Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие и сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников»
Взаимодействие и сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников
(из опыта работы)
Из многолетнего педагогического опыта мы хорошо знаем, как важно расположить к себе родителей, как необходима и важна работа с семьями воспитанников.
Более 40 лет родители приводят в наш детский сад своих детей, а теперь и бывшие воспитанники охотно ведут уже своих детей. Чтобы работать еще лучше, идти в ногу со временем, нужно вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс, используя при этом новые инновационные технологии.
Для этого в нашем детском саду есть все условия. В ДОУ трудятся высококвалифицированные педагоги, которые постоянно делятся своим опытом с коллегами на уровне города, области. Есть и молодые специалисты, начинающие воспитатели.
В настоящее время большинство современных родителей во всех подробностях хотят знать, как их дети проводят время в детском саду, как обучают, чем кормят, как воспитывают. Родители не стесняются задавать самые разнообразные вопросы, предъявлять требования, касательно собственных детей.
На очередном педагогическом совете было принято решение об улучшении общения с родителями, установления партнерских отношений, о вовлечении их в воспитательно-образовательный процесс, искать новые формы сотрудничества. Отношения детского сада с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при одном условии: открытости детского сада.
Первая встреча малыша и родителей происходит с воспитателем, когда они поступают в детский сад. В общении с родителями соблюдаем терпение и выдержку, ведем диалог с ними на равных, чтобы они смогли увидеть в воспитателе единомышленника, партнера, заинтересованного в успешном развитии и воспитании их детей. Первые шаги сделаны к добрым, доверительным отношениям между детским учреждением и родителями. Ведь залог успешного посещения ребенком детского сада - это контакт, сотрудничество родителей и воспитателей.
В своем выступлении я хочу познакомить вас с работой, которая мы проводим с семьями воспитанников. В работе с семьей мы используем как традиционные, так и инновационные формы работы.
Для полной информации о запросах родителей мы провели анкетирование. На основе собранных данных выработали дальнейшую тактику общения, взаимодействия с родителями. Такую форму работы как консультации, мы используем для передачи информации на интересующие вопросы родителей. В красочно оформленные уголки размещается вся необходимая информация, которая периодически обновляется.
Важное место в работе с родителями занимают общие, групповые родительские собрания. Присутствие родителей на первых родительских собраниях было незначительным, родители жаловались на занятость, нехватку времени. Начали думать, искать пути решения, как привлечь родителей. Родительские собрания стали проводить в виде круглых столов, гостиных, включать детей с концертными номерами, использовать показ презентаций. Это позволило заинтересовать родителей, они почувствовали доброжелательное отношение к ним и их детям со стороны детского сада и стали активными участниками. Интересно проходили обсуждения педагогических ситуаций, волнующих проблем по воспитанию детей.
Постепенно родители становились участниками образовательного процесса. Очень интересно проходят в детском саду «Дни открытых дверей». У родителей появляется возможность целый день побыть в дошкольном учреждении вместе со своим ребенком, посетить занятия, утреннюю гимнастику, наблюдать за приемом пищи детей, за играми детей, провести небольшую экскурсию по детскому саду. Чтобы образовательный процесс был прозрачным, родители воочию смогли увидеть работу педагогов, два члена родительского комитета включены в состав аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности.
Самым интересным и любимым мероприятием для родителей в детском саду являются праздники. Праздники одна из важнейших форм работы с родителями. Мы привлекаем родителей к подготовке и участию в праздниках, они не только зрители, но и активные участники. Несмотря на занятость, родители откликаются на наши просьбы, исполняя качественно различные роли (деда Мороза, Кикиморы, старика Хоттабыча, Рассеянного и другие).
На протяжении многих лет в нашем саду существует такая форма работы с родителями, как совместное посещение ветеранов Великой Отечественной войны, которых с каждым годом становится все меньше и меньше. Мы придаем огромное значение данному виду сотрудничества. Тема патриотического и духовно-нравственного воспитания важна для воспитания подрастающего поколения. Совместно с родителями оформили Книгу «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», где собрано много материалов о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне. Наши родители активные участники в реализации проектов: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Русская изба», «Слава героям войны». С помощью родителей созданы мини-музеи: «Русская изба», «Музей Боевой Славы».
Совместное творчество детей и родителей позволяет им лучше узнать друг друга, появляется дополнительная возможность поговорить, пообщаться с ребенком. Было организовано мероприятие с выступлением детей, где родители из рук Благочинного отца Николая получили дипломы об участии в конкурсе «Пасхальный вернисаж». Также родители активные участники различных городских конкурсов: «Неопалимая Купина», «Зимняя фантазия», «Искусство быть семьей», «С новосельем», «Зимняя постройка», активное участие в городском празднике «Город детства», во всесоюзной лыжной гонке «Лыжня России». Не остались в стороне и от участия в акциях: «Подари цветок детскому саду», «Сдай батарейку – спаси мир», «Вспомним всех поименно», «Чистый город» и другие.
В мае 2017 года родители стали участниками городской интеллектуальной игры «Брейн-ринг» по творчеству нашего земляка А.Аверкина. В рамках работы с родителями в детском саду была проведена интеллектуальная игра «Что, где, когда?»
Многие родители сами являлись воспитанниками нашего детского сада, и сейчас приводят своих детей, внуков. Они не могут оставаться в стороне и по мере возможности оказывают неоценимую помощь в укреплении материально-технической базы: в благоустройстве участков, создании комфорта и уюта в группах, изготовлении костюмов для театральной деятельности.
Взаимодействие, сотрудничество семьи с детским садом проявляется в организации безопасности детей. С большим интересом, удовольствием родители совместно с педагогами посещают достопримечательности города, участвуют в экскурсиях в краеведческий исторический музей, в музей русской песни, в пожарную часть, в детскую библиотеку, в физкультурно-спортивный комплекс и другие.
Для более активного вовлечения родителей в образовательный процесс используем такие формы взаимодействия с родителями, как консультативный пункт и клуб молодой семьи «Росточки». Консультативный пункт ДОУ создавался с целью обеспечения доступности дошкольного образования, обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста на дому, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагоги учреждения оказывают помощь семьям микрорайона, дети которых не посещают детский сад. Дошкольникам, не являющимся воспитанниками детского сада, мы оказываем разные виды услуг, цель которых - научить детей общению со сверстниками и взрослыми, умению заявлять о себе, не комплексовать, проявлять и реализовывать свои склонности, способности в разных видах детской деятельности.
Организуя работу клуба, мы используем различные формы взаимодействия с родителями: консультации в форме лекций, дискуссии, мастер-классы, семинары-практикумы, круглые столы, викторины. В конце учебного года проводим родительское собрание для родителей будущих воспитанников с показом презентации о том, как весело и интересно живется детям в нашем саду.
Интересной, продуктивной и результативной формой работы с родителями – является практическая деятельность. Это проведение мастер-классов, семинаров – практикумов. Проводятся тематические встречи с приглашением старшей медицинской сестры по вопросам гигиенического ухода, рационального правильного питания, прогулок, необходимости соблюдения режима дня. Она дает рекомендации, консультации в форме лекций, дискуссий по профилактике различных заболеваний, проведении закаливающих процедур и др.
Родителей часто волнует вопрос, связанный с развитием речи детей. Поэтому для них организовываем встречи с учителем-логопедом, которая дает родителям рекомендации по преодолению и решению речевых проблем детей в игровой форме в домашних условиях. Ею демонстрируются различные пособия, которые можно использовать в играх с детьми для развития речи. При проведении тренингов, мастер-классов логопед показывает какие речевые игры, упражнения, пособия можно использовать для развития речи. Интересно проходят встречи по обучению родителей артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастике, даются рекомендации по использованию развивающих пособий и игр в домашних условиях.
Воспитатели проводят интересные мастер-классы по изобразительной деятельности с обучением детей и родителей нетрадиционным техникам рисования (рисование ладошками, ватными палочками, листьями, губкой и т. Д.), тем самым прививая интерес к рисованию, развитию творческих способностей, фантазии, воображения.
С удовольствием родители вместе с детьми поучаствовали в мастер-классе по изготовлению традиционной тряпичной «куклы-оберег». Они окунулись в мир кукол, которыми играли наши бабушки и прабабушки, с удовольствием погрузились в атмосферу творчества, узнали много нового, что на Руси кукла считалась оберегом, предохраняющим от различных несчастий, болезней и нечистой силы. Такие мастер-классы проходят плодотворно, все родители остаются довольными.
Для детей, не посещающих детский сад, устраиваем каждый год праздник «Новогодней елки», где Дед Мороз дарит сладкие подарки. Таки встречи с родителями и детьми проходят в атмосфере душевного тепла и уважения.
Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме консультационного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.
Таким образом, воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Мы смогли убедить родителей в том, что надо учиться понимать своего ребенка, помогать во всем, быть терпеливым и тогда все получится.
Организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление личности ребёнка, повышать уровень культуры педагогов и семей, а в целом, укрепляет сотрудничество семьи и детского сада.
Родители стали проявлять открытый интерес к жизни детского сада: стали эмоционально поддерживать своего ребенка - радоваться успехам и сопереживать неудачам, стали активно посещать собрания, участвовать в детских праздниках и досугах, проектной и совместной деятельности.
По результатам повторной диагностики категории семей в группе пассивных родителей нет, увеличилось количество активных заинтересованных родителей. Такие изменения позволяют говорить о продуктивности использования современных форм в работе с родителями, что помогает взаимодействию детского сада с родителями.