kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Пальчиковые игры" - они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей»

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей»


«Пальчиковые игры» — они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают объективную реаль­ность окружающего мира — предметов, живот­ных, людей, их деятельность, а также процессы и явления, происходящие в природе (ветер, дождь, солнце, падающие листья). В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя дви­жения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Сошлемся на пример извест­ной «сороки-воровки», которая кашку варила, деток кормила... Ведь не раз мы с вами убеж­дались, с каким интересом реагирует ребенок, когда кто-либо из нас, загибая детские паль­чики, приговаривает эти строки. Почти идентична этой рифмовке немецкая, рассказывающая о всех пальцах. Вот ее примерное содержание:


Большой пальчик сливы трясет,

Второй их собирает,

Третий их домой несет.

Четвертый высыпает.

Самый маленький — шалун

Все, все, все съедает.


Некоторые игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям учиться ориен­тироваться в понятиях, скажем, «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «под», «над» и т. д. Особенно важны для развития и воспитания детей элементы творчества, которые возни­кают во время «пальчиковых игр». Это обстоя­тельство позволяет без специального реквизита инсценировать рифмовки и рифмованные исто­рии.

Если ребенок усвоит одну какую-нибудь «пальчиковую игру», он обязательно будет ста­раться придумать новую инсценировку для других рифмовок, песенок и рассказов. Дети от года до двух лет воспринимают «паль­чиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, кото­рые производятся двумя руками, скажем, одна рука делает домик, а другая кошку, вбегаю­щую в этот домик. Четырех -пятилетние до­школьники предпочитают игры со множеством событий. Более того, охотно подпевают тексты рифмовок в нужном ритме. Ну а старшие ребята, как правило, оформляют игры рекви­зитом — мелкими предметами, домиками,

К нашим рекомендациям приложены рисун­ки. Что же изображено на них? Это возмож­ные виды движений.


Рука — пальцы


  1. Поставленная вертикально рука с широко разведенными пальцами обозначает начало игры.

  2. Рука с согнутыми двумя пальцами — при­ветствие.

  3. Наклонное положение кисти руки — флажок.

  4. Сомкнутые друг с другом два пальца руки, например большой и указательный,— приветствие.

  5. Изображение птицы — кормление птенца.

  6. Округленные два пальца — окно, очки.

  7. Два, три пальца руки касаются друг друга — щупальца.

  8. Указательный и большой пальцы руки — бегущий человек.

  9. Вращательные движения высоко поднятым вверх указательным пальцем — пчелиный рой.


Кулак — рука


10. Два кулака с высоко поднятыми вверх большими пальцами — беседующие между собой персонажи — человечки, животные.

11. Большие пальцы, спрятанные в кулак,— животные в своем жилище.

  1. Правая ладонь, сжатая в кулак, левая, плотно прижатая сверху,— стол.

  2. Правая ладонь, сжатая в кулак, левая, прижатая вертикально к правой,— стул, кресло.

  3. Одна рука сжатая в кулак, немного приоткрытая сверху,— горшочек, корыто.

  4. Палец второй руки в отверстии — пью­щий человечек.

  5. Соединенные, округленные ладони — та­релка, гнездо.

  6. Соединенные, округленные ладони но большие пальцы спрятаны во­внутрь — гнездо птицы, яйцо в гнезде.




  1. Сведенные кончики пальцев рук, прижа­тые друг к другу в горизонтальном положе­нии,— дверь, ворота.

  2. Кончики пальцев рук, соединенные в на­клонном положении ладоней,— крыша, башня, дом.

  3. Положение рук то же, что и на рисунке 19, но указательные пальцы выпрямлены впе­ред,— магазин с прилавком.

  4. Положение рук то же, что и на рисунке 19, но большие пальцы на «прилавке» (на указа­тельных пальцах) — беседующие между собой покупатель и продавец.

  5. Положение рук горизонтальное, кончики пальцев касаются друг друга — мостик, тропин­ка, дом.

  6. Разведенные книзу пальцы, опирающиеся на стол,— дом.

  7. Рука, сжатая в кулак, большой палец закрыт остальными четырьмя пальцами — дом закрыт.

  8. Положение руки то же, что и на рисунке 24, но большой палец выпрямлен — дом открыт.

  9. Указательный и средний пальцы раз­ведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому — зайчик.

  10. Обе ладони соединены, пальцы округ­лены и слегка разведены — чашка, цветок.

  11. Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз — корень растения.

  12. Пальцы сжаты в кулак, плотно прижаты друг к другу, медленно поднимаются вверх, до высоты большого пальца — прорастает расте­ние.

  13. Положение рук то же, что на рисунке 29, но пальцы медленно тянутся вверх до положе­ния «чашечки цветка».

  14. Рука на столе ладонью вниз, три первых пальца вытянуты вперед, два последних со­гнуты — большой зайчик.

  1. Положение рук то же, что на рисунке 31, но указательный палец вытянут вперед, осталь­ные бегут по столу — бежит лошадка, собачка.

  2. Положение правой руки то же, что на рисунке 32, но указательный и средний пальцы левой руки широко разведены, «посажены» на указательный палец правой руки — всадник на лошади.

  3. Локоть левой руки на столе, рука сжата в кулак, указательный и большой пальцы вытянуты вверх, локоть двигается вперед — бегущая женщина. Правая рука изображает собачку.

  4. Локоть правой руки на столе, пальцы широко разведены — дерево. Два пальца левой руки взбираются вверх по предплечью — малыш взбирается на дерево.

  5. Правая рука прижата к столу ладо­нью вниз, указательный и средний пальцы широко разведены и выпрямлены вперед- вверх — улитка с рожками.

  6. Положение правой руки то же, что на рисунке 36, левая рука лежит на тыльной стороне правой • домик улитки.

  7. Средний и безымянный пальцы прижа­ты согнутым большим пальцем к ладони, мизи­нец и указательный палец вытянуты вверх — кошка.

  8. Кончики большого, среднего и безымян­ного пальцев соединены вместе, указательный и мизинец слегка согнуты — собачка.

  9. Пальцы рук прогибаются назад и сги­баются вперед — полет птицы.

  10. Пальцы одной руки слегка приоткрыты и согнуты; другая рука покоится между боль­шим и указательным пальцем — птица, высижи­вающая птенцов.

  11. Большой палец одной руки плотно обхва­чен пальцами другой руки — птица в гнезде, человек в доме.

  12. Ладони плотно прижаты друг к другу и слегка приоткрыты — кораблик.

  13. Руки приподняты вверх, скрещены, пальцы разведены — солнечные лучи.

  14. Пальцы обеих рук скрещены — елка, ветки деревьев.

  15. Руки сцеплены пальцами внутрь. Тыль­ные стороны кистей рук наружу, большие пальцы приподняты кверху — пассажиры в авто­бусе.

А теперь приведем несколько «пальчиковых игр», заимствованных нами из книги Марги Арндт и Вальтраута Зингера (Берлин: Фольк удн Внесен, 1984).

«Пекарь»


Для самых маленьких: Взять ладони малыша в свои руки. Удер­живая их, ритмично похлопывать ими друг о дружку, приговаривая примерно следующее:


«Пеку, пеку калачи!» —

Кричит пекарь у печи.

Если хочешь печь калач,

Семь продуктов ты припрячь.

Яйца, соль и молоко Положи недалеко,

Маргарин, жир, масло И шафран прекрасный.

Все продукты замешай,

Золотистым в печь сажай.

Калачик — колечком,

Катись, калач, в печку.

К концу сделать движение, напоминающее посадку хлеба в печку.


«Где живет сапожник!»


В эту игру можно вовлечь детей постарше. Кто-то из играющих ставит два полусогну­тых пальца на руку другому и шагает ими снизу вверх по руке с остановками в соответствую­щем месте, приговаривая: «Где живет сапож­ник?» — «Немного дальше»,— слышится в от­вет.— «Где живет сапожник?» — «Немного даль­ше» и т. д.

Прошагав пальцами к голове партнера, он задает вопрос: «Звонить или стучать?» В зави­симости от ответа играющий легонько дер­гает партнера за волосы или за ухо или хлопает по щеке.


«Пять человечков»


Пальцы левой руки — человечки. Указатель­ным пальцем правой руки указывают на каж­дый палец левой руки начиная с большого. Игра будет интереснее, если на каждый палец надеть шляпку, склеенную из бумаги.

Человечки в лес пошли,

Всего их было пять.

Пасхального зайца они

Хотели там поймать.

Первый — толстяк, ворчливый был,

На бочку очень похож,

Он недовольно говорил:

«Где зайца тут найдешь?»

Второй — «Вот он, вот он!» — кричал.

А третий — длинный, рыжий,

Трусливо плача, отвечал:

«Нигде его не вижу».

Четвертый так сказал: «Друзья,

Мне кажется все глупым.

Обратно возвращаюсь я,


Не быть бы мне надутым».

А самый маленький, чудной,

Ну кто бы мог подумать,

Поймал он зайца и домой Принес на зависть людям.

Засмеялись все тогда: «Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!»


Интонация разговорной речи человечков обя­зательно четко выражается. Первый — басит, ворчит, второй — кричит взволнованным голо­сом, третий — жалобно стонет, четвертый гово­рит зло, грубо, пятый — весело.


«Дружные пальчики»


Пальцы одной руки, сжатые в кулак, мед­ленно разгибаются по одному начиная с мизин­ца. В конце игры пальцы снова сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху.

Примерное содержание рифмовки:

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный — кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну а этот — средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот — указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный.

Среди братьев самый сильный. Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.


«Лакомка»


Левую руку сжать в кулак, положить на стол (вертикально), слегка приоткрыв сверху (см. рис. 14). Указательный и средний пальцы правой руки изображают кошку (см. рис. 38). Кошка подкрадывается к горшку. Со словами «сунув голову в горшок» указательный и сред­ний пальцы правой руки вводятся в кулак левой руки. На слова «Ой-йо-ой! Ай-я-я-я! Не вынуть голову» кулак левой руки, сжимая пальцы правой, поднимается вверх. На слова «Буме! Бац...» руки разводятся в стороны.

Примерное содержание рифмовки:

Стоит на кухне за столом

Горшок со свежим молоком.

Тайком пробралась в кухню кошка —

Отведать молока немножко.

Наклонилась, пьет вершок,

Сунув голову в горшок.

А потом — ой-ой-ой! ай-я-я-я! —

Не вынуть голову.

Бежит кошка во двор,

Натолкнулась за забор.

Буме! Бац! Тук, тук, ток!

Раскололся тот горшок.

Побежала кошка в дом

Опять за вкусным молоком.

Гапса, гопса, гопса-са,

Вот такие чудеса.


«Мышки-шалунишки»


Произнося текст рифмовки, сначала закрывают глаза руками, затем хлопают один раз ладо­нями, выражая озабоченность, после чего подпи­рают щеки руками, выражая удивление. Затем,

согласно тексту, разыгрывается «пальчиковая игра»: домик — обеими ладонями изображается острая крыша (см. рис. 19); стол — правая рука сжимается в кулак, левая — прижимается сверху (см. рис. 12); скамейка — одна рука кладется ладонью вниз, другая прижимается ладонью с одной боковой стороны пальцами вверх; стул — правая рука сжимается в кулак, левая прижимается перпендикулярно к правой (см. рис. 13); шкаф — кулаки кладутся друг на друга.

Слова «лакомиться» и «ловить» сопровож­даются соответствующими движениями.

Этой игре примерно соответствует следую­щая рифмовка:

В нашем маленьком домишке

Завелись серые мышки,

Так и шмыгают кругом —

Все на кухне кувырком.

То топочут за столом,

Лакомятся молоком,

На скамейку сесть хотят

И пугают нам ребят.

То на шкаф залезут мышки,

То на стуле—шалунишки.

Так и хочется поймать,

А они — шмыг—и под кровать.


«Часы»


Во время этой игры ведущий и дети подра­жают тиканью часов, сопровождая текст (в соответствующем месте) движением руки или головой в ускоряющем темпе.

Большие часы идут:

Тик-так, тик-так.

Маленькие часы идут:

Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так.

А маленькие ручные часы:

Тик-ке, так-ке, тик-ке, так-ке,

Тик-ке, так-ке, тик.

Теневая игра


Комната, в которой проводится теневая игра, затемняется. Источник света (торшер, настоль­ная лампа) освещает экран (светлую стенку) на расстоянии 3—4 м. Между экраном и источ­ником света (на расстоянии 1,5—2 м от экрана) производятся движения руками, от которых падает тень на освещенный экран. Правильное размещение рук между стенкой и источ­ником света зависит от силы источника света.

Теневая игра сопровождается короткими диа­логами, сценками. Исполнители должны распо­лагаться так, чтобы тень, падающая на экран, отражала только положение кисти и предпле­чья. Больший эффект в теневой игре дости­гается благодаря изменению расстояния руки от источника света. Это дает возможность увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур.


Примерные положения рук

  1. Орел.

  2. Рыбка.

  3. Тигр.

  4. Волк.

  5. Собачка.

  6. Змея.

  7. 7. Змея

  8. 8. Лама.

  9. 9. Гусь.

  10. 10. Заяц.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей

Автор: Михайленко Татьяна Николаевна

Дата: 18.12.2018

Номер свидетельства: 491411

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье ребенка."
    ["seo_title"] => string(57) "vliianiie_pal_chikovoi_ghimnastiki_na_zdorov_ie_riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "429115"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1506000007"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Влияние развития мелкой моторики на формирование элементарных математических представлений у детей  дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(124) "vliianiierazvitiiamielkoimotorikinaformirovaniieeliemientarnykhmatiematichieskikhpriedstavlieniiudietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "285709"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454239492"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Консультация для родителей "Пальчиковые игры и упражнения" "
    ["seo_title"] => string(67) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-pal-chikovyie-ighry-i-uprazhnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "214202"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432230107"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Использование здоровьесберегающих технологий  на музыкальных занятиях в ДОУ "
    ["seo_title"] => string(91) "ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-muzykal-nykh-zaniatiiakh-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "224097"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438483612"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ, "
    ["seo_title"] => string(48) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "206366"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430155890"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства