kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Веселый хоровод

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организованная образовательная деятельность по декоративно-прикладному искусству «Веселый хоровод» с использованием природного и  бросового материала

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие (декоративно-прикладное творчество) + социально-коммуникативное развитие (самообслуживание, общественно-полезный труд) + познавательное развитие (ФЭМП, развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с социальным миром) + речевое развитие (обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи) + физическое развитие (физкультминутки, развитие мелкой моторики).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Веселый хоровод»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 179»











Организованная образовательная деятельность по декоративно-прикладному искусству

«Разноцветные матрешки»













Рудь Юлия Александровна

воспитатель, высшая категория









г. Ярославль

2016

Цель: продолжить знакомство с традиционными русскими сувенирами игрушками – матрешками, с основными видами матрешек (Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской).

Программные задачи:

- продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, расширить представления детей о народных игрушках – матрешках;

- познакомить детей с основными видами матрешек (Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской).

- учить создавать свой образ матрешки, используя пластилин и природные материалы;

- учить детей создавать оригинальные ритмические композиции орнамента, украшая узорную полосу впереди сарафана и на подоле;

- расширять словарный запас детей; развивать связную грамматически правильную речь, активизировать в речи детей слова: матрешка, сарафан, орнамент, оберег;

- развивать у детей чувство композиции, ритма, цвета, мелкую моторику, глазомер;

- развивать у детей стремление быть оригинальными в создании цветового образа матрешки;

- закрепить счет до десяти, составляя целое из части;

- воспитывать у детей аккуратность, усердие, эстетический вкус; прививать любовь к народным истокам, традициям, промыслам.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие (декоративно-прикладное творчество) + социально-коммуникативное развитие (самообслуживание, общественно-полезный труд) + познавательное развитие (ФЭМП, развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с социальным миром) + речевое развитие (обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи) + физическое развитие (физкультминутки, развитие мелкой моторики).

Предварительная работа: просмотр презентации PowerPoint «Русская матрешка»; нанесение пластилина (прием плоскостной лепки) на картонные заготовки сарафанов для матрешек;

Демонстрационный материал: фигура большой нарисованной матрешки из фанеры, наглядные материалы (рисунки А4) изображений матрешек (Семеновская, Загорская, Полхов - Майданская), набор матрешек на магнитах – 5 штук, расшитое полотенце, маленький самовар.

Раздаточный материал: пенопластовые плоскостные заготовки матрешек на каждого ребенка; природный материал (горох, скорлупки от фисташек) для составления узора на сарафане матрешки, разрезные картинки (матрешки) –

Д/и: «Собери по порядку».

Словарная работа: матрешка, сарафан, орнамент, оберег, самовар


Ход занятия:

1.Организационный момент:

Воспитатель:

- Я на ярмарке бывала,

И игрушки выбирала

Принесла корзинку вам.

В ней игрушки непростые,

А волшебно-расписные…

- А что же это за игрушки мы сейчас с вами и постараемся узнать. (Дети рассаживаются на стульчики).


2. Познавательная часть занятия.

Воспитатель (начинает рассказывать детям сказку, активизирующую их внимание на восприятии темы занятия):

«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был Художник, который больше всего на свете любил рисовать и путешествовать. Так и на этот раз – решил отправиться Художник в далекие края, мир посмотреть да себя показать. Но прежде чем отправиться в далекие страны, решил он взять с собой сувенир – красивый предмет, подарок, который бы представлял собой образ его страны – великой России. Долго искал Художник такой сувенир и вот, наконец, нашел дивную игрушку:


Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Это русская …(матрешка)

(После того как дети отгадали загадку, воспитатель показывает матрешку).

- Когда-то очень давно имя Матрена считалось одним из самых распространенных русских имен, произошло оно от слова «мать». И до сегодняшнего времени матрешка остается символом материнства, символом плодородия, богатства и изобилия, поэтому не случайно для ее украшения использовали растительные орнаменты и мотивы, сочные, яркие краски.

- Какие знаки рисовали мастерицы и мастера? (ромбы, кресты, цветы, круги)
И ведь не случайно рисовали именно эти знаки-символы.

- Волнистые линии – символ воды, а красные круги - символы солнца, ромбы - символ земли, плодородия. Каждый знак имел своё значение.

Даже цвета имели своё значение:

красный – благополучие,

желтый – тепло и ласка,

синий – радость,

чёрный – богатство.

- Ребята, а для чего изображали символы? (они оберегали человека) Поэтому их называли оберегами.

Матрешка была своеобразным оберегом семьи – хранительницей домашнего очага (сколько в семье детей, столько и матрешек).

Воспитатель: - А сейчас давайте с вами заглянем в нашу матрешку.

Затем дети садятся за столы, а воспитатель читает стихотворение, сопровождая его показом пяти матрешек, которых вынимает одну из другой:

Много кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут, всех "матрёшками" зовут.

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живёт ещё одна кукла в серединке.

Эту куколку открой - будет третья во второй.

Половинку отвинти, плотную, притёртую,

И сумеешь ты найти - куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри: кто в ней прячется внутри?

Прячется в ней пятая куколка пустая -

Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд, сёстры-куколки стоят.

Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.


Воспитатель: - Самая умная, самая старшая из наших матрешек хотела бы познакомить вас с тремя главными матрешками, с которых и начался народный промысел – изготовление и роспись русских матрешек. Это: Семеновская, Загорская и Полхов-Майданская. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Каждая из них отличается своей характерной только для нее росписью. Я из Сергиева Посада. Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор на переднике узор,

Знаменит платочек мой разноцветною каймой. (Загорская)


Я из тихого зеленого городка Семенова. Я в гости к вам пришла,

Букет цветов садовых – розовых, бордовых в подарок принесла. (Семеновская)


А я, подружка из Майдана,

Могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами,

С сияющими лепестками

И ягодами разными – спелыми и красными. (Полхов – Майданская)

Воспитатель: - В наше время существует большое количество авторских матрешек, которые придуманы и выполнены по своей задумке, расписаны узором ни на кого не похожим.

