Просмотр содержимого документа
«Занятие для детей подготовительной группы "Зимующие птицы"»
Конспект занятия
для детей подготовительной группы
«Зимующие птицы»
Подготовил:
учитель – дефектолог
Жданова Л.З.
Цель: Развитие навыков ориентировки в малом пространстве
Коррекционно — развивающие задачи:
Расширять у детей опыт ориентировки в малом пространстве.
Закрепление знаний о зимующих птицах.
Развитие умения ориентироваться по словесной инструкции.
Обучение соотношению расположения птиц на карте-пути с их заменителями на условной схеме.
Развитие мелкой моторики, зрительного внимания.
Оборудование:Карта-путь (лабиринт), цветные изображения птиц (снегирь, воробей, сорока, синица), условные заменители (фишки 4–х цветов: оранжевый, желтый, голубой, красный), карточки (4 штуки), перфокарты с ошибками (индивидуальные, 4 штуки), цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Загадывание загадок о птицах (снегирь, воробей).
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в гости к птицам в зимний лес. А какие птицы нас встретят в зимнем лесу, вы попробуйте отгадать. Умеете отгадывать загадки? Слушайте внимательно:
«Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это - … (снегири)».
-Кто же еще поджидает нас на лесной полянке? Попробуем отгадать:
«Озорной мальчишка
В сером армячишке
По лесу шныряет,
Крошки собирает».
Кто это- … (воробей)
-На лесной поляне зимой можно встретить воробья, снегиря. Ребята, а как одним словом их можно назвать? (ответы детей)
2. Узнавание и называние птиц в цветном изображении (снегирь, воробей, сорока, синица) и деревьев (ель, сосна, береза, дуб).
-Посмотрите внимательно на лесную зимнюю полянку. На снегу следы птиц, они все перепутаны.
-Ребята, а кто расположился слева на лесной полянке? Это птицы.
-Назовите этих птиц по порядку, начиная сверху вниз.
- Мы с вами встретили веселую компанию птиц. Ребята, а как вы узнали снегиря, воробья, сороку, синицу?
-Посмотрите, что находится справа на зимней поляне?
- Назовите деревья по порядку сверху вниз. (сосна, береза, ель, дуб). Не зря птицы собрались все вместе. У них какой-то шумный разговор. Ах! Вот оно что, следы птиц на снегу перепутались так, что они забыли, кто с какого дерева прилетел. Ребята, а вы поможете птицам? Распутаете следы?
3. Подбор заменителей (какой птице соответствует фишка определенного цвета).
-Распутывать дорожки мы будем вместе, а вы у себя на карточках будете отмечать, кто из птиц, где сидит и с какого дерева прилетел. У вас птиц нет, но есть фишки. Каждую птицу мы обозначим фишкой определенного цвета.
-Возьмите карточки и фишки, положите перед собой. У снегиря грудка красного цвета, его мы будет обозначать фишкой красного цвета. Найдите у себя фишку красного цвета, покажите. Какую птицу мы обозначили этой фишкой? Фишкой, какого цвета? Запомнили. Положите фишку на место.
(Аналогично проходит работа по подбору заменителей к остальным птицам: воробей – фишка оранжевого цвета, сорока – голубого, синица – желтого). Мы обозначили каждую птицу фишкой определенного цвета. Назовите, какая птица фишкой какого цвета будет обозначаться.
-Ребята, давайте представим, что мы птицы, поиграем на лесной полянке. Вылетайте все ко мне.
«Птицы весело летают. И кормушки подмечают. Дружно зернышки клюют, Вместе песенки поют». (Дети повторяют слова и выполняют движения, по образцу педагога).
5. Распутывание лабиринта. Работа с условной схемой (лабиринтом), с индивидуальной карточкой и фишками.
-Первую дорожку мы распутаем вместе. Я буду медленно вести указкой по дорожке, а вы внимательно следите глазами и пальчиком вместе со мной, вдруг я ошибусь, будете помогать, чтобы мы правильно распутали дорожки и вернули птицу на ее дерево.
-Поставьте правую (левую) руку на локоток и указательный палец направьте в ту точку, где сидит снегирь, переведите палец на начало дорожки. Скажите, где находится снегирь? (Слева вверху)
-Готовы, ребята, начинаем распутывать первую дорожку следов снегиря. (Дети следят глазами и ведут пальчиком. Педагог медленно ведет указкой по линии лабиринта). Мы распутали первую дорожку, скажите, с какого дерева прилетел снегирь? (С елки) Мы с вами выручили снегиря.
-Ребята, обозначьте это у себя на карточке, если снегирь снова забудет, мы ему сможем помочь. С какой стороны сидел снегирь? Где? Вспомните, какого цвета фишкой мы договорились обозначать снегиря? Возьмите фишку красного цвета и поставьте ее у себя на карточке слева сверху, где сидел снегирь. С какой стороны вы ставите фишку? В какую дырочку? А теперь фишку такого же цвета поставьте туда, куда прилетел снегирь. На какую сторону прилетел снегирь? В какую дырочку?
-Готовы распутывать дальше? Тогда попробуйте сами. Распутываем дорожки, вспоминаем, какую птицу каким цветом обозначили и отмечаем у себя на карточке. (Дети распутывают самостоятельно, вопросы аналогичные)
6. Развитие зрительного внимания, ориентировка на индивидуальных перфокартах. (У детей перфокарты: левая сторона закрыта, правая открыта)
-Звери леса тоже хотели помочь птицам, но они что-то напутали и птицы не смогли вернуться на деревья. Найдем и исправим эти ошибки. Будьте внимательными. Вам надо запомнить последовательность цветов с правой стороны на вашей карточке, а потом проверить в такой ли последовательности по цвету нарисованы кружки на карточке, которую дам вам я. Если увидите ошибку, зачеркните карандашом и рядом нарисуйте кружок нужного цвета.
(Дети запоминают последовательность цветов, затем самостоятельно выполняют задание)
7. Итог занятия.
-Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Каких птиц мы встретили на поляне? Как люди заботятся и помогают птицам зимой? Назовите деревья на вашем участке, на которых висят кормушки? Проверьте кормушки на участке, достаточно там корма для птиц, понаблюдайте за ними и расскажите родителям, какие птицы прилетают в детском саду на кормушку зимой.