Интегрированное занятие «Путешествие капелек»
Программное содержание
Задачи
уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.
формировать у детей знания о значении воды в жизни человека.
активизировать и обогащать словарный запас детей.
познакомить детей с тремя свойствами воды. (Твердое, жидкое и газообразное).
воспитывать бережное отношение к природе, воде.
Словарная работа
Бесцветная, прозрачная, жидкая, твердая, окрашенная, испаряется, кипит, пар
Оборудование
Схема-пиктограмма, 5-больших капелек, а также 15шт средних капелек веселых и грустных сделанных из картона; две емкости со льдом, с водой; Носовой платок; штатив, 3 пробирки, сухой спирт, 2 темные бусинки (пуговицы), гуашь темного цвета;
Ватман с нарисованной речкой, картинки с изображением мусора; Пластилин по количеству детей, стеки, дощечки, салфетки.
Круг радости: «Доброе утро»
(дети заходят в группу здороваются с гостями и встают в круг)
Проснулось солнышко и сладко зевнуло Солнышко лучик к нам протянуло,
Солнышко щечку тебе поласкало Доброго утра нам пожелало.
Схема-пиктограмма:
Ребята, не зря солнышко сегодня нас всех разбудило, ведь мы с вами отправимся в путешествие, а куда мы узнаем с помощью схемы- пиктограммы.
(воспитатель с детьми рассматривают пиктограмму)
Стихотворение: «Наша спутница-вода!»
Вы слыхали о воде?
Говорит, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда
Игровая ситуация: «Капитошка»
(в группу входит девочка в ободке капельки)
Ребята, кто это к нам пришел? Ты кто?
Я капелька.
А как Тебя зовут?
Капитошка.
А зачем ты к нам пришла?
Я пришла к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.
Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут его сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.
Путешествие-поиск капелек по группе.
(Дети идут по группе и делают остановки)
1. В уголке природы: около растений. Капелька
Ребята, Капитошка, здесь живет сестричка-капелька, которую зовут Росинка.
А как вы думаете, почему капелька Росинка живет среди наших растений. Дети:
Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут - им нужна вода.
(приклеивают капельку)
2.У Аквариума. Капелька - Родничок.
А здесь живет капелька, которую зовут Родничок.
Почему капелька Родничок живет в аквариуме.
Дети:
Потому что в аквариуме живут рыбки и без воды они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать.
Ребята, а какая должна быть в аквариуме вода?
Правильно, чистая.
И вы, ребята молодцы, хорошо ухаживаете за рыбками, чистите аквариум, меняете воду, следите, чтобы рыбкам было в нем уютно.
Ребята, а можно засорять реки, озера и даже воду в нашем аквариуме.
(ответ детей)
А почему нельзя?
Молодцы! (приклеивают капельку)
3. Около игрового шкафа: Капелька - Чистюлька.
Мы познакомились с Росинкой и Родничком, а теперь мы познакомимся с капелькой Чистюлькой, которая живет в нашем игровом уголке.
Почему она живет там, где много игрушек? Что она делает?
Конечно, она помогает нам мыть игрушки, ведь нельзя же играть с грязными игрушками.
Почему? (на грязных игрушках много микробов)
«Чистота залог здоровья»
(приклеивают капельку)
4. Около мойки: Капелька - Умывайка.
Ребята посмотрите, а теперь нас встречает капелька Умывайка, которая живет в умывальнике.
А для чего нужна капелька Умывайка?
Да, она помогает нам мыть руки, умываться?
А зачем мы моем руки?
Но, ребята мы разве здесь умываемся? (ответы детей)
А здесь Умывайка кому помогает? (нянечке)
А что (нянечка И.О.) здесь делает? (моет посуду)
5. У стола с питьевой водой: Капелька - Жизни.
Ну вот мы и пришли к капельке которую зовут Капелька Жизни.
Почему она так называется?
Конечно, вода нужна, чтобы мы утоляли жажду.
Ведь все капельки, с которыми мы с вами сегодня познакомились всегда и везде помогают нам.
Валеоминутка с помощью пиктограмм.
Экспериментальная деятельность.
(воспитатель предлагает детям сесть на стульчики)
Загадка:
В морях и реках обитает, но часто к небу улетает
А как наскучит ей летать
На землю падает опять
Она и туча, и туман
И ручей, и океан
И летает, и бежит
И стеклянной может быть! (вода)
Ребята, как вы думаете, что это такое?
Конечно же, вода, и я сегодня познакомлю вас с тремя свойствами воды. (Воспитатель показывает три емкости на столе: со льдом (твердое), с водой (жидкое) и пробирку с водой для показа газообразного состояния воды)
Вода может быть твердой, жидкой и газообразной т. е превращаться в пар.
Вспомните, что случилось с моим носовым платочком сегодня утром?