- Вторая матрешка – Умняша приготовила для вас задание (Дидактическая игра «Собери по порядку»: дети собирают разрезные картинки матрешек с цифрами от 1 до 10).

- Молодцы, все справились с заданием. Вот видите, сколько матрешек разных, расписных и очень красивых может быть. Игра «Расставь по росту»


Воспитатель: - Наша 3 матрешка – Непоседа предлагает нам немного размяться - физкультминутка:

Эй, ребята, выходите, (поочередно ставить ногу

на пятку вперед, руки на поясе)

Пляску русскую начните!

В этой пляске удалой (повороты налево – направо)

Пусть кружится шар земной.

Эх, раз, еще раз (наклоны налево-направо)

Мы наклонимся сейчас.

Все ногами топают (притопы ногами в полуприсяде),

Все в ладоши хлопают (2 хлопка перед собой, 2 хлопка о колени).

(Дети садятся за столы)

Воспитатель: - Мы немного отдохнули, а сейчас 4 матрешка – Говорунья предложила мне поиграть с вами в чистоговорки.

Ма-ма-ма – все я делаю сама.

Чу-чу-чу – за работой я молчу.

Ши-ши-ши – вся работа от души

Оч-оч-оч – надо другу мне помочь

Ор-ор-ор – мы составили узор

Ок-ок-ок – на матрешке есть платок

Ан-ан-ан – получился сарафан

Та-та-та – вот какая красота

Ша-ша-ша - наша кукла хороша

3. Продуктивная деятельность (украшение сарафана матрешки)

Воспитатель: - А сейчас посмотрите, пожалуйста, у нас есть матрешки, но сарафаны у них пустые, не раскрашенные. Нет ни узоров на них, ни росписей… разве что только косынка цветная. Наша самая маленькая матрешка – Художница предлагает нам с вами превратиться в народных мастеров-умельцев, и украсить наряд матрешек. Но для начала, нам надо разогреть наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Пошли пальчики гулять (руки сжаты в кулаки, большие

пальцы «бегут « по столу),

А вторые догонять (по столу бегут указательные пальцы).

Третьи пальчики бегом (средние пальцы),

А четвертые пешком (безымянные пальцы).

Пятый пальчик поскакал (касаться стола ритмично обоими мизинцами).

И в конце пути упал (хлопнуть кулаком по столу).


Воспитатель: - Посмотрите, перед вами лежат сарафаны, которые мы будем   украшать. Особенностью народного узора, как на росписи, в вышивке, в лепке является ритмичное повторение тех или иных элементов рисунка. Такое повторение может быть и очень простым, и более сложным.

Воспитатель: - Украшая свои сарафаны, каждый из вас постарается вложить в работу свое усердие, старания.


4. Итог занятия.

Воспитатель: - Да, ребята, все работы очень красивые, яркие. Очень трудно выбрать лучшую. Все они хороши!

Недаром в народе говориться: «Не то дорого, что шито золотом, а то дорого, что доброго мастера». Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы. Каждая матрешка хороша по – своему.  

Очень любят все матрешки

Разноцветные одежки.

Всегда расписаны на диво

Очень ярко и красиво!

Воспитатель: - Молодцы, ребята. - А за то, что вы славно потрудились, матрешка приготовила вам сюрприз. (Можно угостить детей баранками, старинным русским угощением к чаю из самовара).

Используемая литература

  1. Алексахин Н.Н. Матрешка: Методика преподавания росписи матрешки. – М.: Народное образование,1998

  2. Алехин А. Матрешки. М., 1989

  3. Берестов В.Д. Матрешкины потешки. – М.: Издательство «Малыш», 1982

  4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991

  5. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве.- М.: Педагогическое общество России, 2002

  6. Маршак С.Я. Матрешки. М., 1989

  7. Русский праздничный народный костюм / Ред. - сост. Ю.Г.Дорофеев. М., 2004

  8. Цветочные узоры Полхов-Майдана. Рабочая тетрадь по основам народного искусства / Сост. Ю. Дорожин. М., 2003

  9. Шайдурова Н.В. Веселые матрешки – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008

  10. Яркие узоры. Альбом для раскрашивания. Худ. О.Гончаренко. М., 1986



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Веселый хоровод

Автор: Рудь Юлия Александровна

Дата: 05.03.2016

Номер свидетельства: 302478

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Веселый хоровод.Устное народное творчество. Конспект урока и презентация. 2 класс "
    ["seo_title"] => string(91) "viesielyi-khorovod-ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "128851"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415573921"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Музыкально-литературная композиция "Весенний хоровод""
    ["seo_title"] => string(58) "muzykal-no-litieraturnaia-kompozitsiia-viesiennii-khorovod"
    ["file_id"] => string(6) "267982"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450513564"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Сценарий Нового года для подготовительной группы"
    ["seo_title"] => string(50) "stsienariinovoghoghodadliapodghotovitielnoighruppy"
    ["file_id"] => string(6) "341014"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1472300221"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Сценарий новогоднего утренника для детей"
    ["seo_title"] => string(49) "stsienarii-novoghodniegho-utriennika-dlia-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "260061"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448888583"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Внеклассное мероприятие "Сказка русского хоровода" "
    ["seo_title"] => string(55) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-skazka-russkogho-khorovoda"
    ["file_id"] => string(6) "124072"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414615703"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства