kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»»

Консультация для родителей «Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»

В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.

Эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами в учебно-воспитательных учреждениях, создание благоприятного микроклимата в группах.

В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста [А.Д.Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова и др.] устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Обобщенно такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия. Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий, коррелирующие с типом детского-родительского взаимодействия и его выраженностью. Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия. Разные формы эмоционально-зависимых и эмоционально-отвергающих типов взаимодействия и степень их выраженности продуцируют средний или низкий уровень эмоционального благополучия ребенка.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребёнка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. На климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множество других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Таким образом, дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психологическом здоровье детей, их эмоциональном благополучии, установках в общении и поведении на этапе взросления. В целом же психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.

Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби на характерные особенности патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненными для ребёнка являются следующие ситуации:

-когда родители не удовлетворяют потребности ребёнка в любви и полностью отвергают его;

-когда ребёнок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;

-когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу “разлюбить” ребёнка или уйти из семьи;

-когда родители открыто или косвенно заявляют ребёнку о том, что он является причиной их неприятностей;

-когда в окружении ребёнка отсутствует человек, способный понять переживания ребёнка.

Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребёнка люди. Их авторитет, особенно в дошкольном возрасте, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима.

Именно поэтому родители должны внимательно относиться к своим словесным обращениям к нему, оценкам поступков, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, жизнь эмоционально ограниченной.

Уметь слушать ребёнка – непростая задача для взрослого человека. Важно осознавать, что в диалоге рождаются доверие и понимание. Когда взрослый сам на мгновение становится ребёнком и смотрит на мир его глазами, создаётся ситуация глубокого принятия и переживания проблемы ребёнка, осознаётся её значимость.

Ребёнку важно знать, что взрослым тоже не чужды переживания. Такие минуты откровений очень ценны для ребёнка, они учат его понимать эмоциональное состояние окружающих людей, способствует формированию умения адекватно оценивать себя, анализировать собственное поведение и настроение, побуждают заботиться о близких, помогают обрести уверенность в себе.

Чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости особенно важно детям, неуверенным в себе, тревожным. Поэтому родителям следует выслушивать своего ребёнка, делиться своим опытом, давать советы, но не отмахиваться от его проблем фразами-штампами, а проявлять искреннюю заинтересованность. Детям важно чувствовать себя в безопасности. И это состояние должны обеспечить ребёнку любящие его родители.

Таким образом, представления ребёнка о семье и семейных отношениях являются важнейшим показателем его эмоционального благополучия.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
«Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»

Автор: Курочкина Наталия Павловна

Дата: 17.09.2024

Номер свидетельства: 656304

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Психологическое влияние развода родителей на детей дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(74) "psikhologicheskoe_vliianie_razvoda_roditelei_na_detei_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "480599"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1539511508"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Эмоциональное благополучие педагога как фактор влияния на эмоциональное благополучие и социализацию ребенка"
    ["seo_title"] => string(80) "emotsionalnoe_blagopoluchie_pedagoga_kak_faktor_vliianiia_na_emotsionalnoe_blago"
    ["file_id"] => string(6) "596115"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1640446890"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности в себе. "
    ["seo_title"] => string(79) "vliianiie-kommunikativnykh-ighr-na-razvitiie-sotsial-noi-uvieriennosti-v-siebie"
    ["file_id"] => string(6) "234807"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443532540"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Волшебное тесто»"
    ["seo_title"] => string(105) "poznavatielnoissliedovatielskiiproiektdliadietieistarshieghodoshkolnoghovozrastanatiemuvolshiebnoietiesto"
    ["file_id"] => string(6) "288230"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454599232"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) ""Влияние образа жизни родителей на психическое здоровье детей" "
    ["seo_title"] => string(72) "vliianiie-obraza-zhizni-roditieliei-na-psikhichieskoie-zdorov-ie-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "199497"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428587462"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства