Просмотр содержимого документа
««ВЯТСКАЯ СВИСТУНЬЯ»»
Муниципальное образовательное дошкольное учреждение
детский сад комбинированного вида № 8
г. Володарск Нижегородская область
«ВЯТСКАЯ СВИСТУНЬЯ»
(интегрированное занятие в подготовительной группе)
Воспитатель:
Коротких Лариса Сергеевна
Цель:
Познакомить с праздником «Вятская свистунья» и закрепить их в играх;
Закрепить умение составлять равные группы по заданному числу равенства и неравенства;
Развивать мышление и интерес к занятию;
Воспитывать любовь к русским праздникам.
Материал: вятские свистульки, изображение цветочной, книжной, музыкальной лавки, лавки «Вятской игрушки», овощного ряда с надписями, карусель из ленточек и обруча, дымковские костюмы, карточки с цифрами, наборы игрушек – овощи, фрукты, книги, диски, кассеты, дымковские игрушки, силуэты дымковских игрушек.
Содержание образовательной деятельности:
Воспитатель:
Вы сказали: воробья не слыхать
Вы сказали: воробья не видать.
Не видать его, не видати,
А воробышек по улице идёт
В левом крылышке скрипочку несёт,
Правым крылышком наигрывает
Всё играет, да посвистывает.
Дети со свистульками под музыку «Вятские припевки» входят в группу.
Воспитатель:
- Вот так всегда начинается весёлый праздник на Вятской земле. Этот праздник обычно бывает весной. Раньше он назывался «Свистопляской» Начало празднику положило Хлыновское побоище. В память погибшим на месте побоища поставили часовню и с тех пор ежегодно устраивали панихиду, после чего начинался праздник Свистопляски, в ритуал которого входила катание глиняных шариков с высокого берега Вятки, кулачные бои, свист, песни и пляски. Ставились балаганы с обилием разных сладостей и обязательно продажей глиняных игрушек и свистулек. Но постепенно праздник менял своё предназначение. Современный быт вытеснял старинные обряды и настоящими героями Свистопляски становились дети, а не взрослые. Название праздника тоже меняется. Он стал называться не Свистопляской, а Свистуньей.
В1890 году Свистунью называют «детским праздником». Во время праздника несколько дней были шумные ярмарки, в городе стоял шум, смех, веселье и свист в глиняные свистульки, которые на ярморочных рядах занимали едва ли не главное место среди прочего товара.
«…Когда идёшь к ней, кажется, что медленно взбираешься на какую - то большую гору, вершина которой оглушает твою кровь и сознание. Потом у базара понимаешь, что это свист. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку. В хвост этой игрушки свистят. Этот блеск и свист сначала озадачивает, а потом поднимается на воздух – и так путешествуешь до вечера, а ночью – в глазах и ушах во сне стоит что – то яркое и радостно нежное. Это праздник Свистунья»
- Сегодня мы с вами побываем на этом празднике. Пройдёмся по торговым рядам. Зайдём в «цветочную лавку», «овощные ряды», «книжную и музыкальную лавку», но и конечно в лавку «Вятской игрушки» - самую большую на этой ярмарке.
(Дети с воспитателем идут по группе , но ничего не видят)
- Где же весь народ, куда девалось всё веселье? Все торговые ряды пустые? Но не стоит унывать, праздник «Вятская свистунья» сами будем начинать!
(Дети одевают Дымковские костюмы)
- Каждый продавец на этой ярмарке называется свистуном или свистуньей. Сейчас каждый из вас займёт место за своим прилавком, который выберете. (Дети встают за прилавки, рассматривают прилавки с надписью над ними и узнают чем они будут торговать. Воспитатель раздаёт карточки с цифрами равными количеству товара, который должен быть выставлен у них на витрине. Дети идут к столу воспитателя, берут нужное количество предметов и расставляют у себя на прилавке)
Например: ребёнок получил карточку с цифрой 8. Он должен поставить у себя на прилавке 8 барышень, 8 лошадок, 8 барашек и т. д., если он работает а лавке «Дымковская игрушка»
Воспитатель:
- Вот и наши торговые ряды готовы. Сейчас мы по ним пройдём и товары наберём (Дети вместе с воспитателем подходят к одному продавцу и покупают у него товар. При этом сравнивая количество целого товара и оставшегося после покупки. Дети делают вывод, что его стало меньше. Также сравнивают чего осталось на прилавке больше, и как сделать, чтобы было поровну)
Например: в овощной лавке дети купили 1 помидор, 1 огурец, 1 свёклу. Этих овощей стало меньше. Зато лука и перца больше, т. к. их не брали. Чтобы всего было поровну , надо взять 1 луковицу и 1 перец.
Итак, дети проходят все торговые ряды и попадают на карусели.
Утро в небе расплескало голубую акварель,
Ярко солнце засверкало, как смешная карусель
Приглашаем мы на праздник всех,
Чтоб кружился каруселью смех!
Приглашаем мы к веселью всех, всех, всех,
Чтоб кружился каруселью смех, смех, смех!
Воспитатель предлагает детям покататься на карусели (карусель из обруча с ленточками)
- Всем ли хватило ленточек? (нет)
- Почему? (детей больше)
- Как же нам быть? (разделиться на две группы и покататься по очереди)
- Сейчас всем хватит ленточек? (детей и ленточек поровну)
Под русскую народную песню дети катаются на карусели. На прощание все получают силуэт дымковской свистульки, которые они должны потом расписать.