Позновательно - исследовательская деятельность в средней группе, расширение кругозора детейо воздухе и воде, их свойствах, используя опыты и эксперементы , через игровую деятельность, c целью систематизирования знаний детей.Воспитание позитивного отношения к окружающему миру, развитие интереса к познавательной деятельности,самостоятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"В гостях у тучки и капельки" »
ГБОУ СОШ №1317 (дошкольное отделение)
Конспект познавательно – исследовательской деятельности в средней группе
Тема «В гостях у тучки и капельки».
Подготовила и провела: воспитатель группы №12 Столярова Марина Ивановна
Москва 2014 -2015 учебный год
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха и воды через организацию совместной деятельности. Задачи: • Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность. • Образовательная: расширять кругозор детей о воздухе и воде, их свойствах, используя опыты и эксперименты (образовательная область - познание). Развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (речевая область). Закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группе (социально-коммуникативная область), формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни (физическое развитие). • Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельности.
Предварительная работа: игры «Поддувалочки», «Воздушный шар», «Ручеек», «Тонет- не тонет», чтение художественной литературы, изготовление корабликов, вееров. Изготовление тучки и капельки.
Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, стаканчики, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, флажки, игрушки из «Киндер – сюрприз», гуашевая краска(разных цветов), кисточки, лимон, сахар, соль, формочки, фартуки. Макеты: тучка и капелька.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент «отгадай».
Воспитатель: Внимание! Внимание! Чудеса сейчас придут Интересно будет тут! Вы загадку отгадайте, Про кого она узнайте:
В небе серое одеяло, Грозовое покрывало, Опустилось низко-низко И над городом повисло. Вот уже грохочет гром, Молнии сверкают в нем. Облака собрались в кучу, Стали грозовою ... (тучей). (Н. Шемякина)
Показ макета тучки.
Тучка: Здравствуйте ребята! По небу я гуляла, к вам в садик вот попала. Пока по небу я плыла, вам вопросов припасла, Ой, скажите мне, друзья: ответите на них вы? Дети: Да! Тучка: Вопрос первый – загадка: Он нам нужен чтоб дышать Чтобы шарик надувать С нами рядом каждый час Но не видим он для нас. (Воздух) Ответы детей. Тучка: Ребята, вы часто слышите это слово. А что оно обозначает, знаете? Ответы детей. Тучка: А вам интересно узнать, где можно найти воздух? Дети: Да. Тучка: Приготовьтесь внимательно слушать, я вам сейчас все-все расскажу! Воспитатель: Тучка, давай ребятам не только расскажем, но и покажем - я всех приглашаю в нашу лабораторию, где вы будете делать опыты, как настоящие учёные. А что такое лаборатория? Ответы детей. Воспитатель: Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил: Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения. Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам. Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус без разрешения. Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место. Правило №5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Дети подходят к столам.
Тучка: Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас? Ответы детей. Тучка: Если мы его не видим то он какой? Ответы детей. Воспитатель: Правильно, воздух прозрачный -невидимый -бесцветный. Тучка: Вот-вот невидимый, значит его совсем, нет?
Ответы детей. Тучка: Воздух не видим, но он есть вокруг нас. Воспитатель: Ребята давайте докажем, что воздух есть, для этого его надо поймать. Возьмите полиэтиленовые пакеты. Спокойно наберите воздух через нос и медленно вдохните его в пакет, а потом его заверните, чтобы он не сдулся. Какой стал пакет? Ответы детей. Воспитатель: Почему он таким стал? Что наполнило пакет? Ответы детей. Воспитатель: Конечно, вы наполнили пакет воздухом. Воспитатель: Мальчики, возьмите флажки, а девочки веера и помашите ими. Что вы чувствуете? Ответы детей. Тучка: Вот мы и доказали, что воздух хоть и не видим, но он есть вокруг нас. Воздух может принимать разную форму. Попробуйте надуть мыльные пузыри. Что вы заметили? Ответы детей. Воспитатель: Правильно, одни пузыри большие, другие маленькие. Ответы детей. Тучка: Все пузырики разные, а значит, воздух принимает разную форму! И ещё, воздух очень лёгкий. Воспитатель: Перед вами в стаканчиках вода с трубочками - подуйте в трубочки. Что происходит? Ответы детей. Воспитатель: Образовавшиеся пузырьки-это воздух. Он поднимается на поверхность воды, т.к. он легкий. Тучка: Ребята, а у воздуха есть запах? Ответы детей. Воспитатель: У вас лежит на столе лимон. Понюхайте его. Что можно сказать? Ответы детей. Тучка: Верно, лимон пахнет - можно сделать вывод, что запах передаётся по воздуху. Воспитатель: У меня для вас сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой плёнки. Она какая? Лёгкая, воздушная, воздуху послушная. А вы знаете, кто такие парашютисты . А что у них раскрывается над головой при прыжке с самолёта? Ответы детей. Воспитатель: Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух.
