kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Всезнайка кружок

Нажмите, чтобы узнать подробности

кружок всезнайка направлен на актуальность  развитие речи и фонематического слуха

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Всезнайка кружок»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 комбинированного вида»



ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

Решением Педагогического совета №___ Заведующая МДОУ «Детский сад Протокол №___ от «___» _______ 2024г. №32» __________ Н.Б. Кузнецова

Приказ №___ от «___» _______ 2024г.







Дополнительная общеобразовательная программа

(дополнительная общеобразовательная программа)

«Познаю все»

(для детей 4-5 лет, срок реализации 1 год)







Составитель: Балыкова Ольга Андреевна

воспитатель МДОУ «Детский сад №32

комбинированного вида»




г. Саранск, 2024г.

СОДЕРЖАНИЕ


1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

6

3.

Учебно-тематический план

13

4.

Календарно-тематическое планирование

16

5.

Методическое обеспечение дошкольной образовательной программы

41

6.

Работа с родителями

45

7.

Список литературы

47

8.

Приложения

48
















ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование программы

Программа по дополнительному образованию «Познаю все»

Руководитель программы

Балыкова Ольга Андреевна

Организация-исполнитель

МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»

Адрес организации исполнитель

Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Федосеенко, д.10

Цель программы

Всестороннее развитие ребенка – развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей.

Направленность программы

Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие

Срок реализации программы

1 год

Виды программы

Общеразвивающая

Уровень реализации программы

Дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

Практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

По математическому развитию ребенок к концу года должен:

• сравнивать количество предметов, различать, где их много, а где один, объяснять это словами;

• понимать значение вопроса Сколько? и правильно отвечать на него;

• называть числительные по порядку в пределах пяти, относить последнее числительное ко всей группе;

• согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным;

• различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

• понимать, что фигуры могут быть разного размера;

• различать и называть геометрические тела (шар, куб, цилиндр);

• видеть геометрические фигуры в окружающих предметах;

• сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;

• использовать в речи результаты сравнения (большой, поменьше, самый маленький и т.д.);

• выделят признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по нему;

• различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь);

• различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето);

• обозначать словами положение предмета относительно себя (слева, справа, вверху, внизу);

• понимать задание и выполнять его самостоятельно.

По обучению грамоте ребенок к концу года должен:

• правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

• различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;

• делить слова на слоги;

• дифференцировать твердые и мягкие согласные;

• определять и называть первый звук в слове;

• произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;

•рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии, штриховать несложные предметы;

• выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность образовательной программы

Программа «Познаю все» направлена на развитие устной речи и подготовку к курсу обучения грамоте, а также на развитие математических представлений детей 4 – 5 лет. Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи — фонетические, лексические, грамматические — и на их основе — развитие связной речи.

Развитие математических представлений у детей изложено в традиционных разделах: «Количество и счет», «Величина», «Геометрические фигуры», «Ориентировка во времени», «Ориентировка в пространстве». Кроме этого выделен раздел «Логические задачи».

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Новизна данной программы заключается в ее четкой логической структуре, гармоничном сочетании развития устной речи и математических представлений у дошкольников. Программа «Всезнайка» обеспечивает каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в школе.

Развитие речи детей, а также развитие элементарных математических представлений осуществляются при различных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте и математике. Педагогический процесс предполагает так же введение широкого круга познавательных задач. (Именно об этом писали в свое время Д.Б.Эльконин, О.М.Дьяченко, Н.С. Варенцова, Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова и др.)

В исследованиях Г.И. Щукиной, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.И. Леонтьева и др. доказано, что успешность обучения в школе зависит от целого ряда условий и, в частности, от уровня развития как общих способностей от которых зависит успех и индивидуальное своеобразие деятельности

(В.С. Мерлин), так и частных способностей определенной направленности.

Содержание программы обеспечивает:

• личностно — ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым;

• развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребенка;

• формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

Отличительные особенности

Отличительной особенностью программы является ее комплексность. Программа направлена на развитие у детей познавательного интереса, желания и привычки думать, стремления узнать что-то новое. Научить общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно полезную деятельность.

Ведущей деятельностью дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, соревнуются, делают «открытия» и т.д. в ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, группах. Основная работа по программе проводится в форме чередования игровых занятий по обучению грамоте и математике. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

Обязательным условием реализации программы является участие в ней родителей воспитанников. Включение родителей в педагогический процесс, прежде всего важно ребенку, который сможет проводить с ними больше времени, осознавать, что мама и папа интересуются его успехами, а в случае неудачи всегда придут ему на помощь.

Цель и задачи программы

Цель программы — всестороннее развитие ребенка – развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил.

Задачи программы по развитию речи, обучению дошкольников элементам грамоты и математических представлений:

Образовательные:

- Продолжать знакомить с терминами «слово» и «звук».

- Познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги.

- Познакомить с тем, что слово можно обозначить прямоугольником (простейшее моделирование).

- Формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные.

- Продолжать учить рисовать вертикальные и горизонтальные линии.

-Продолжать работу по развитию интонационной стороны речи: умению произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.

- Продолжать учить говорить согласно нормам литературного произношения.

- Учить писать цифры по точкам; соотносить цифры с количеством предметов; понимать отношения между числами в пределах пяти; различать количественный и порядковый счёт, отвечать на вопросы Сколько? Который? Какой по счёту?; устанавливать равенство и неравенство групп предметов, находящихся на различном расстоянии друг от друга, разных по величине, форме расположению.

- Закрепить умение считать в пределах пяти, пользуясь правильными приёмами (называние числительных по порядку с указанием на предметы, расположенные в ряд; согласование в роде, числе и падеже числительного с существительным; отнесение последнего числительного ко всей группе).

- Закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), геометрических телах (шар, куб, цилиндр).

- Закрепить умения различать и правильно называть части суток (утро, день, вечер, ночь), различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето).

Развивающие:

- Знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и похоже. - Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «С-СЬ», «3- ЗЬ», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Р-РЬ», «Л-ЛЬ», «М-МЬ», «Б-БЬ», «К-КЬ», «Г-ГЬ», «Д-ДЬ», «Т-ТЬ» изолированно, в словах и во фразовой речи.

- Учить называть слова с заданным звуком.

- Учить определять и изолированно произносить первый звук в слове.

- Учить способам интонационного выделения звука в слове.

- Учить рисовать округлые линии.

- Учить рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии.

- Учить заштриховывать различные предметы.

- Учить писать цифры по точкам; соотносить цифры с количеством предметов; понимать отношения между числами в пределах пяти; различать количественный и порядковый счёт, отвечать на вопросы Сколько? Который? Какой по счёту?; устанавливать равенство и неравенство групп предметов, находящихся на различном расстоянии друг от друга, разных по величине, форме расположению.

- Учить способствовать развитию произвольных движений пальцев и кистей рук.

- Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (пять размеров); употреблять сравнения (большой, поменьше, ещё меньше, самый маленький); выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

- Учить представлению о том, что фигуры могут быть разного размера;

- Учить различать понятия вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами, различать понятия быстро, медленно.

