает семечко» - ребенок поджимает ноги, садится на стульчик, опускает головку – он «семечко». Психолог поглаживает его – «закапывает в ямку». Затем из пипетки слегка капает на головку водой – поливает. «Семечко начинает расти» - ребенок тихонько встает, поднимая вверх руки. Психолог помогает ему, поддерживая его за пальцы. Когда «цветок вырастет», дети хором кричат ему: «Какой красивый цветок! Мы хотим дружить с тобой».
Прощание: «Башня дружбы»
Дети стоят в кругу. Педагог выставляет вперед правую руку, четыре пальца которой согнуты в кулак, а большой палец поднят вверх. Следующий по кругу ребенок берется своей правой рукой за большой палец ведущего, а свой большой палец поднимает вверх и т.д. Затем присоединяются другие участники. После того, как «башня» построена все хором говорят: «До свидания!» и поднимают дружно руки вверх.