Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей логопедической группе
Тема: «Волшебный мир подводного царства»
Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде, о внешнем виде. -Вызвать желание детей активно изучать подводный мир. -Активизировать умственные способности детей, словарный запас: морские животные, кит, акула, дельфин, морские рыбы и т.д. -Формировать познавательный интерес. -Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. -Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой, любовь к живому, повышать интерес к познанию, желание сохранить красоту природы.
Ход занятия
Звучит тихая спокойная музыка.
Круг радости
Всем зверушкам, птичкам, рыбкам Дети изображают животных.
И жучкам мы шлем улыбки. Показывают свою улыбку.
Всех друзья вас очень любим. Руки к сердцу.
Обижать мы вас не будем! Качают головой.
Воспитатель. У каждого человека есть мечта! И каждый хочет, чтобы она
исполнилась. А кто может нам в этом помочь, давайте вспомним волшебников
из сказок?
Дети. Волшебная палочка, фея, джин, золотая рыбка.
Воспитатель. Сегодня у нас есть возможность прикоснуться к волшебству.
Хотите попробовать стать волшебниками?
Дети. Да.
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза. Дети закрывают глаза.
Звучит музыка и появляется девочка в костюме «Царевны - Лебедь».
Воспитатель. Посмотрите ребята, кто это к нам пришел?
Дети. Это Лебедь.
Воспитатель. Правильно ребята, но это не простая лебедь, а «Царевна –
Лебедь». Давайте с ней поздороваемся.
Дети. Здравствуй Царевна – Лебедь.
Царевна – Лебедь. Здравствуйте ребята.
Воспитатель. Ну что - то наша Царевна – Лебедь грустная. Что с тобой
случилось?
Царевна - Лебедь. У меня случилась беда. Ядовитые вещества попали в
морскую воду. Морские обитатели заболели. Рыбы стали вялыми,
бесцветными, прозрачными, невеселыми. Им нужно срочно помочь. А
заболевших рыбок необходимо вылечить, вернуть им прежнюю красоту.
Воспитатель. Ребята, хотите помочь морским жителям?
Дети. Да.
Воспитатель. Каких только удивительных рыб не водится в морях! Предлагаю
вспомнить некоторых из них. Есть рыбы похожие на разные инструменты и
орудия труда. Назовите их?
Дети. Рыба – пила, электрический скат, рыба – молот, рыба игла.
Воспитатель. Почему их так называют?
Воспитатель показывает иллюстраций рыб на мониторе телевизора.
Дети. У рыбы пилы множество маленьких зубов, расположенных, как зубья у
пилы. Ими она буквально прочесывает песчаное дно в поисках добычи. А вот
электрический скат, электрическим током отгоняет врагов. У него сильно
сплюснутое тело; из-за этого создается впечатление, что он не плавает, а летает
по воде. Рыба молот, похожа на молоток.
Воспитатель. Каких рыб вы еще знаете?
Дети. Акула, дельфин, щука, карась, карп, осьминог, моллюски.
Воспитатель. Что еще есть в подводном мире кроме рыб?
Дети. Растения, водоросли с тоненькими стебельками, мелкими листочками,
камни.
Билингвальный компонент: рыба - балық, вода - су, камень - тас, водоросль –
балдыр.
Воспитатель. Море прекрасное, море сильное, море огромное. Оно восхищает
и удивляет. Оно живое. Там, в глубине вод плывут по своим морским делам и
благородный дельфин, и хищница - акула, и необыкновенный морской конек, и
похожий на инопланетянина осьминог. Волшебный подводный мир... Как в
сказке. А вот разноцветные кораллы, которые похожи на сказочный лес. Какое
красивое волшебное подводное царство! Так и хочется туда попасть.
Ребята, а вы хотите отправиться в подводное царство?
Дети. Да.
Воспитатель. Давайте оправимся в подводное царство и спасем морских
жителей. Но, надо произнести волшебные слова, которые помогут нам.
Физкультминутка.
Звезды в небе колышутся
кротко
В белом тумане качается лодка
В лодке той - чудесные краски
Шепчутся в ней небылицы и
сказки.
Лодочку ветер тихонько качает
В волшебное царство нас
приглашает.
Руки подняты вверх, пальцы широко
расставлены, легкое покачивание
руками.
Руки опущены вниз, немного
разведены в стороны, раскачивание
туловища влево и вправо.
