"Возможности занятий пластилинографией в развитии творческого воображения у детей"
"Возможности занятий пластилинографией в развитии творческого воображения у детей"
Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином.
Рисование пластилином – это пластилиновая живопись (пластилинография). В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Возможности занятий пластилинографией в развитии творческого воображения у детей"»
Возможности занятий пластилинографией в развитии творческого воображения у детей
В соответствии с требованиями ФГОС содержание Программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Одним из важнейших направлений образовательной деятельности является художественно-эстетическое развитие, предполагающее реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной и др.).
Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином.
Рисование пластилином – это пластилиновая живопись (пластилинография). В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка.
Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образнопространственного восприятии окружающего мира детьми дошкольного возраста. Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и ее влияния на творческие способности детей, отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.
Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь. Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.
Пластилинография предоставляет старшим дошкольникам возможность реализовывать игровые интересы и желания, создавая изображения, игрушки, подарки для близких людей. Мощная потребность в новых впечатлениях придает деятельности пластилинографией высокий энергетический потенциал, сопровождаемый эмоциональным подъемом. Детское творчество является одним из средств познания мира и развития восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической деятельностью. Ознакомление с природой – это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Своей необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у дошкольников удивление, радость и восторг, желание больше узнать, побуждает их к передаче чувств и мыслей. Дети могут научиться видеть гармонию родной природы, создавать красоту своими руками и дарить ее близким.
Эта деятельность может развить детей в художественном, нравственном, экологическом направлениях. Однако практический аспект реализации задачи развития творческих способностей дошкольников остается актуальным и недостаточно раскрытым, поскольку занятия по изобразительной деятельности, проводимые по типовым программам, не способствуют развитию творческих способностей ребенка.
Все виды детской деятельности требуют усложнения, углубления, обогащения. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами изобразительного творчества. Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Он позволяет ребёнку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого – более выразительной и живой, что способствует развитию воображению у ребенка. В пластилинографии заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие творческой личности.
Занятия пластилинографией представляет большую возможность для развития и обучения детей, так как способствуют:
– развитию психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение);
– развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей,
– развитию произвольности поведения; самостоятельности;
– выражении и реализации впечатлений, эмоциональных состояний в творчестве.
Реализация задач по развитию фантазии, воображение и творческих способностей дошкольников находится в центре внимания реализации ФГОС в образовательной области «художественно-эстетическое развитие». Как показывает практика, традиционных подходов в решении проблемы развития творческого воображения, недостаточно для развития творческих способностей, чтобы выразить свои фантазии. Однако, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. Более того, новые подходы в развитии изобразительной деятельности позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленных на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Также дают широкие возможности разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы (пластилинографии), которые способствуют творческому развитию ребенка, так и развитию его личности в целом.
Лепка в нетрадиционной технике способствует развитию зрительного восприятия, воображения, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Так, например, пластилиновые картинки – нетрадиционная методика работы с пластилином, при которой с помощью приема надавливания на маленькие пластилиновые шарики или их размазывания по поверхности основы создаются плоские изображения. Такая методика работы с пластилином позволяет создавать яркие пластилиновые картинки буквально за считанные минуты. Навыки надавливания и размазывания пластилина усваиваются детьми быстро и без особого труда. При создании пластилиновых картинок дети действуют пальцами. Чтобы ребенок быстро усвоил новый навык, необходима помощь взрослого. В нужном месте на картон кладется небольшой пластилиновый шарик диаметром 5-10 мм, скатанный взрослым. Затем взрослый берет указательный пальчик правой руки ребенка, кладет его на шарик и своим указательным пальцем надавливает сверху на палец ребенка. В результате из шарика получается круглая лепешка. Чтобы получить пластилиновую линию, взрослый берет указательный палец правой руки ребенка, кладет его на шарик и своим указательным пальцем сначала надавливает сверху, а затем, не уменьшая давления, оттягивает палец ребенка в нужном направлении. Основные направления размазывания – сверху вниз и слева направо (для правой руки), справа налево (для левой руки). В дальнейшем дети раскладывают готовые шарики в нужные места картинки и размазывают их самостоятельно, а также подготавливают к работе еще по 1-3 шарика. Обучение приемам надавливания и размазывания пластилина начинается с пальцев правой руки, в дальнейшем присоединяется и левая рука ребенка.