Я его уронила в чашку с водой, и он стал каким? (мокрым)
И куда же мы его положили? (на батарею) Зачем? (чтобы стал сухим)
Да, он был мокрый, а теперь он сухой. Интересно куда же делась вода?
Она испарилась. (Предложить детям повторить это слово)
Сейчас мы с вами посмотрим, как вода превращается в газообразное состояние и испаряется. При испарении вода превращается в пар.
Опыт №1:
Берется пробирка, штатив, сухой спирт и прямоугольной формы маленькое стекло. В пробирку наливают немного воды, вставляют в штатив и ставят над огнём. Предложить детям послушать и посмотреть, как закипает вода в пробирке. Над пробиркой подержать стекло, для того чтобы показать детям как вода испаряется при кипении.
Ребята, как называется то состояние воды, которое мы сейчас наблюдали и во что, вода превратилась?
Газообразное. Пар.
Молодцы!
А что слилось с водой? (закипела)
А кто знает, какого цвета бывает вода?
(если дети затрудняются ответить, воспитатель подсказывает)
Ребята, она бывает бесцветной и прозрачной.
И это мы сейчас проверим.
Опыт №2:
Используем две пробирки с водой, две темные бусинки и гуашь темного цвета.
Посмотрите, у нас есть две одинаковых пробирки с водой.
Какого цвета вода в пробирках? (бесцветная) У воды нет цвета она прозрачная.
А теперь я положу в пробирки с водой бусинки.
Вы видите бусинки?
Почему, вы их видите?
Потому что вода, прозрачная.
А сейчас мы в одну пробирку с бусинкой добавим краску?
Теперь нам видно бусинку?
Нет. Почему?
Потому что мы воду окрасили.
Так какая сейчас у нас была вода? {бесцветная, прозрачная, окрашенная)
Опыт №3:
Ребята перед нашим путешествием мы с вами стакан со льдом и поставили стакан в теплое место на батарею.
Какой был лед? (твердый, холодный и т.д.)
Давайте посмотрим, что случилось со льдом?
Посмотрите, что это в стакане?
Почему, в стакане вместо льда оказалась вода? Что случилось со льдом?
А вода, какая в стакане? (жидкая)
(воспитатель предлагает детям и Капитошке потрогать воду)
А лед, какой? (твердый)
Вы теперь поняли, что вода бывает в разном состоянии.
Давайте вспомним и назовем состояния воды: жидкое, твердое и газообразное. Быть бесцветной, прозрачной и окрашенной, превращаться в пар, снег, лед. Вода утоляет жажду и приносит нам радость.
Валеоминутка: «Как приятно в речке плавать!»
-Ребята давайте представим, что мы плывем по речке.
(вос-ль и дети выполняют различные волнообразные движения).
Как приятно в речке плавать
Берег слева, берег справа.
Речка лентой впереди
Сверху мостик - погляди.
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?
А теперь пора нам, братцы,
На песочке повалятся.
Мы из речки вылезаем
И на травке отдыхаем.
Изобразительная деятельность лепка «Рыбки в реке»
Музыкотерапия.
Ребята с помощью морских волн мы приплыли к маленькой речке, но с речка пбчему-то грустная.
Как вы думаете почему? Посмотрите, кого нет в речке? (рыбок)
Давайте, из пластилина слепим рыбок и выпустим их в речку.
(вос-ль предлагает детям подойти к столам с необходимым оборудованием для лепки: дети лепят, рыбок, Капитошка тоже, вос-ль помогает)
Вот какие красивые рыбки получились у вас.
Что нам надо теперь сделать с ними? (поселить в речке)
(Дети должны обратить внимание на то, что в речке очень много мусора, если дети не замечают мусор, то вос-ль сам, наводящими вопросами, обращает внимание детей, на мусор)
Прежде чем поселить рыбок в речке, надо весь мусор собрать в специальные пакеты и выбросить в мусорные урны. {Убирают мусор и приклеивают рыбок)
Какие вы молодцы, посмотрите, какая у нас получилась речка, сколько в ней ры(эок. Вот в такой воде рыбкам будет хорошо и приятно плавать.
Капитошка, тебе нравится такая речка?
Рефлексия
Капитошка: - Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек- капелек. Посмотрите, у меня есть грустные, и веселые капельки возьмите ту капельку, которая вам больше всего нравится. И подарите нашим гостям эту волшебную капельку, которая будет поить вас и наших
гостей живительной влагой. (Дети выбирают капельки и объясняют, почему они взяли веселую или грустную капельку)
-Спасибо тебе Капитошка и вам, ребята за ваше активное участие в нашем путешествии.
Состояния воды: жидкое, твердое, газообразное.
Свойства воды: бесцветная, прозрачная, окрашенная, холодная,
теплая, сладкая, соленая, безвкусная и т.д.