- Продолжать учить различать правую и левую руку, раскладывать счётный материал, считать правой рукой слева - направо.

Воспитательные:

- Воспитание и развитие у ребёнка умения преодолевать трудности.

Возраст детей, сроки реализации программы

Программа предназначена для детей средней группы. Срок реализации программы 1 год. Учебная нагрузка соответствует гигиеническим требованиям к ней детей дошкольного возраста и составляет — 20 минут.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся во второй половине дня, два раза в неделю. В середине занятия проходит физкультминутка. Распределение программного материала соответствует возрастным особенностям детей и реальным требованиям, предъявляемым к современному обучению. Занятия по обучению грамоте и математике чередуются друг с другом. Приоритетной формой организации детей на занятиях является объединение их в малые группы 6-8 детей или индивидуальные занятия. Это позволяет удовлетворить стремление детей к общению, совместным действиям и эмоциональным переживаниям. Отдельные задания, представленные в рабочих тетрадях для детей, используются как часть занятия (5-6 минут). При организации занятий широко используются такие средства, как Кубики Н.Зайцева, игровые упражнения, художественные произведения, дидактические игры, стихи, рисунки, задания практического характера, а также наглядный материал в виде плакатов.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

По математическому развитию ребенок к концу года должен:

• сравнивать количество предметов, различать, где их много, а где один, объяснять это словами;

• понимать значение вопроса Сколько? и правильно отвечать на него;

• называть числительные по порядку в пределах пяти, относить последнее числительное ко всей группе;

• согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным;

• различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

• понимать, что фигуры могут быть разного размера;

• различать и называть геометрические тела (шар, куб, цилиндр);

• видеть геометрические фигуры в окружающих предметах;

• сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;

• использовать в речи результаты сравнения (большой, поменьше, самый маленький и т.д.);

• выделят признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по нему;

• различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь);

• различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето);

• обозначать словами положение предмета относительно себя (слева, справа, вверху, внизу);

• понимать задание и выполнять его самостоятельно.

По обучению грамоте ребенок к концу года должен:

• правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

• различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;

• делить слова на слоги;

• дифференцировать твердые и мягкие согласные;

• определять и называть первый звук в слове;

• произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;

• рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии, штриховать несложные предметы;

• выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.

Форма подведения итогов

Подведение итогов по программе организуется в виде итоговых занятий 1 раза в год.

Педагогический мониторинг реализации программы кружка «Познаю все»

Для отслеживания динамики освоения программы детьми проводится педагогический мониторинг два раза в год (октябрь, апрель).

Она направлена на развитие у детей познавательного интереса, желания и привычки думать, стремления узнать что-то новое. Научить общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно полезную деятельность.

Мониторинг проводится на всестороннее развитие ребенка, развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил.

ФИ ребенка

Правильное произношение всех звуков родного языка, в словах, во фразовой речи

Различие коротких и длинных слов, похожие или не похожие, звонкие, громкие и тихие

Дифференцирование твердых и мягких согласных, определение и называние первых звуков в слове

Различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал),

различать и называть геометрические тела (шар, куб, цилиндр)

Понимать значения вопросов Сколько? Который? Который по счёту? и правильно отвечать на него


Различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь), времена года (осень, зима, весна, лето)


























Учебно-тематический план программы «Познаю все»


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теория


Практика


Количество

занятий

Минут

1.

«Один и много. Круг»

2

40

12

28

2.

«Знакомство с многообразием слов,

моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках»

2

40

10

30

3.

«Времена года. Сравнение чисел»

2

40

14

26

4.

«Большой и маленький квадрат»

2

40

12

28

5.

«Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжённостью слов (длинные и короткие)»

2

40

14

26

6.

«Части суток.

Слева, в середине, справа»

2

40

12

28

7.

«Знакомство с цифрой «1», «2»

2

40

8

32

8.

«Знакомство с многообразием слов на слоги»

2

40

10

30

9.

«Большой, поменьше, маленький, одинакового

размера. Треугольник»

2

40

10

30

10.

«Знакомство с многообразием слов»

2

40

12

28

11.

«Короткий, длинный. Овал»

2

40

14

26

12.

«Знакомство с многообразием слов.

Деление слов на слоги»

2

40

12

28

13.

«Знакомство с цифрой «3», «4». Времена года (зима). «Высокий, низкий»

2

40

8

32

14.

«Звуки «С-Сь» Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными»

2

40

10

30

15.

Звуки «З-Зь». Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными»

1

20

6

14

16.

«Широкий, узкий.

Прямоугольник»

2

40

14

28

17.

Звуки «С-СЬ», знакомство с твёрдыми и мягкими согласными»

2

40

8

32

18.

«Круг, овал»

2

40

14

26

19.

Звук «У», «Ш»

2

40

10

30

20.

«Влево, вправо»

2

40

8

32

21.

Звук «Ж-Ш»

2

40

10

30

22.

«Далеко - близко, сравнение чисел»

2

40

12

28

23.

Звук «Щ»

2

40

10

30

24.

«Квадрат, прямоугольник к вверху, внизу, слева, справа, под. Времена года».

2

40

14

26

25.

Звуки «Ч», «Т-Ть»

2

40

12

28

26.

«Счет от 5 до 10. Числа и цифры 5-10».

2

40

8

32

27.

Звуки «Ч-Щ»

2

40

12

28

28.

«Сравнение по толщине»

2

40

8

32

29.

Звуки «Р-Рь», «Л-Ль», «М-Мь», «К-Кь», «Б-Бь», «Д-Дь»

2

40

16

24

30.

«Сравнение по высоте»

2

40

8

32

31.

Звуки «Г-К»

2

40


12

28


Итого занятий:

60

1220мин. /20ч.30 мин.

340мин /5ч. 30 мин.

900 мин./15ч.00 мин.

В неделю проводится 2 занятия с 1 октября по 31 мая.

С 1 по 14 октября и с 16 по 31 мая – диагностика.

В мае – итоговое мероприятие (итоговое занятие, развлечение и др.)

С 1 по 14 января – каникулы (занятий нет).




























Календарно–тематическое планирование работы по основной

общеобразовательной программе дополнительного образования «Познаю все».


Месяц

Неделя

Тема

Цели и задачи

Форма работы

Количество часов

Материалы, оборудование, литература

10.

1

«Один и много. Круг»

1.Умение сравнивать количество предметов умение сравнивать

предметы по величине.

2.Закреплять знания о геометрической фигуре – круг.

3.Формировать навык самоконтроля.

1.Сюрпризный момент.

2.Загадывание загадок.

3.Игра «Соедини правильно».

4.Физкультминутка

5.Игра «Проведи дорожку».

6.Игра «Найди и закрась».

7.Самоконтроль выполненной работы.

2

Картинки - отгадки, пирамидки, шарики,

матрёшки, вёдра, рабочие тетради, карандаши цветные.

Арифметика – малышка,

демонстрационный материал.