Физразминка:Игра с воздухом «Парашют».
Дружно мы все стали в круг (встают) Будем делать парашют (берутся за плёнку) Друг за другом мы идём Парашют в руках несём (идут по кругу) Руки вверх мы поднимаем (поднимают руки) Парашют наш надуваем. Вот какой наш парашют Легким воздухом надут (опускают на пол). Воспитатель: Здорово мы поиграли с воздухом? Вам понравилось? Тучка: Играли вы с воздухом хорошо, а что вы про него запомнили? Ответы детей. Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно запомнили, что: - вокруг нас везде есть воздух; - мы с вами дышим воздухом; - воздух невидим, но его можно найти разными способами; - воздух легкий; - по воздуху передается запах; - с воздухом можно играть.
Из –за тучки появляется капелька. Показ макета капли.
Капелька: Здравствуйте, мальчики и девочки! Про воздух вы много узнали, а проводу вам рассказали? Ответы детей. Воспитатель: Капелька, здравствуй! Ты можешь рассказать про свойства воды и даже провести с нашими ребятами опыты. Капелька: Ребята! А вы знаете, как надо себя вести при проведении опытов? Ответы детей. Капелька: Молодцы! Все правила помните, тогда приступим. У вас в стакане вода – попробуйте ее на вкус. Какая она? Ответы детей. Воспитатель: Добавьте в один стакан соль, а в другой сахар и размешайте. Попробуйте, какой стала вода? Ответы детей. Воспитатель: Верно, там, где соль добавлена, вода – соленая. А там, где сахар добавлен - сладкая. Значит, вода может менять вкус.
Капелька: И не только вкус, но и цвет. Сейчас мы это докажем. Положите в стакан игрушку, вы ее видите? Значит вода какая? Ответы детей. Воспитатель: А теперь, с помощью кисти, добавьте в воду краски. Что вы заметили? Ответы детей. Воспитатель: Верно, вода у вас стала разноцветной. Капелька: Делаем вывод – вода меняет цвет. Воспитатель: Продолжим наши опыты. Перед вами формочки - аккуратно налейте в них воду. Капелька: У всех формочки разные – значит, вода может принимать разную форму. Воспитатель: Ребята, понравились вам опыты с водой? А что вода может менять? Ответы детей. Капелька: Правильно, вода может менять вкус, цвет и форму. Но это не все свойства воды. Тучка: И не все свойства воздуха. Если хотите мы придем к вам в гости в другой раз и вместе с вами проведем еще опыты? Ответы детей.
Сюрпризный момент. Капелька: А на прощание мы хотим подарить вам подарки. Я – вот такие бумажные кораблики, которые вы сможете разукрасить и запускать в весенних ручейках. Тучка: А я вот такие воздушные шарики, которые вы сможете надуть и запустить в голубое небо. Воспитатель: Давайте ребята поблагодарим тучку и капельку и попрощаемся с ними до новых встреч.
Литература
1.Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Издательство: Мозаика-Синтез, 2014 г.
2.Н. В. Нищева. "Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника"(Опыты, эксперименты, игры) Издательство: Детство-Пресс, 2013 г.