Удобнее всего действовать указательным пальцем ведущей руки, но можно пользоваться средним и большим пальцем, если это удобно ребенку. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребенка не загибался, а оставался прямым и напряженным, чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. По мере усвоения ребенком навыков создания пластилиновых картинок количество операций, выполненных самостоятельно, постепенно увеличивается: ребенок сам скатывает несколько шариков, раскладывает готовые шарики в нужные места картинки, надавливает и размазывает их самостоятельно.
Перед началом занятия нужно подготовить рабочее место:
‒ на столы следует постелить клеенку;
‒ детям надеть специальные клеенчатые фартуки и нарукавники или халаты с рукавами на резинке;
‒ выложить на стол только самое необходимое: основы для картинок и заранее подготовленные пластилиновые шарики (можно положить на пластмассовые тарелки, чтобы детям было удобно их брать).
Для работы нужно подбирать нетоксичный пластилин чистых цветов, достаточно мягкий, не липнущий к рукам. Детям дать возможность попробовать в работе разные виды пластилина, отличающиеся структурой, цветом и другими характеристиками. Сначала детям предлагаются для работы пластилиновые шарики одного цвета, в последующем – шарики разных цветов, далее – маленькие кусочки пластилина для самостоятельного изготовления шариков. В качестве основы для пластилиновых картинок можно использовать: разноцветный матовый картон, бархатную бумагу, пластилиновую основу (пластилин, размазанный равномерным слоем на плотном картоне), ткань, натянутую на картон, плоские дощечки и др.
Главное требование к основе для пластилиновой картинки: пластилин должен хорошо прилипать к поверхности. Пластилин отлично прилипает к пластилиновой основе и к натянутой на картон ткани.
В играх с пластилином можно использовать разнообразные сюжеты, с которыми малыши познакомились на занятиях рисованием, аппликацией. Эти сюжеты уточняются, расширяются, дополняются новыми деталями. В методических рекомендациях предлагается проводить занятия пластилинографией индивидуально или в небольшой группе. Педагог должен сидеть за одним столом с детьми, чтобы иметь возможность помогать каждому ребенку. На первом этапе продолжительность занятий составляет около 10-15 минут, постепенно время их проведения можно увеличить. Во всех пластилиновых картинках присутствует сюжет. Чтобы закрепить навыки детей, рекомендуется повторять один и тот же сюжет несколько раз, используя его на нескольких занятиях. Занятия следует проводить в виде игры, сопровождая процесс работы с пластилином рассказом.
Задания с использованием описанных приемов лепки можно разделить на следующие виды:
1) используется только прием надавливания,
2) используется только прием размазывания,
3) используются оба приема.
Чтобы навыки лучше усвоились, быстрее закрепились и не смешивались, следует проводить обучение поэтапно: сначала научить надавливать на пластилин, затем его размазывать и в дальнейшем сочетать оба приема. При создании пластилиновых картинок сложного содержания следует использовать одновременно оба приема (для этого можно соединять в одном сюжете несколько более простых разрозненных сюжетов). Использование различных техник пластилинографии позволяет детям развивать воображение, формирует свободу для самовыражения. Использование пластилина способствует безопасному выходу эмоций, чувственному восприятию образов, формированием навыков любования и восхищения своей работой или работой сверстника.
Также в процессе работы с пластилином развиваются такие личностные качества, как: произвольность, усидчивость, кропотливость, терпение, любопытство, внимательность, умение довести начатое дело до конца. У детей укрепляется вера в себя, развивается индивидуальность, автономность. При этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить, быть свободным в своем выражении образов, путей реализации идей.