2

«Знакомство с многообразием слов,

моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках»

1.Понимать и

правильно употреблять термин «слово»,

моделировать слово в виде прямоугольника, знакомить с разнообразием слов.

2.Находить различия в двух похожих рисунках, подбирать слова, подходящие по смыслу

3.Развивать поэтический слух.

  1. 1.Сюрпризный момент.

2.Игра «Обведи правильно».

3.Физкультминутка.

4.Загадывание загадок.

5.Знакомство детей с моделированием слов.

6. Игра «Дорисуй картинку».

7. Самоконтроль

выполненной работы.

2

Картинки-

отгадки, незнайка, колобок, рабочие тетради, цветные карандаши,

«Азбука – малышка»,

демонстрационный материал.


3

«Времена года. Сравнение чисел»

1.Учить считать предметы,

устанавливать равенства между двумя группами предметов.

3.Закреплять знания о времени года (осень)

4. Обозначить словами положение предмета по отношению к себе.

5. Учить ориентироваться на листе бумаги, формировать навык самоконтроля и самооценки.

1.Сюрпризный момент.

2.Игра «Сосчитай и нарисуй».

3.Игра «Подскажи словечко».

4.Физкультминутка.

5.Игра «Слушай, смотри, делай».

6.Игра «Не ошибись».

7.Игра «Будь внимательным».

8.Самоконтроль и само- оценка выполненной

работы.

2

Картинки-

отгадки, картина с изображением осени, круги

разного цвета, колобок, рабочие тетради, цветные карандаши, Арифметика – малышка,

демонстрационный материал.


4

«Большой и маленький квадрат»

1.Устанавливать соответствия между числом и количеством предметов, умение считать предметы,

сравнивать предметы по величине, выделять признаки сходства

предметов

2.Закрепить знания о геометрической фигуре квадрат.

3.Развивать зрительное внимание, формировать навык самоконтроля и самооценки.

1.Сюрпризный момент.

2.Игра «Соедини правильно».

3.Игра «Гаражи и машина».

4.Физкультминутка.

5.Игра «Найди и раскрась».

6.Игра «Узнай, кто спрятался».

7.Самоконтроль и самооценка.

2

Незнайка, кубики, машины разных

размеров,

квадрат, карточки – отгадки, цветные

карандаши,

рабочие тетради, Арифметика – малышка, демонстрационный материал.

11.

1

«Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжённостью слов (длинные и короткие)»

1.Знакомство с протяжённостью слов, знакомство с многообразием слов, развивать внимание и логическое мышление.

2.Моделирование слов, учить детей делить слова на слоги, формировать навык самоконтроля и самооценки.

  1. 1.Сюрпризный момент.

  2. 2.Игровое упражнение «Соедини правильно».

  3. 3.Игра «Загадки и отгадки». 4.Физкультминутка.

5.Игра «Какие бывают слова?»

6.Задание «Дорисуй иголки ёжикам».

7.Самоконтроль и самооценка.

2

Ёжик, мишка, игрушки, картинки-отгадки, рабочие тетради, цветные

карандаши,«Азбука–малышка», демонстрационный материал.


2

«Части суток.

Слева, в середине, справа»

1.Упражнять в сравнении двух групп предметов, учить добавлять недостающий предмет, устанавливать

равенство между группами предметов, закреплять представления о частях суток.

2.Учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе, формировать навык самоконтроля и самооценки.

1.Сюрпризный момент.

2.Игра «Сосчитай и дорисуй».

3.Игра «Закончи предложение».

4.Игра «Найди ошибку художника».

5.«Физкультминутка».

6.Игра «считай и рисуй».

7.Игра «Закрась правильно».

8.Самоконтроль и самооценка.

2

Модель частей суток, неваляшки, флажки, незнайка, картинка из сказки «три поросёнка», рабочие тетради, цветные

карандаши,

Арифметика – малышка,

демонстрационный материал.


3.

«Знакомство с цифрой «1», «2»

1.Учить отгадывать математические загадки, знакомство с цифрой 1, 2 как знакомство числа 1,2, учить писать цифру 1, 2 среди других.

2.Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе (справа, слева, посередине).

3.Формировать навык самоконтроля и

самооценки.

1.Сюрпризный момент.

2.Игра «Загадки и отгадки».

3.Игра «Найди цифру».

4.Физкультминутка.

5.Игра «Соедини правильно».

6.Игра «Продолжи ряд».

7.Самоконтроль и самооценка.

2

Незнайка, цифра 1, цифры от 2 до

5, картинки- отгадки,

геометрические фигуры, круги, квадраты, цв. карандаши,

рабочие тетради,

«Арифметика – малышка»,

демонстрационный материал.


4.

«Знакомство с многообразием слов на слоги»

1.Умение сравнивать слова по звучанию, подбирать слова, которые звучат, похоже.

2.Учить делить слова на слоги, отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.

3.Развивать внимание, наглядно-образное мышление, формировать самоконтроль и самооценку.

1.Сюрпризный момент.

2.Игровое упражнение

«Загадки и отгадки».

3.Игровое упражнение

«Соедини правильно».

4.Физкультминутка.

5.Упражнение «Раздели правильно».

6.Упражнение «Дорисуй иголки ёлкам»

7.Самоконтроль и самооценка.

2

Чудесный мешочек, овощи, фрукты, игрушки, зайчонок.

Картинки с изображением зайца, коровы,

зонта, винограда, котёнка, ёлки,

рабочие тетради, цветные

карандаши,«Азбука –

малышка»,демонстрационный материал.

12.

1

«Большой, поменьше, маленький, одинакового

размера. Треугольник»

1.Учить соотносить цифру с количеством предметов.

2.Умение сравнивать предметы по величине, объединять предметы.

1.Сюрпризный момент.

2.Упражнение «Загадки и отгадки».

3.Игра «Закрась правильно».

4.Физкультминутка.

5.Игра «Большой, поменьше, маленький».

6.Игра «Найди и закрась».

7.Самоконтроль и самооценка.

2

Незнайка, цифра 1, кубики, мяч, мишка, матрёшки блоки Дьеныша, рабочие тетради ,

«Арифметика – малышка»,

демонстрационный материал.


2

«Знакомство с многообразием слов»

1.Знакомство с многообразием и протяжённостью слов.

2.Учить внимательно слушать стихотворение, разбирать слова близкие по звучанию и подходящие по смыслу.

3.Учить находить несоответствие в рисунках.

4 .Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1. Сюрпризный момент.

2.Игровое упражнение

«Соедини правильно».

3.Игра «Подскажи словечко».

4.Физкультминутка.

5.Игровое упражнение

«Найди ошибки художника».

6.Самоконтроль и самооценка.


2

Незнайка, картинки с изображением птиц, рабочие тетради, цв. карандаши, «Азбука – малышка»,

д емонстрационн й материал


3

«Короткий, длинный. Овал»

1.Умение сравнивать предметы по величине и протяжённости

(короткий, длинный)

2.Закрепить знания о геометрической фигуре овал, находить его

среди множества фигур.

3.Формировать представление о том, что геометрические фигуры могут быть разного размера

1.Сюрпризный момент.

2.Игра «Загадки и отгадки».

3.Игра « Считай и закрашивай».

4.Физкультминутка.

5.Игра «Кто быстрее».

6.Игра «Закрась правильно».

7.Игра «Найди и закрась»

8.Самоконтроль и самооценка.

2

Незнайка, картинки – отгадки, две

ленты, цифра 2, рабочие тетради, цветные карандаши,

«Арифметика – малышка», демонстрационный материал


4

«Знакомство с многообразием слов.

Деление слов на слоги»

1.Учить делить слова на слоги, подбирать к слову схему.

2.Учить выразительно, читать стихотворение (интонация, пауза, ударение).

3.Развивать поэтический слух, подбирать слова подходящие по смыслу.

4.Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1.Сюрпризный момент.

2.Игра «Звуки поменялись местами».

3.Игровое упражнение

«Скажи правильно».

4.Физкультминутка.

5.Задание «Нарисуй дорожку».

6.Заучивание стихотво- рения.

7.Самоконтроль и самооценка.

2

Незнайка, мишка- шишка, рабочие тетради, цв.

карандаши, «Азбука – малышка»,

демонстрационный материал

01.

1

-

2

Каникулы

Цель: закреплять пройденный материал в домашних (бытовых) условиях.






3

«Знакомство с цифрой «3», «4». Времена года (зима). «Высокий, низкий».

1.Учить отгадывать математические

Загадки.

2.Знакомство с цифрой 3, 4 ,учить писать и находить цифру 3, 4 среди множества других цифр.

3.Закрепить знания о времени года (зима).

4.Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1.Сюрпризный момент.

2.Игра «Отгадай и закрась».

3.Игра «Найди цифру».

4.Физкультминутка.

5.Игра «Число и цифра».

6.Игра «Соедини правильно».

7.Игра «Найди и раскрась».

8.Самоконтроль и самооценка.

1

Незнайка, цифры 1,2,3,4 картинка с изображением осени, рабочие тетради, цветные

карандаши,

«Арифметика – малышка»,

демонстрационный материал.


4.

«Звуки «С-Сь» Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными»

1.Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными.

2.Учить различать и произносить звуки «С- сь».

3.Учить делить схему слова на слоги.

4 .Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1.Сюрпризный момент.

2.Игровое упражнение

«Песенка насоса».

4.Игра «Подскажи словечко».

5.Физкультминутка.

6.Задание «Раскрась листья».

7.Заучивание стихотворения.

8.Самоконтроль и самооценка.

1

Незнайка, картинки-отгадки, картинка с

изображением осени, осенние листья, слонёнок, цв. карандаши,

рабочие тетради, «Азбука – малышка»,

д емонстрационный материал.



5.

Звуки «З-Зь». Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными»

1.Познакомить с твёрдыми и мягкими

согласными звуками.

«З-Зь», учить чёткому их произношению

2.Учить отгадывать загадки, выделяя

характерные признаки.

3.Развивать внимание, наглядно - образное мышление, логическое мышление.

4.Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться логическими паузами, ударениями, передавать своё отношение к окружающему.

5.Формировать навык самоконтроля.

1.Сюрпризный момент.

2.Игровое упражнение

«Как поют комары».

3.Игра «Загадки и отгадки».

4.Физкультминутка.

5.Заучивание стихотворения Б. Заходера.

6.Игровое упражнение

«Что забыл нарисовать художник».

7.Самоконтроль и самооценка.

2

Незнайка, изображение

комара, картинки- отгадки, зайчик , изорванная

книжка, скотч, цв. карандаши,

рабочие тетради, «Азбука – малышка»,

демонстрационный материал.



02.

1

«Широкий, узкий.

Прямоугольник»

1.Учить отгадывать математические загадки.

2.Соотносить количество предметов с цифрой.

3.Развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов.

4.Закреплять знание о геометрической фигуре прямоугольник, умение сравнивать предметы по ширине.

5 .Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1.Сюрпризный момент.

2.Игра «Загадки и отгадки».

3.Игра «соедини правильно».

4.Игра «Хватит ли куклам конфет?»

5.Физкультминутка.

6.Игра «Закрась правильно».

7.Игра «Найди и закрась». 8.Самоконтроль и самооценка.

2

Незнайка, картинки-отгадки, куклы, конфеты, ключик, цветные карандаши,

р абочие тетради.


2

Звуки «С-СЬ», знакомство с твёрдыми и мягкими согласными»

1.Учить различать твёрдые и мягкие согласные, звуки в словах.

2.Учить отгадывать загадки, выделяя

характерные признаки.

3.Развивать внимание, наглядно - образное мышление, логическое мышление.

1.Сюрпризный момент.

2.Игровое упражнение

«Помоги животным найти домик».

3.Игра «Подскажи словечко».

4.Игровое упражнение

«Раздели правильно».

5.Физкультминутка

6.Игра «Кто внимательный».

7.Самоконтроль и самооценка.

2

Незнайка, картинки-отгадки, зайчик,

демонстрационный материал, цветные карандаши,

рабочие тетради, «Азбука – малышка».


3

«Круг, овал»

1.Устанавливать равенство между двумя группами предметов.

2.Учить отсчитывать предметы по образцу.

3.Развивать зрительное внимание.

4.Определять положение предметов по отношению к себе.

5.Понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно

6.Формировать навык самоконтроля и самооценки.

  1. 1.Сюрпризный момент.

  2. 2.Игра «Сколько ёлочек?»

3.Игра « Считай, сравнивай, рисуй».

  1. 4.Физкультминутка.

5.Игра «Закрась и нарисуй»

6.Игра «Узнай, кто ушёл?»

7.Самоконтроль и самооценка.

2

Незнайка, цветные карандаши,

рабочие тетради, картинки-отгадки, «Арифметика – малышка»,

демонстрационный материал.


4

Звук «У», «Ш»

1.Учить различать и произносить твёрдый согласный звук «У», «Ш».

2.Учить внимательно, слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы по тексту.

3.Слушать предложение и называть последнее слово, подходящее по смыслу.

4.Развивать связную речь, её выразительность, произвольную память.

5.Формировать самоконтроль и самооценку.

  1. 1.Сюрпризный момент.

2.Чтение рассказа А. Максакова «Цыплёнок Цып».

3.Игра «Закончи предложение».

4.Физкультминутка.

5.Задание «Рисуем огурцы».

6.Заучивание стихотворения.

7.Самоконтроль и самооценка.

2

Незнайка, картинки-отгадки, цветные карандаши,

рабочие тетради, демонстрационный материал, «Азбука – малышка».

03.

1

«Влево, вправо»

1.Соотносить цифры 1,2,3,4 с количеством предметов.

2.Закрепить знания о геометрических фигурах.

3.Обозначать словами положение предметов относительно себя.

4.Формировать умение понимать учебную

задачу и самостоятельно выполнять её.

1.Сюрпризный момент.

2.Игра «Отгадай и закрась».

3.Игра «Найди цифру».

4.Физкультминутка.

5.Игра «Число и цифра».

