Организованная образовательная деятельность по декоративно-прикладному искусству «Веселый хоровод» с использованием природного и бросового материала
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие (декоративно-прикладное творчество) + социально-коммуникативное развитие (самообслуживание, общественно-полезный труд) + познавательное развитие (ФЭМП, развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с социальным миром) + речевое развитие (обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи) + физическое развитие (физкультминутки, развитие мелкой моторики).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 179»
Организованная образовательная деятельность по декоративно-прикладному искусству
«Разноцветные матрешки»
Рудь Юлия Александровна
воспитатель, высшая категория
г. Ярославль
2016
Цель: продолжить знакомство с традиционными русскими сувенирами игрушками – матрешками, с основными видами матрешек (Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской).
Программные задачи:
- продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, расширить представления детей о народных игрушках – матрешках;
- познакомить детей с основными видами матрешек (Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской).
- учить создавать свой образ матрешки, используя пластилин и природные материалы;
- учить детей создавать оригинальные ритмические композиции орнамента, украшая узорную полосу впереди сарафана и на подоле;
- расширять словарный запас детей; развивать связную грамматически правильную речь, активизировать в речи детей слова: матрешка, сарафан, орнамент, оберег;
- развивать у детей чувство композиции, ритма, цвета, мелкую моторику, глазомер;
- развивать у детей стремление быть оригинальными в создании цветового образа матрешки;
- закрепить счет до десяти, составляя целое из части;
- воспитывать у детей аккуратность, усердие, эстетический вкус; прививать любовь к народным истокам, традициям, промыслам.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие (декоративно-прикладное творчество) + социально-коммуникативное развитие (самообслуживание, общественно-полезный труд) + познавательное развитие (ФЭМП, развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с социальным миром) + речевое развитие (обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи) + физическое развитие (физкультминутки, развитие мелкой моторики).
Предварительная работа: просмотр презентации PowerPoint «Русская матрешка»; нанесение пластилина (прием плоскостной лепки) на картонные заготовки сарафанов для матрешек;
Демонстрационный материал: фигура большой нарисованной матрешки из фанеры, наглядные материалы (рисунки А4) изображений матрешек (Семеновская, Загорская, Полхов - Майданская), набор матрешек на магнитах – 5 штук, расшитое полотенце, маленький самовар.
Раздаточный материал: пенопластовыеплоскостные заготовки матрешек на каждого ребенка; природный материал (горох, скорлупки от фисташек) для составления узора на сарафане матрешки, разрезные картинки (матрешки) –
- А что же это за игрушки мы сейчас с вами и постараемся узнать. (Дети рассаживаются на стульчики).
2. Познавательная часть занятия.
Воспитатель (начинает рассказывать детям сказку, активизирующую их внимание на восприятии темы занятия):
«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был Художник, который больше всего на свете любил рисовать и путешествовать. Так и на этот раз – решил отправиться Художник в далекие края, мир посмотреть да себя показать. Но прежде чем отправиться в далекие страны, решил он взять с собой сувенир – красивый предмет, подарок, который бы представлял собой образ его страны – великой России. Долго искал Художник такой сувенир и вот, наконец, нашел дивную игрушку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская …(матрешка)
(После того как дети отгадали загадку, воспитатель показывает матрешку).
- Когда-то очень давно имя Матрена считалось одним из самых распространенных русских имен, произошло оно от слова «мать». И до сегодняшнего времени матрешка остается символом материнства, символом плодородия, богатства и изобилия, поэтому не случайно для ее украшения использовали растительные орнаменты и мотивы, сочные, яркие краски.
- Какие знаки рисовали мастерицы и мастера? (ромбы, кресты, цветы, круги) И ведь не случайно рисовали именно эти знаки-символы.
- Волнистые линии – символ воды, а красные круги - символы солнца, ромбы - символ земли, плодородия. Каждый знак имел своё значение.
Даже цвета имели своё значение:
красный – благополучие,
желтый – тепло и ласка,
синий – радость,
чёрный – богатство.
- Ребята, а для чего изображали символы? (они оберегали человека) Поэтому их называли оберегами.
Матрешка была своеобразным оберегом семьи – хранительницей домашнего очага (сколько в семье детей, столько и матрешек).
Воспитатель: - А сейчас давайте с вами заглянем в нашу матрешку.