Руки к губам, повороты головы
влево и вправо.
Дети садятся на свои места.
Звучит музыка выходят дети в костюмах художников с гуашью в руках.
Чтение стихотворений детьми.
1 - художник
Я - художник. А какой?
Очень, братцы, непростой:
Рисовать могу руками,
И ногами, и локтями,
На полу, песке и стенке,
Рисовать могу коленкой,
Носом, даже языком.
С вами я теперь знаком.
И прошу вас отгадать,
Чем я мог нарисовать
Ручку в краску опустил,
Ей немного поводил.
И с размаху – тяп и ляп –
Будет след как будто краб.
Подскажу опять немножко:
След оставлен здесь … (ладошкой)
2- художник
И я - художник. А какой?
Очень, братцы, непростой:
Рисовать умею все:
Людей, животных
В общем все!
Ну а здесь вот что такое?
Непонятное, чудное.
Чудо-рыба плывет,
Плавниками гребет.
Будто кто - то тыкал … (пальцем)
Проскакал веселым зайцем.
Молодцы! Все отгадали,
Все, что было, вы узнали.
1- Художник. А вы сможете рисовать пальцем и ладошкой?
Дети. Да.
2- Художник. Как называются эти методы рисования?
Дети. Рисование ладошкой, пальчиковая живопись.
1- Художник. Какие методы нетрадиционного рисования вы еще знаете?
Дети: метод ниткография, кляксография, граттаж, монотипия,
пластиллинография, рисования по - сырому, рисования свечой.
Воспитатель. Ну а сейчас ребята, давайте приступим к работе, поможем
Царевне – Лебедь вылечить морских жителей в подводном царстве.
Практическая работа
Воспитатель. Ребята у вас на столах бумага синего цвета, это и есть наше
подводное царство. Осталось нарисовать морских жителей. А рисовать мы их
будем нетрадиционными методами.
Воспитатель показывает образец на доске, и на мониторе телевизора.
«Осьминог» - с помощью поролона мы нанесем краску на левую руку и
оставим отпечаток ладошки.
«Рыбка» - подушечкой большого пальца напечатаем тело, а кончиком
указательного - хвост.
«Фломастером» нарисуем глаза и рот, когда высохнут наши работы.
«Водоросли» - изображаем с помощью боковой части ладони, делаем
отпечатки.
Пять маленьких рыбок играли в реке,
Лежало большое бревно на песке,
И рыбка сказала:
«Нырять здесь легко»
Вторая сказала:
«Ведь здесь глубоко».
А третья сказала:
«Мне хочется спать!»
Четвёртая стала чуть - чуть замерзать.
А пятая крикнула здесь крокодил!
Плывите скорее, чтобы не проглотил!
Ладони сомкнуты, чуть округлены.
Выполняем волнообразные движения в
воздухе.
Руки прижаты друг к другу;
переворачиваем их с боку на бок.
Ладони сомкнуты, чуть округленны.
Выполняем ими ныряющее движение.
Ладони поворачиваем на тыльную
сторону одной из рук (рыбка спит).
Быстро качаем ладонями (дрожь).
Запястья соединены; ладони
раскрываются и соединяются (рот).
Пальчиковая гимнастика: «Рыбки»
Звучит тихая спокойная музыка.
Самостоятельная работа детей
Воспитатель помогает детям в процессе самостоятельной работы,
нацеливает на аккуратность.
Воспитатель. – Ребята посмотрите, какое красивое у нас получились
подводное царство. Эти работы Царевна - Лебедь унесет в морское царство.
Царевна – Лебедь. Спасибо ребята! Вы спасли морских жителей. Жители
подводного царства стали веселыми и разноцветными. За вашу доброту я с
удовольствием исполню ваше заветное желание.
Звучит музыка. Дети закрывают глаза и загадывают желания.
Воспитатель. Я тоже загадала желание, и оно уже исполнилось! Мне очень
хотелось, чтобы мы смогли помочь морским жителям, и у вас это получилось.
Царевна-Лебедь. Ребята, а за то, что вы мне помогли спасти подводное
царство и вылечить морских жителей. Я хочу вам подарить вот эти камушки со
дна моря. Но они не простые, их можно съесть, так как они тоже волшебные.
(Угощение детей конфетами «морские камешки»).