6.Игра «Соедини правильно».

7.Игра «Найди и раскрась».

8.Самоконтроль и самооценка.

2

Незнайка, цветные карандаши,

рабочие тетради, картинки-отгадки, «Арифметика – малышка»,

демонстрационный материал.


2

Звук «Ж-Ш»

1.Знакомить с термином «звук», развивать фонематический слух, различать согласные звуки «Ш-Ж».

2.Учить соотносить схему с предметом на основе моделирования.

3.Учить делить слова на слоги.

4.Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.

5.Формировать навыки самоконтроля и самооценку.

1. Сюрпризный момент.

2.Игра «Подскажи словечко».

3. Игровое упражнение «Помоги животным найти свой вагон».

4.Физкультминутка.

5.Игровое упражнение «Соедини правильно».

6.Задание «Повторяем стихи».

2

Незнайка, цветные карандаши, рабочие тетради, демонстрационный материал, зайчик, «Азбука – малышка».


3

«Далеко - близко, сравнение чисел»

1.Учить считать по образцу и названному числу.

2.Учить понимать отношения между числами.

3.Учить отгадывать загадки, в которых присутствуют числа.

4.Формировать пространственные представления

5.Учить решать логическую задачу

6.Закреплять представление о геометрических фигурах.

1.Сюрпризный момент.

2.Игра «Отгадай».

3.Игра «Считай и рисуй».

4.Игра «Сосчитай и закрась цифру».

5.Физкультминутка.

6.Игра «Далеко - близко».

7. Игра «Дорисуй недостающие фигуры».

8.Самоконтроль и самооценка.


2

Незнайка, цветные карандаши, рабочие тетради, демонстрационный материал, картинки – отгадки, набор геометрических фигур, «Арифметика – малышка».


4

Звук «Щ»

1.Учить интонационно выделять согласный звук «Щ» в словах.

2.Учить определять и называть первый звук в словах.

3.Делить слова на слоги, используя модель слова.

4. Воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, выразительно читать стихотворение.

5.Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1.Сюрпризный момент.

2.Игра «Подскажи словечко».

3.Игровое упражнение «Соедини правильно».

4.Физкультминутка.

5.Задание «Дорисуй щётки».

6.Заучивание стихотворения С. Михалкова.

7.Самооценка и самоконтроль.

2

Незнайка, цветные карандаши, рабочие тетради, демонстрационный материал, картинки – отгадки.

04.

1

«Квадрат, прямоугольник к вверху, внизу, слева, справа, под. Времена года».

1.Учить цифру с количеством предметов.

2.Формировать представление о пространственных отношениях (слева, справа, вверху, перед, посередине).

3.Закреплять знания о геометрических фигурах.

4.Закреплять знания о временах года (зима, весна, лето, осень).

1.Сюрпризный момент.

2.Игра «Отгадай, сосчитай, нарисуй».

3.Игра «Кто, где?»

4.Физкультминутка.

5.Игра «Закрась правильно».

6.Игра «Когда это бывает?»

7.Самоконтроль и самооценка.


2

Незнайка, цветные карандаши, рабочие тетради, демонстрационный материал, «Арифметика – малышка», картинки – отгадки, картинки с изображением времён года.


2

Звуки «Ч», «Т-Ть»

1.Учить интонационно выделять согласный звук «Ч» в словах.

2.Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками « Т-ТЬ».

2.Учить интонационно выделять звуки «Т-ТЬ».

3. Учить различать твердые и мягкие согласные звуки «Т-ТЬ».

3.Продолжить знакомить с термином «звук» и назвать первый звук в слове.

4.Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.

1.Сюрпризный момент.

2.Игра «Загадки и отгадки».

3.Игра«Игровое упражнение будь внимательным».

4.Игра«Будь внимательным».

5. Физкультминутка.

  1. 6.Игра. «Часы».

7.ИГРА. «Назови первый звук».

8.Игра. «Часы».

9.Игра. «Тучи и зонтики».

10.Самоконтроль и самооценка.



2

Незнайка, цветные карандаши, рабочие тетради, демонстрационный материал, зайчик, «Азбука – малышка».


3

«Счет от 5 до 10. Числа и цифры 5-10».


1.Сформировать представление о числах и цифрах 5-10, способность считать от одного до десяти.

1.Сюрпризный момент.

2.Игра «Гости».

3.Игра. «Карандаши».

4.Игра. «Сделай бусы».

5.Игра. «Наведи порядок».

6.Самоконтроль и самооценка.

2

Незнайка, цветные карандаши, рабочие тетради, демонстрационный материал, «Арифметика – малышка», картинки – отгадки.


4

Звуки «Ч-Щ»

1.Способность развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Ч-Щ». 2.Продолжить учить делить слова на слоги используя модель слова.

3.Способность развитию зрительного и слухового внимания. 4.Формирповать навык самоконтроля и оценки.

1.Сюрпризный момент.

2.Игра «Загадки и отгадки».

3.Игра«Игровое упражнение будь внимательным».

4.Физкультминутка.

4.Игра«Будь внимательным».

5.Самоконтроль и самооценка.



2

Незнайка, цветные карандаши, рабочие тетради, демонстрационный материал, зайчик, «Азбука – малышка».

05.

1

«Сравнение по толщине»


1.Формировать умение сравнивать по толщине.

1.Сюрпризный момент.

2.Игра «Бревна».

3.Игра «В лесу».

4.Физкульминутка.

5.Игра «Лавочки».

6.Самоконтроль и самооценка.

2

Незнайка, цветные карандаши, рабочие тетради, демонстрационный материал, «Арифметика – малышка», картинки – отгадки.


2

Звуки «Р-Рь», «Л-Ль», «М-Мь», «К-Кь», «Б-Бь», «Д-Дь»

1.Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками « Р-РЬ», «М-Мь», «Л-Ль», «К-Кь», «Б-Бь», «Д-Дь». 2.Учить интонационно выделять звуки «Р-РЬ», «М-Мь», «Л-Ль», «К-Кь», «Б-Бь», «Д-Дь».

3. Учить различать твердые и мягкие согласные звуки «Р-РЬ», «М-Мь», «Л-Ль», «К-Кь», «Б-Бь», «Д-Дь». 3.Учить называть первый звук в словах. 4.Способствовать зрительному и слуховому вниманию.

1.Сюрпризный момент.

2.Игра. «Как поет мотор».

3.Игра «Зарядка».

4.Игра. «Кто внимательный?».

5.Игра. «Подскажи словечко».

6.Физкульминутка.

7.Игра. «Мы немножко рисовали».

8.Игра. «Раздели правильно».

9.Игра. «Рисуем мишку».

10.Игра. «Раскрась правильно».

11.Игра. «Загадки и отгадки».

12.Самоконтроль и самооценка.


2

Незнайка, цветные карандаши, рабочие тетради, демонстрационный материал, зайчик, «Азбука – малышка».


3

«Сравнение по высоте»

1.Тренировать умение сравнивать предметы по высоте.

1.Сюрпризный момент.

2.Игра. «Подбери дома».

3.Игра. «По росту становись».

4.Физкультминутка.

5.Игра. «Собери ёлку».

6.Самоконтроль и самооценка.

2

Незнайка, цветные карандаши, рабочие тетради, демонстрационный материал, «Арифметика – малышка», картинки – отгадки.


4

Звуки «Г-К»

1.Продолжить учить называть первый звук в словах.

2.Способствовать развитию графических навыков

(штриховка).

3.Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.

1.Сюрпризный момент.

2.Игра. «Раскрась и обведи правильно».

3..Игра «Скворечник».

4.Физкульминутка.

5.Игра. «Соедини правильно».

6.Самоконтроль и самооценка.


2

Незнайка, цветные карандаши, рабочие тетради, демонстрационный материал, зайчик, «Азбука – малышка».

























Методическое обеспечение программы



Демонстрационный

Материал

Кубики Зайцева

1 набор

Таблицы слогов по методике Зайцева

10

Алфавит

1

Карточки со слогами

30

Предметные картинки «Домашние животные»

1 набор

Предметные картинки «Дикие животные»

1 набор

Предметные картинки «Домашние птицы»

1 набор

Предметные картинки «Цветы»

1 набор

Предметные картинки «Деревья»

1 набор

Предметные картинки «Кустарники»

1 набор

Предметные картинки «Рыбы»

1 набор

Предметные картинки «Посуда»

1 набор

Предметные картинки «Одежда»

1 набор

Предметные картинки «Инструменты»

1 набор

Предметные картинки «Игрушки»

1 набор

Предметные картинки «Машины»

1 набор

Предметные картинки «Профессия»

1 набор

Предметные картинки «Времена года»

1 набор

Цветные карандаши

40

Простые карандаши

10

Геометрический материал

10 наборов

Счетный материал

10 наборов

Желуди

Много

Каштаны

Много

Конструктор «LEGO»

5 наборов

Дед

1

Бабка

1

Внучка

1

Жучка

1

Кошка

1

Мышка

1

Дидактические игры


«Назови скорее»

1

«Обведи правильно»

1

«Кто внимательный»

1

«Дорисуй уголки»

1

«Кто в каком домике живет»

1

«Раздели правильно»

1

«Найди ошибки художника»

1

«Подскажи словечко»

1

«Помоги найти домик»

1

«Соедини правильно»

1

«Поезд»

1

«Наведем порядок»

1

«Белочки»

1

«Бабушкины запасы»

1

«Что изменилось»

1

«Найди пару»

1

«Домики»

1

«Прятки»

1

«В магазине игрушек»

1

«Найди свое место»

1

«Ленты»

1

«Бревна»

1

«Нарви цветы»

1

«Грузчики»

1

«Фотографы»

1

«Отгадай, кто я»

1

«Садовники»

1

«Найди дорогу обратно»

1

«Продавцы»

1































Работа с родителями


Срок

Форма работы

Октябрь

1. Консультация для родителей «Занимательная математика дома и в повседневной жизни».

2. Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 4-5 лет».

3. Рекомендация для родителей « Учимся наблюдать за изменениями в природе».

4. Консультация для родителей «Дидактические игры по математике в средней группе».

Ноябрь

1. Консультация для родителей «Обучение грамоте детей дошкольного возраста».

2. Консультация для родителей «Как помочь ребёнку изучить части суток?».

3. Консультация для родителей «Как знакомить дошкольников с цифрами».

4. Рекомендации для родителей по формированию слоговой структуры слова.

Декабрь

1. Консультация для родителей «Речевое развитие детей 4-5 лет».

2. Консультация для родителей «Игры для развития речи дети 4-5 лет».

3. Консультация для родителей «Сравниваем предметы по величине».

4. Консультация для родителей «Речевое развитие. Делим слова на слоги».

Январь

1. Консультация для родителей «Учим математику дома».

2. Памятка для родителей «Освоение звука «С-Сь».

3. Рекомендация для родителей по обучению грамоте «Звук З-Зь».

4. «Консультация для родителей «Обучение грамоте детей дошкольного возраста».

Февраль

1. Консультация для родителей «Учим математику дома».

2. «Консультация для родителей «В гости к свистящим».

3. Рекомендация для родителей «Весёлая математика дома».

4. «Консультация для родителей «Как научить ребёнка произносить шипящий звук «Ш».

Март

1. Консультация для родителей «Формирование пространственных представлений».

2. «Консультация для родителей «Как научить ребёнка произносить шипящий звук «Ж», «Ш».

3. Консультация для родителей «Математика – это интересно.

4. Памятка для родителей «Игры и упражнения на автоматизацию звука «Щ».

Апрель

1. Консультация для родителей «Математические игры по дороге домой».

2. «Консультация для родителей «Звуки родного языка».

3. Консультация для родителей «Знакомим дошкольников с цифрами».

4. Консультация для родителей «Овладение звуковой культуры речи детей среднего возраста ».

Май

1. Консультация для родителей «Сравнение двух контрастных предметов по толщине».

2. «Консультация для родителей «Звуки раннего речевого развития».

3. Рекомендации для родителей по закреплению математических знаний детей 4-5 лет».

4. Рекомендации для родителей «Игры на автоматизацию звуков Г-К, исправляем дефекты речи».



Список использованной литературы

  1. Т. М. Бабушкина «Математика. Нестандартные занятия». Изд. Торговый дом «Корифей», 2009 г.

  2. «Игралочка» Математика для детей 4-5 лет. Часть 1. Рабочая тетрадь. – Издательство «Юветна», 2006 г.

  3. Е. В. Колесникова ПРОГРАММА «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» - М.: Издательство «Ювента», 2007 г.

  4. Е. В. Колесникова «Развитие звуковой культуры речи детей 4-5 лет». Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Раз – словечко, два – словечко». – М.: Издательство «Ювента», 2007 г.

  5. Е. В. Колесникова «Раз – словечко, два – словечко». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2008 г.

  6. Е. Е. Кочемасова «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Издательство «Ювента»,

2006 г.

  1. Л. Г. Петерсон, Рабочая Тетрадь. Часть 2. - М.: Издательство «Ювента», 2006 г.













Приложения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №32 комбинированного вида»










Консультация для родителей

«Особенности речевого развития 4-5 лет»











Воспитатель: Балыкова О.А




г. Саранск 2024г

У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Период 4-5 лет - очень важный в жизни ребёнка. Уровень мышления намного возрастает. Малыш уже понимает, что он человек, кто он: девочка или мальчик. Становится думающим и творческим ребёнком. Пятилетние дети тяготеют к рифме: создают собственные стихи, подбирая слова, лишённые всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию фонематического восприятия, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию. Именно средний возраст — возраст почемучек. Причём задаются совершенно невероятные вопросы, порой в самом неподходящем месте, которые ставят в тупик. Но психологи рекомендуют отвечать на все детские «почему?» и «зачем?», даже неприличные или неприятные и на которые не знаете ответа. Обязательно договоритесь с ребёнком, что ответите на этот вопрос дома, вечером или завтра. Объясните, что вам надо сначала почитать справочник или энциклопедию. Причём нельзя ни в коем случае забывать ответить, даже если ребёнок забыл. Скажите: «Помнишь, ты задавал мне такой-то вопрос, я на него хочу тебе ответить».

Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5 – ти годам:

• приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей) ;

• расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл);

• речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов).

Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

Уважаемые родители, попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.

2)  Художественное слово в воспитании дошкольников.

Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту - необходимые условия не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка. 

Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.

3) Речь и мелкая моторика рук.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям, а также решат одну из задач развития речи.

Далее приведены интересные упражнения для развития речи детей, которые могут использовать  родители.

1. Учить подбирать определения и эпитеты – (какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные…);

2. Учить узнавать предметы по описанию – (зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? – береза);

3. Учить подбирать действия к предмету – (ветер, что делает: воет, парус надувает, листья срывает…);

4. Учить подбирать предметы к действию - (на небе сверкает, землю согревает. Что это? - солнце);

5. Учить подбирать действия к объекту - (кто или что плавает? летает? - рыба, самолет, бабочка, листья); подбирать обстоятельства - (трудиться можно как? - хорошо, спустя рукава, быстро);

6. Учить подбирать синонимы - (большой, огромный, громадный);

7. Учить находить пропущенные слова - (пришел почтальон, он принес…);

8. Учить распространять и дополнять предложения - (кошки взобрались на дерево. Какое? Зачем?);

9. Учить называть составные части целого - (дерево - ствол, ветки, сучья); 

10. Учить подбирать антонимы  (день - ночь, печаль - радость);

11. Упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число, падеж). Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша (курица - цыплята, лошадь - жеребята). Причем в различных падежах и множественном числе, т.к. это является распространенной ошибкой у малышей;

12. Про что можно сказать: холодный -…, холодная -…, холодное -…;

13. Учить произносить предложение («На улице идёт дождь») по-разному: радостно (и почему?), грустно (и почему?), удивленно (и почему?);

14. Учить находить антонимы (слова с противоположным значением) в стишке:

Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.

Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.

Теперь скажу я слово трус, ответишь ты храбрец.

Теперь начало я скажу, ну отвечай…(конец).

15. Учить образовывать  существительные при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов (брат – братик, сестра – сестренка, книга – книжечка)

16. Учить образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. В аквариуме много рыбок. На столе коробка без карандашей.

17. Упражнять детей в употреблении имен существительных во множественном числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)».

18. Учить согласовывать числительные с существительными. «Сосчитай»: картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)».

19. Учить употреблять притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать: мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки.

20. Учить правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед). Дидактическая игра «Найди, где спрятался зайчик?»

21. Учить образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала)

22. Учить образовывать  прилагательные от существительных. (сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное).

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи ребенка имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок в лес, по набережной привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства. Как можно больше знакомьте детей с фольклором, рассказывайте и читайте сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью. 

А в заключение хотелось бы, чтобы родители всегда помнили, что лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь - результат общения взрослого с ребенком.

Словарь: Словарный запас достигает 2000 слов. Ребенок знает и использует в речи много существительных, глаголов, прилагательных. Словарный запас обогащается наречиями, обозначающими пространственные и временные признаки: «скоро, потом, вокруг». Используют обобщающие слова. В активной речи появляются слова второй-третьей степени обобщения: «ёлочка – дерево – растение».  Называют животных и их детенышей, профессии людей, части предметов.  Могут подбирать к словам антонимы. Изображение

Словообразование и словоизменение: Развивается способность к словообразованию.  Продолжается словотворчество. Пользуются суффиксами, обозначающими людей по их профессии. Ребенок переносит грамматические признаки  формы одного слова на форму другого слова. Это может быть и нормативно, может быть неправильно: «сильно - сильнее,  громко - громче».

В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К 5 годам ребенок правильно усваивает все возможные варианты образования множественного числа предметов. Встречая новое слово, может изменить его неправильно, но после того, как взрослый подскажет правильный вариант, быстро усваивает грамматическую норму для нового слова: «стол - столы, зеркало – зеркалы, …зеркала»

Связная речь: В 4 года связная речь полностью еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность. Пересказывают знакомые сказки с помощью взрослых. Хорошо запоминают стихи наизусть. Могут составить рассказ по картинке или серии картинок. В своих высказываниях дети начинают пользоваться структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. В 5 лет дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений.  Пятилетний возраст - это начало формирования внутренней (планирующей) речи. Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.  Относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (“Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют”). 

Речевой слух (фонематический слух): Начинают различать далекие по артикуляции звуки (Р и А и т.п.). Различает слова паронимы (лак – лук). Замечают неправильное произношение в собственной речи. Начинают изменять голос, например при пересказе сказки. Начинают дифференцировать гласные и согласные звуки, далее - мягкие и твердые согласные и, наконец,  шипящие и свистящие звуки. Способны к выполнению заданий на фонематический слух, анализ, синтез – определяют наличие звука в слове, определяют место звука в слове (начало, середина, конец).

Звукопроизношение: К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения. У части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих (с-ш, з-ж), если они недавно появились в речи, а также может наблюдаться отсутствие вибрантов Р, Р'.

    Уважаемые  родители!

  Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей  – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:

    Нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;

    Желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;

    Общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;

    Следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

    Исправляйте ошибки в речи, но не наказывайте за ошибки, не передразнивайте, не допускайте раздраженного тона. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №32 комбинированного вида»











Консультация для родителей

«Как помочь ребёнку изучить части суток?»»








Воспитатель: Балыкова О.А






г. Саранск 2024

   Рано или поздно каждые родители задаются вопросом, как же научить свое чадо понимать время суток. Малышу трудно понять, что значит «вечером» или «утром». Ваша задача заключается в том, чтобы объяснить ребенку эти понятия. 

В садиках используют целые комплексные программы под названием «Изучаем времена суток» для детей, но если ваш малыш не ходит в дошкольное учреждение, то вам нужно самостоятельно научить его понимать, когда наступает утро, а когда вечер. 
В первую очередь вы должны рассказать, что время суток для жителей нашей планеты состоит из 4-х отрезков времени, то есть утра, дня, вечера и ночи. Для того чтобы малышу было понятнее, о чем вы ему рассказываете, придумайте для него специальную игру - время суток в картинках.

 УТРО. В деревнях с самого раннего утра, как только встает солнышко всю округу будит петушок своим громким «Ку-Ка-Ре-Ку»! А в городе рано утром звенит будильник, сообщая, что пора вставать. 
Время суток, когда солнце показывается над горизонтом, называется утро, которое наступает с рассветом.

Солнышко только поднимается над горизонтом, поднимается над деревьями и крышами домов все выше и выше, дарит нам свои яркие лучи и солнечную улыбку.
Зимой утро начинается позже, а летом раньше. И еще летом, на траве бывает утренняя роса. Это когда трава мокрая, как будто прошел дождь, а на самом деле никакого дождика не было, просто за ночь воздух остыл и превратился в маленькие капельки воды, которые осели на листочках и травинках. 
Утро начинается с пробуждения. Просыпаются растения, раскрывая свои бутоны, просыпаются животные и птицы, вылезая из своих норок и вылетая из своих гнезд. Утром надо встать с постели, аккуратно застелить ее. Затем пойти умыться, почистить зубы, сделать зарядку и собраться в детский сад или школу. А тем временем на кухне утром нас уже ждет завтрак, который приготовила мама.
  ДЕНЬ. Днем человек бодрствует. Дети играют во дворе дома или детского сада, школьники учатся и после уроков возвращаются домой, а взрослые тем временем работают. Маленьким детям днем положено немного поспать после обеда, а школьникам постарше сделать уроки, чтобы до вечера можно было заняться любимыми делами и пойти погулять. 
Днем солнце поднимается высоко в небо и совершает движение с востока на запад по небосклону, постепенно опускаясь после обеда к горизонту. Летом солнце высоко поднимается над горизонтом, а зимой невысоко и быстро садится. 
В дневное время суток для детей проходят занятия в детском саду и в школе, после чего наступает обеденное время. Обед состоит из перового, второго и третьего, после чего нужно немного отдохнуть, а для детей помладше предусмотрен «тихий час». 

Ближе к вечеру наступает время полдничать. Полдник это небольшой ужин, который состоит из булки с чаем или фруктов с соком, после чего можно пойти гулять.
  ВЕЧЕР. Вечером солнышко опускается все ниже и ниже и садится за горизонт. Это время суток называется вечер. А когда солнце исчезает за горизонтом можно наблюдать красивый закат. Он может быть ярким в желто-красных лучах. Зимой вечер наступает рано и солнышко садится быстро, а летом вечереет долго и солнце садится медленно. 
Растения, животные и птицы готовятся ко сну. Цветы закрывают свои бутоны, животные забираются к себе в норки, муравейник в лесу закрывается, а птицы поют колыбельные возле своих гнезд. 
Вечер это время, когда дети приходят с прогулки, а взрослые с работы. Это время ужина, после которого можно немного поиграть, посмотреть телевизор или почитать интересную книгу. 

С вечера нужно подготовиться к завтрашнему дню, собрать одежду, книги в школу, почистить зубы и ложится спать.

После вечера наступает самое темное время суток – ночь.
 НОЧЬ. Ночью все люди, животные и растения отдыхают, чтобы набрать сил на следующий день. Люди спят в своих кроватях под теплым одеялом, собачки и кошки сворачиваются калачиком на своих уютных местах, птицы прячутся в ветвях деревьев, а у растений закрыты бутоны. Некоторые животные, такие, как совы, которые спят днем, ночью бодрствуют, но большинство животных ночью спят в своих гнездах и норках. Ночь это время тишины, отдыха и сладких снов. 
Солнце прячется далеко за горизонтом и вокруг очень темно. Зато теперь на небе можно разглядеть звезды и на какое-то время выходит месяц. Днем звезды и луну невидно из-за яркого солнечного света, зато ночью в полной темноте они выступают во всей своей красе. 
Ночью на небе появляется месяц. Это луна - наша спутница планеты Земля. Месяц бывает полным - называют полнолуние. Бывает в форме растущего или убывающего полумесяца. А может и совсем не быть - называется новолуние. В то время пока у нас длится ночь, на другой части земного шара светит солнце и во всю идет день.




























УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МДОУ «Детский сад

№32» ___________ Н.Б. Кузнецова

СПИСОК ВОСПИТАННИКОВ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ

«Познаю все» на 2024 – 2025 УЧ. ГОД


Средняя группа

Руководитель кружка: Балыкова Ольга Андреевна

Количество занятий в месяц: 8, бесплатно.


Расписание занятий:


День недели

Время

Группа



Средняя группа



Средняя группа















Заведующая МДОУ «Детский сад №32»

________________ Н.Б. Кузнецова


ДОГОВОР

Статья 1

МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида» в лице заведующей Н.Б. Кузнецова, действующей на основании Устава, именуемой в дальнейшем «Работодатель» с одной стороны, и ________________________________________________________________________________________________________с другой стороны, именуемый в дальнейшем «Работник», заключили настоящий договор на предоставление бесплатных дополнительных образовательных услуг для детей в кружке дополнительного образования ________________________________________________________________________________________________________

Статья 2

Срок договора определяется продолжительностью от 01.10.2023г. до 31.05.2024г.

Статья 3

«Работник» принимает на себя обязанности вести образовательную деятельность в кружке согласно утвержденного расписания и «Рабочей программы».

Статья 4

«Работник» В своей деятельности подчиняется заведующей детским садом.

Статья 5

Права и обязанности сторон устанавливаются Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями по охране труда.

Статья 6

Изменение договора возможно по предварительному соглашению сторон и на основании законодательства.

«Работник» _____________ «Работодатель» _____________



Заведующая МДОУ «Детский сад

№32» Н.Б. Кузнецова

От __________________________

(Ф.И.О. родителя)


ЗАЯВЛЕНИЕ


Прошу зачислить моего ребенка в кружок «Познаю все»

  1. Ф.И.О. ребенка

_______________________________________________________________________ ____________________________

  1. Дата рождения

___________________________________________________________________________________________________

«___» ________________ 2024г.


Подпись родителя ___________




УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МДОУ «Детский сад №32»

Н.Б. Кузнецова _____________________


Договор с родителя


МДОУ «Детский сад №32» в лице заведующей Н.Б. Кузнецовой и руководителя кружка «Познаю все»

Балыкова О.А___________________________________________________________________________________________________


(наименование кружка, ФИО руководителя)


С одной стороны и родители воспитанника


(ФИ ребенка)

С другой стороны заключали договор на предоставление дополнительных (бесплатных) услуг кружка «Познаю все».

Руководитель кружка обязуется вести работу по намеченному плану в соответствии с задачами Рабочей программы в течение учебного года (с 01.10.2023г. по 31.05.2024г.).

Заведующая МДОУ «Детский сад №32»: ____________________

Руководитель кружка: ____________________

Родитель (законный представитель): ___________________




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Всезнайка кружок

Автор: Ольга Балыкова

Дата: 18.06.2024

Номер свидетельства: 653068

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Статья Использование развивающих игр при обучении грамоте "
    ["seo_title"] => string(69) "stat-ia-ispol-zovaniie-razvivaiushchikh-ighr-pri-obuchienii-ghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "143946"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418628709"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Конспект ООД по дополнительному образованию интеллектуально-познавательного направления (кружок "Всезнайка") для детей 5-7 лет "Математическая олимпиада""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_ood_po_dopolnitiel_nomu_obrazovaniiu_intielliektual_no_poznavatiel_nog"
    ["file_id"] => string(6) "409445"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1492315863"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Кружок " Всезнайка". Перспективное планирование опытов и экспериментов для средней группы."
    ["seo_title"] => string(80) "kruzhok_vsieznaika_pierspiektivnoie_planirovaniie_opytov_i_ekspierimientov_dlia_"
    ["file_id"] => string(6) "430213"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1506695035"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства