«Влияние развивающего метода обучения на становление личности дошкольника»
«Влияние развивающего метода обучения на становление личности дошкольника»
Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Главной проблемой работы педагогов дошкольного учреждения является развитие личности дошкольника, готовности его к школьному обучению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Влияние развивающего метода обучения на становление личности дошкольника»»
«Влияние развивающего метода обучения на становление личности дошкольника»
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности дошкольника и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка детей к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Дошкольники должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребёнка.
В технологии развивающего обучения ребёнку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.
Целью развивающего обучения является развитие личности и её способностей; сущностью – ориентация образовательного процесса на потенциальные возможности ребёнка; механизмом – вовлечение в различные виды деятельности.
Принципы, лежащие в основе технологии развивающего обучения:
· вне деятельности нет развития;
· знание детьми их собственных возможностей и результатов учения есть обязательные условия их дальнейшего психического развития;
· ребёнок становится Развитие личности и ее способностей субъектом образовательной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.
Возникает необходимость активного использования в образовательном процессе различных источников информации, в том числе методических разработок разных авторов, создание собственных методических средств, позволяющих организовать продуктивную индивидуальную и самостоятельную деятельность дошкольников, а так же использования педагогической практике интерактивных технологий: методов продуктивного диалога и проектной деятельности, информационных компьютерных технологий. Таким образом, организация учебного пространства строится на основе ведущих понятий теории развивающего обучения «Образовательная деятельность и её субъект».
Современный этап педагогической практики это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и
переработки получаемой информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка.
Организация образовательной деятельности в рамках технологии развивающего метода обучения. При организации учебной деятельности надо помнить, что ребёнок – самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Образовательный процесс строиться таким образом, чтобы в ходе его ребёнок как бы «переживал» весь познавательный цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания. Процесс начинается с оценки детьми того, что они могут и знают. Создается ситуация успеха, но в определенное время ребёнок должен столкнуться с трудностью, с проблемой, для решения которой имеющихся знаний явно не хватает (ситуация продуктивного конфликта). Дети определяют для себя, что именно они не знают, то есть ставят перед собой задачу, которую необходимо решить. Для решения выделенной задачи педагог может применить такие методические приёмы как:
· использование специально отобранного дидактического материла;
· сопоставление разных точек зрения (привлечение разных источников информации);
· создание ситуаций, способствующих продвижению в решении задачи (ошибки в речи, использование "лишних” вопросов)
· исследовательский проект.
Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии. Они возникают тогда, когда:
- ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;
- он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;
- он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.
В таких ситуациях процесс решения идёт не от простого к сложному, а от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством педагога) к её разрешению.
Мера трудности варьируется в зависимости от возможностей каждого дошкольника, вплоть до прямой помощи. Но сначала ребёнок должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает эмоции, стимулирующие поисковую деятельность как одного ребёнка, так и группы в целом. Следовательно, обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время само опирается на актуальное развитие. Поэтому обучение должно ориентироваться на завтрашний день детского развития. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития, что способствует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребёнка, на их реакцию и становление личности дошкольника в целом.