Просмотр содержимого документа
«Управление качеством жизнедеятельности дошкольной образовательной организации»
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Анатольева Инга Геннадьевна
магистрант Института психологии и педагогики АлтГПУ
Организация образовательного процесса в системе деятельности ДОУ требует её перестройки с учетом введения ФГОС ДО и Профстандарта «Педагог». Переосмысление содержания, форм, методов обучения, реализация инновационных процессов в системе управленческой деятельности должно начинаться с дошкольного детства, так как на этом этапе закладывается фундамент развития личности. При этом особо значимым становится создание педагогических условий, позволяющих обеспечить качественный образовательный процесс в системе дошкольного образования.
В этой связи идея качества дошкольного образования продолжает традиции обеспечения качества человеческой жизни – на этапе дошкольного детства. Л.И. Фалюшина отмечает, что вопросы качества сопровождения взрослыми дошкольного детства рассматриваются в России в русле дискуссий и инновативных образовательных практик [3;с.7].
Вместе с тем, «под управлением качеством образования понимается целенаправленный, ресурсообеспеченный, спроектированный процесс взаимодействия управляющего и управляемого начал, направленный на достижение качества запрограммированного результата», - отмечают Т.И. Шамова, П.И. Третьяков [4;с.10].
Анализ философской, психолого-педагогической литературы свидетельствует, что теоретические основы управления дают возможность многопланового, расширенного понимания управления и качественного обеспечения деятельности ДОУ, как самостоятельной субсистемы, находящейся в развитии.
А.А. Майер, Л.Г. Богославец определяют оценку уровня развития современной ДОО с позиций ее качественной деятельности (таблица 1) [1;с.16].
Таблица 1
Оценка уровня развития ДОУ
ОРИЕНТИРЫ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ:
итого
низкий уровень (адаптация)
Предоставление образовательных услуг в пределах Госстандарта;
приоритет традиционного управления (единоначалие, неразвитость горизонтальных связей);
приспособление к изменяющимся условиям (формальное развитие);
результаты деятельности не выходят за рамки планируемых;
отношения между участниками развития характеризуются как субъект-объектные;
максимальный результат взаимодействия – перевод педагогов, родителей, детей на позицию субъекта.
5-8
средний уровень (интеграция)
реализация образовательных услуг с учетом социального заказа родителей;
приоритет соуправления (родители, воспитатели, дети формально участвуют в управлении, принятии не принципиальных решений);
формальное или содержательное сплочение педагогического, родительского, детского сообщества;
результаты деятельности отличаются субъективной новизной;
отношения между участниками развития характеризуются как субъект-субъектные;
максимальный результат взаимодействия – перевод педагогов, родителей, детей на позицию личностного развития.
9-12
высокий (индивидуализация)
реализация образовательных услуг с учетом личностных интересов и потребностей детей, родителей, педагогов;
приоритет самоуправления (родители, воспитатели и дети полноправные участники управления, принимают решения по принципиальным вопросам);
продуктивное взаимодействие педагогического, родительского и детского сообществ;
результаты деятельности отличаются объективной новизной;
отношения между участниками развития характеризуются как полноценное взаимодействие личностей;
результат взаимодействия – максимальное раскрытие каждого педагога, родителя, ребенка как неповторимой индивидуальности.
13-15
Показатели качества образовательного процесса, представленные в таблице 1, связываются со следующими направлениями в области управления жизнедеятельностью ДОО:
Обновление содержания дошкольного образования.
Научно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагогов.
Управление, основанное на качественно - новых подходах:
Материально-техническое и ресурсное обеспечение ДОО.
Охрана здоровья и социальная защита субъектов образовательного процесса.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров.
Таким образом, обеспечение качества дошкольного образования связано с определением исходных принципов управленческой и образовательной деятельности в ДОО.
Вместе с тем, алгоритм управления качеством дошкольного образования в системе деятельности ДОО может быть представлен следующими этапами:
Сбор информации о состоянии объекта и внешней среды - диагностика:
уровней сформированности навыков учебной деятельности (по разделам основной образовательной программы дошкольного образования и воспитанности детей);
владения творческой деятельностью;
развития личности в психическом, социальном и биологическом аспектах, социальной адаптации и развития;
Анализ полученной информации.
Определение мотивации педагогов на изменения, происходящее в системе дошкольного образования.
Организация образовательного процесса в соответствии с целями, задачами, планами, программами, реализуемыми в ДОО.
Контроль за педагогической деятельностью(система внутриучрежденческого, оперативного, тематического, сравнительного видов контроля, взаимопосещения мероприятий, организация педагогической практики студентов ВУЗа и педагогического колледжа).
Повторная диагностика образовательного процесса и анализ его результатов.
Самоанализ управленческой и педагогической деятельности. [1;с.27].
Таким образом, управление качеством жизнедеятельности ДОО способствует системному и целенаправленному преобразованию образовательного процесса в период его интенсивной модернизации.
Майер А.А. Программа развития ДОУ: построение и реализация. М., 2004.
Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ.–М.:АРКТИ,2003.
Шамова Т.И., Давыдетнко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студентов пед. вузов.- Междунар. Академия наук пед. образования.- 5-е изд.-М.- Академия.-2008.-384 с.