Обычно самостоятельность воспринимают, ка умение человека, лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью,Самостоятельность развивается постепенно и достаточно рано.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание ответственности и самостоятельности»
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОУ
Щипачева Т.А. воспитатель
В наше время ребёнок должен быть не исполнитель, а творческая личность с активной, жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому, его надо «научить сомневаться» в истинности знаний взрослого, в правильности их высказывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может сравнить, спросить о непонятном, высказать свое мнение. Следует поощрять детей к спору, обсуждению.
Для развития этих качеств и подходит технология проблемного обучения.
Эта технология доставляет детям радость самостоятельного поиска и открытия, достигнуть высокого уровня развития способности к самообучению, самообразованию.
В детском саду, суть проблемного обучения заключается в том, что детям создают познавательную задачу, ситуацию и предоставляют решить её, применив свои знания и умения, проявив самостоятельность в процессе познания.
Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).
Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.
Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям.
Можно использовать вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.
Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями.
Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению.
Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточно работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.
Технология проблемного обучения основана на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требуется адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Методическиеприемысозданияпроблемныхситуаций:
Педагог подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности;
Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
Предлагает детям рассмотреть явление с различных позиций
Побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
Определяет проблемные теоретические и практические задания, проблемные задачи
Рекомендации по стилю общения с детьми
Выслушивайте каждого желающего. Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо». Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него. В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты, решение ситуационных задач.
В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОУ дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.