Затем дети садятся за столы, а воспитатель читает стихотворение, сопровождая его показом пяти матрешек, которых вынимает одну из другой:
Много кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут, всех "матрёшками" зовут.
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живёт ещё одна кукла в серединке.
Эту куколку открой - будет третья во второй.
Половинку отвинти, плотную, притёртую,
И сумеешь ты найти - куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри: кто в ней прячется внутри?
Прячется в ней пятая куколка пустая -
Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд, сёстры-куколки стоят.
Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.
Воспитатель: - Самая умная, самая старшая из наших матрешек хотела бы познакомить вас с тремя главными матрешками, с которых и начался народный промысел – изготовление и роспись русских матрешек. Это: Семеновская, Загорская и Полхов-Майданская. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Каждая из них отличается своей характерной только для нее росписью. Я из Сергиева Посада. Встрече с вами очень рада.
Я из тихого зеленого городка Семенова. Я в гости к вам пришла,
Букет цветов садовых – розовых, бордовых в подарок принесла. (Семеновская)
А я, подружка из Майдана,
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами,
С сияющими лепестками
И ягодами разными – спелыми и красными. (Полхов – Майданская)
Воспитатель: - В наше время существует большое количество авторских матрешек, которые придуманы и выполнены по своей задумке, расписаны узором ни на кого не похожим.
- Вторая матрешка – Умняша приготовила для вас задание (Дидактическая игра «Собери по порядку»: дети собирают разрезные картинки матрешек с цифрами от 1 до 10).
- Молодцы, все справились с заданием. Вот видите, сколько матрешек разных, расписных и очень красивых может быть. Игра «Расставь по росту»
Воспитатель: - Наша 3 матрешка – Непоседа предлагает нам немного размяться - физкультминутка:
Эй, ребята, выходите, (поочередно ставить ногу
на пятку вперед, руки на поясе)
Пляску русскую начните!
В этой пляске удалой (повороты налево – направо)
Пусть кружится шар земной.
Эх, раз, еще раз (наклоны налево-направо)
Мы наклонимся сейчас.
Все ногами топают (притопы ногами в полуприсяде),
Все в ладоши хлопают (2 хлопка перед собой, 2 хлопка о колени).
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: - Мы немного отдохнули, а сейчас 4 матрешка – Говорунья предложила мне поиграть с вами в чистоговорки.
Ма-ма-ма – все я делаю сама.
Чу-чу-чу – за работой я молчу.
Ши-ши-ши – вся работа от души
Оч-оч-оч – надо другу мне помочь
Ор-ор-ор – мы составили узор
Ок-ок-ок – на матрешке есть платок
Ан-ан-ан – получился сарафан
Та-та-та – вот какая красота
Ша-ша-ша - наша кукла хороша
3. Продуктивная деятельность (украшение сарафана матрешки)
Воспитатель: - А сейчас посмотрите, пожалуйста, у нас есть матрешки, но сарафаны у них пустые, не раскрашенные. Нет ни узоров на них, ни росписей… разве что только косынка цветная. Наша самая маленькая матрешка – Художница предлагает нам с вами превратиться в народных мастеров-умельцев, и украсить наряд матрешек. Но для начала, нам надо разогреть наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Пошли пальчики гулять (руки сжаты в кулаки, большие
пальцы «бегут « по столу),
А вторые догонять (по столу бегут указательные пальцы).
Воспитатель: - Посмотрите, перед вами лежат сарафаны, которые мы будем украшать. Особенностью народного узора, как на росписи, в вышивке, в лепке является ритмичное повторение тех или иных элементов рисунка. Такое повторение может быть и очень простым, и более сложным.
Воспитатель: - Украшая свои сарафаны, каждый из вас постарается вложить в работу свое усердие, старания.
4. Итог занятия.
Воспитатель: - Да, ребята, все работы очень красивые, яркие. Очень трудно выбрать лучшую. Все они хороши!
Недаром в народе говориться: «Не то дорого, что шито золотом, а то дорого, что доброго мастера». Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы. Каждая матрешка хороша по – своему.
Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки.
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво!
Воспитатель: - Молодцы, ребята. - А за то, что вы славно потрудились, матрешка приготовила вам сюрприз. (Можно угостить детей баранками, старинным русским угощением к чаю из самовара).