kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Удивительное путешествие на другую планету

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка занятия по изобразительному искусству для детей 5 - 6 лет, посещающих группы предшкольного образования, содействует развитию эстетического вкуса у дошкольников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Удивительное путешествие на другую планету»

Конспект занятия по изобразительному искусству по теме: « Удивительное путешествие на другую планету»

Учитель начальных классов: Дубовик С.Т.

Изобразительные искусства - искусства, связанные со зрительным восприятием и создающие изображения видимого мира на плоскости и в пространстве. Таковы живопись, графика, скульптура. Важнейшее свойство изобразительных искусств - возможность передавать ощущение как бы живой, подлинной действительности, с предельной точностью и полнотой запечатлевать индивидуальный облик человека, передавать его настроение, чувства, раскрывать его характер. Изобразительные искусства - важное средство познания и отражения действительности во всей её сложности и многообразии. Поэтому изобразительные искусства обладают широкими возможностями психологического воздействия на человеческое сознание, активно способствуют воспитанию человека, формированию его чувств. К специфическим художественным средствам изобразительных искусств относятся рисунок, цвет, светотень в живописи.

Цели: 1.Содействовать формированию эстетического отношения к действительности.

2.Рассказать о красках космоса, первом космонавте.

3.Продолжить формирование графических навыков для выражения своего замысла в сюжетной композиции.

4.Научить рисовать восковыми мелками.

Оборудование: карточки с планом работы, иллюстрированным планом, образцы изображения планет, иллюстрации из книг, портрет Ю. А. Гагарина.

Использование доски:



ТЕМА УРОКА план


ПОРТРЕТ 1.

КОСМОДРОМ 2.

ПЛАНЕТА ПЛАНЕТА 3.

ПЛАНЕТА 4.

5.

6.


План:

1.Организационная часть ( 2 – 3 минут ).

2.Актуализация ( 10 – 15 минут ).

3.Практическая работа ( 25 – 30 минут ).

4.Завершение ( 2 – 3 минут ).

Ход урока

I.Организационный

  • Приветствие

  • Прежде чем приступить к работе, давайте проверим свои рабочие места: альбом, краски, кисти, карандаш, ластик, восковые мелки, стакан с водой.

II.Актуализация

  • Какой праздник 12 апреля отмечает наша страна?

  • Сегодня отправимся в удивительное путешествие на другие планеты.

УДИВИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА ДРУГИЕ ПЛАНЕТЫ

III.Основная часть

  • Кто знает из вас имя человека первым, покорившим космос?

  • Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. Родился он 9 марта 1934 года в Свердловской области, в рабочей семье. У него было 3 брата и одна сестра. Он очень любил учиться. Когда Юра пошёл в школу, началась война и школу сожгли. Он с ребятами пытался помогать солдатам, они закладывали выхлопные трубы на мотоциклах неприятелей различными предметами. Однажды подбитый самолёт упал к ним в деревню, тогда то и решил Юра, что будет космонавтом. Он закончил ремесленное училище, хотя всё время интересовался физикой, ходил в авиаклуб. Первый свой полёт в космос совершил на корабле «Восток – 1». Он первый заметил, что в корабле человек себя чувствует в состоянии невесомости. Когда он писал, положив карандаш, он у него поплыл, поэтому нужно всё привязывать, пищу хранить в тюбиках. Однажды был такой случай, что космонавты разлили бутылку с водой и этот пузырь поплыл по кораблю, а собрать его было не возможно, он бы лопнул и повредил технику.

  • Как вы думаете, что могли сделать космонавты? (аккуратно вставили трубочки и выпили всю воду ).

  • Кто летал в космос до человека?

  • Вообще очень важным вопросом в то время было то, кого же нужно посылать в космос? Было предложение посылать моряков – подводников, как вы думаете почему? Другие же считали, что нужно посылать врачей, почему?

  • Космонавты должны проходить очень серьёзную подготовку.

  • Как называется место, откуда стартует ракета? (Космодром, ракетодром ).

  • Представьте себе, что идёт запуск ракеты, что можно изобразить на рисунке?

  • Ракета или космический корабль летит в космос, что бы вы изобразили на этом рисунке?

  • Ракета приземляется на планету, что вы представляете?

  • Вы можете рисовать любую композицию; старт с космодрома, полёт в космосе или приземление на другую планету.

  • Известно, что есть космонавты – художники. Они летают на космических кораблях вокруг нашей планеты. Но бывают ещё, оказывается, и художники – космонавты, которые уже наведались в самые отдалённые уголки Вселенной, куда не долетает пока ни один космический аппарат, Добраться туда можно только при помощи фантазии, воображения. Может и среди вас найдутся такие художники, которые изобразят новые планеты.

IV.Повторение

  • Работу мы будем вести по плану.

  • Прочитаем первый пункт плана.

1.Наметить место расположения предметов на месте.

  • Прочитаем второй пункт плана.

2.Прорисовать контуры.

3.Прорисовать детали.

4.Убрать линии построения.

5.Работа восковыми мелками.

  • Мелками можно нарисовать звёзды, детали на корабле, планете.

6.Выполнить рисунок в цвете.

  • Кто сможет повторить работу по плану?

  • Теперь хорошо продумайте сюжет композиции и приступайте к работе. Перед началом работы размочите те цвета краски, которые вам понадобятся.

V.Практическая работа

VI.Подведение итогов

Выставка работ.



























2

Изобразительные искусства - искусства, связанные со зрительным восприятием и создающие изображения видимого мира на плоскости и в пространстве. Таковы живопись, графика, скульптура. Важнейшее свойство изобразительных искусств - возможность передавать ощущение как бы живой, подлинной действительности, с предельной точностью и полнотой запечатлевать индивидуальный облик человека, передавать его настроение, чувства, раскрывать его характер. Изобразительные искусства - важное средство познания и отражения действительности во всей её сложности и многообразии. Поэтому изобразительные искусства обладают широкими возможностями психологического воздействия на человеческое сознание, активно способствуют воспитанию человека, формированию его чувств. К специфическим художественным средствам изобразительных искусств относятся рисунок, цвет, светотень в живописи.

Живопись - один из основных видов изобразительного искусства; в узком смысле - художественное изображение предметного мира на плоскости, выполненное при помощи красок, смальт и других материалов, наносимых на какую – либо твёрдую поверхность. Живопись подразделяется на станковую, декоративную и монументальную.

В основе художественных средств живописи лежит цвет, светотень и линия. С их помощью художники - живописцы достигают высокой точности в передаче изображаемого.

Основные разновидности живописной техники связаны с особенностями красочных материалов, применяемых художниками.

В станковой живописи чаще всего применяются масляные краски, акварель, темпера, гуашь…

В монументальной живописи применяются мозайка, фреска.

Живопись служит действенным средством общественного воспитания. В силу наглядности образа оценка жизни, выраженная художником в произведении живописи, приобретает особую убедительность для зрителя. Доступные живописи широта и полнота охвата действительности проявляются в обилии присущих ей жанров (натюрморт, портрет, бытовая и историческая картины, пейзаж).

В скульптуре используется возможность передачи объёмно – пластических свойств окружающего мира.

Скульптура - с латинского переводится, как пластика, ваяние. Художник создаёт объёмные изображения, вылепленные из мягкого материала (глины, воска, пластилина), высеченные из камня, вырезанные из дерева, отлитые из гипса или бронзы. Скульптурные изображения являются низменной формой увековечения и прославления

красоты и силы человека. Основное художественное средство скульптуры - осязательный реальный объём, цвет применяется в ней ограниченно и условно.


3

Скульптура наряду с живописью получила широкое распространение в искусстве с глубочайшей древности, начиная с первобытной эпохи.

Графика (с греческого - пишу, черчу, рисую) - один из видов изобразительного искусства, близкий к живописи со стороны содержания и формы, но имеющий свои собственные конкретные задачи и художественные возможности. Основным изобразительным средством графики является однотонный рисунок (т. е. линия, светотень), роль цвета в ней сравнительно ограничена.

По сравнению с живописью графика обладает большей оперативностью. Художники - графики могут быстро откликаться на самые новые и злободневные явления жизни, активно участвовать в ней. Произведения графики (особенно печатной - плакаты, карикатуры…) обращены к самой широкой аудитории, и поэтому они обладают исключительно большими возможностями в деле идейно - политического и эстетического воспитания масс.





























4

Изобразительное искусство возникло на заре человеческой истории. Оно было необходимо людям как средство познания предметного мира, сущности и места человека в этом мире, его чувств и идеалов. На стенах пещер и скалах рука первобытного художника образно рисовала животных, подчёркивая в рисунках тяжесть и грузность мясистых тел, а также игру выпуклых мышц и резкость движений - признаки грозной силы и ловкости. Убедительность, конкретность образа, сходство с натурой давали полное представление об особенностях зверя и вызывали у первобытного охотника сильные эмоции, прилив энергии и жажду преследования.

Искусству свойственно нести знания и вызывать ответные чувства, открывать перспективу и заставлять людей действовать. Эта сила и действенность искусства основаны на выразительности «очеловеченных» вещей, на способности художника проникать в суть исследуемого им предмета, делать эту суть видимой во внешних проявлениях изображаемого предмета, будь то явление природы, событие в жизни общества или сам человека. Люди рано поняли свою зависимость от природы: в борьбе за существование они вынуждены были приспосабливаться к окружающим условиям. В процессе эволюционного развития человек научился использовать природу для удовлетворения своих потребностей, преобразовывая её в процессе труда. Познавая свойства созданного природой материала, он обнаружил, что каждый её организм имеет строго определённую форму и строение, которые обеспечивают взаимосвязанную работу всех его частей. Человек понял также, что производимые им вещи приобретут необходимую прочность и устойчивость, если он будет формировать их по законам.

Постепенно вещи, по выражению К. Маркса, «очеловечились», а человек в них «опредметился». «Очеловеченная» вещь становится выразительной, способной рассказать о знаниях и опыте человека - творца, передавать его навыки людям из поколения в поколение, обогащая и развивая их умственные и практические качества, необходимые в повседневной борьбе за существование.

Однако ценность «очеловеченной» вещи не ограничивается её познавательной и практической ролью, поскольку каждая вещь создаётся движениями руки человека, заключающими в себе душевную теплоту. Поэтому созданная человеком вещь способна не только отражать его интеллектуальный уровень и практику, но и запечатлевать его переживания, чувства и настроения.

Эмоциональное воздействие формы и её поверхностей связано также со значением вещи в жизни или с заложенными в ней ассоциациями, или с физиологическими особенностями человека. Так, например, форма, целиком и полностью соответствующая назначению вещи, всегда вызывает приятные чувства; положительное жизненное значение таких качеств, как

5

свет или цвет, воспринимается инстиктивно и доставляет удовольствие и наслаждение непосредственно; другие качества - ритм и симметрия - стали выразительными в силу того, что они лежат в основе деятельности человеческого организма.

Постоянное эмоциональное воздействие вещей и среды формировало эстетические чувства людей, то есть умение находить совершенное, красивое в природе и в произведениях, созданных человеком.

Изобразительное искусство возникло в первобытном обществе. К этому времени относятся первые рисунки, изображающие животных и сцены охоты, первые скульптуры - вырезанные из кости и высеченные из камня фигуры людей и животных, предметы труда и обихода, украшенные резьбой и расписанные орнаментом. С древнейших времён люди овладевали умениями изображать видимый мир, передавать свои представления о нём в рисунке, скульптуре, орнаменте.






























6

В настоящее время, когда период подготовки детей к школе сокращается, особенно важно повысить эффективность педагогического процесса в детском саду.

Продуктивные виды деятельности - это рисование, лепка, аппликация, конструирование. Во – первых, у детей формируются те качества личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. Во – вторых, на занятиях осуществляется и специальная подготовка детей к школе. Овладевая знаниями, навыками и умениями в области изобразительного искусства и конструирования, дети получают возможность успешно усваивать соответствующий материал на уроках в школе. Для готовности к школьному обучению важное значение имеет формирование элементов учебной деятельности: умения слушать и выполнять указания педагога, понимать поставленную задачу. Чтобы сделать постройку, создать изображение, ребёнок должен применить определённые способы, необходимые для решения данной изобразительной задачи. Значит, из всех действий, которыми он владеет, нужно выбрать лишь те, что позволяет создать изображение. Например, чтобы нарисовать какую – то игрушку, ребёнок вначале должен внимательно её рассмотреть, затем, получив представление о внешнем виде предмета, определить его форму, строение, соотношение частей и только после этого приступить к непосредственному изображению с помощью соответствующих движений. Умение проанализировать задачу и выбрать необходимые для её решения способы действия - важный компонент учебной деятельности. Организуя свои действия для создания изображения, ребёнок должен уметь контролировать их при необходимости исправлять. Это умение - важный элемент учебной деятельности. Приобретённое на занятиях по изобразительной деятельности умение контролировать свою работу поможет ребёнку и при выполнении заданий в школе.

Изобразительная деятельность в детском саду является частью всей воспитательно - образовательной работы с детьми. Поэтому очень важно, чтобы она была тесно связана с разнообразными видами деятельности и знаниями. Этому способствует и сам характер изобразительной деятельности ребёнка. В рисунках, лепке, аппликациях дети отражают свои впечатления от предметов, явлений окружающей жизни, литературных произведений, песен. И чем богаче и интереснее жизнь детей, чем разнообразнее игры и занятия, чем больше положительных эмоций испытывают ребята, тем больше у них впечатлений, которые они стремятся отразить в своём изобразительном творчестве.

Взаимосвязь рисования, лепки, аппликации и конструирования с другими занятиями и видами деятельности повышает эффективность воспитательно - образовательной работы с детьми, вызывает интерес дошкольников к разным занятиям. Такая взаимосвязь должна осуществляться с учётом специфики изобразительной деятельности, её

7

эмоционально - образного характера. Тесная взаимосвязь способствует развитию у детей наблюдательности, мышления, воображения, эстетических чувств, художественного вкуса, а также формированию нравственных качеств умения и желания трудиться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.

Игровых ситуаций можно придумать много. Вот, например, ребятам предлагается построить новый дом. Дети будут архитекторами, строителями и вместе из отдельных блоков - квартир, которые рисует каждый, составляют общий дом. Затем они благоустраивают территорию около дома, рисуют улицу, транспорт и т. д. Занятия, проходящие в игровой форме, захватывают детей, повышают их эмоциональную отзывчивость, способствуют эстетическому и нравственному воспитанию, так как всех их объединяет общее дело, стремление получить красивую композицию. Дошкольники вместе с педагогом обсуждают будущую композицию, учатся договариваться, доброжелательно оценивать вклад каждого в общую работу, они помогают друг другу, приобретают навыки сотрудничества. Вместе с тем каждый ребёнок выполняет посильное для него изображение.

Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки, поделки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Всё это повышает интерес детей к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.

Очень важна взаимосвязь занятий рисованием, лепкой, аппликацией с работой по развитию речи детей. На занятиях по развитию речи и в свободное время в детском саду детям читают сказки, рассказы, разучивают с ними стихотворения. В процессе этой работы у детей развиваются художественно – образные представления, речь, мыслительные способности. Эти же процессы развиваются у них и в процессе изображения событий, о которых они узнали из прочитанного. Активизируется и их фантазия. Ребята стремятся по - своему передавать сказочные и стихотворные образы, выразить отношение к тому, что их удивило, обрадовало, заинтересовало. И занятия по изобразительной деятельности в свою очередь способствуют развитию речи детей, обогащая её образными выражениями, эпитетами, употребляемыми для характеристики, описания того или иного события, явления.

8

Взаимосвязь изобразительной деятельности с музыкой также очень много даёт детям в их эстетическом, творческом развитии. Предложение отразить в рисунках образы музыкальных произведений, как правило, вызывает положительный эмоциональный отклик у детей. Дошкольники могут рисовать на тему песен, программной и не программной музыки. При этом содержание рисунков по одному и тому же музыкальному произведению бывают различным: каждый ребёнок может найти свою тему, композицию изображения. Основа взаимосвязи различных видов художественной деятельности заключается в понимании выразительных средств: сначала дети с помощью воспитателя выделяют выразительные средства в одном виде художественной деятельности. Затем происходит процесс осмысления того, как образы одного вида искусства можно передать средствами выразительности другого вида искусства. Например, как ритм музыки или её динамику передать средствами рисунка. Детям необходимо вспомнить, какое настроение передавала та или иная музыка.

Очень важна связь детской изобразительной деятельности с работой по ознакомлению их с произведениями изобразительного искусства. Рассматривая картины или репродукции с них, иллюстрации в книгах, скульптурные изображения, произведения народного декоративно - прикладного искусства, дети получают представление о том, как художник отбирает объекты для своего произведения, какими средствами пользуется для передачи образа предмета или явления, как может быть решена та или иная тема разными художниками. Знакомство с изобразительным искусством обогащает детей новыми знаниями, представлениями о мире, показывает его богатство и красоту, развивает эстетическое восприятие и воображение, раскрывает новые выразительные возможности рисунка, способствует развитию творчества.

Очень важно, чтобы продукты детского творчества: рисунки, лепные работы, аппликации - широко использовались в играх детей, в оформлении групповых комнат, зала, вестибюля.














9

Педагогу изобразительного искусства необходимо поддерживать постоянный контакт с учителями начальных классов для совместной целенаправленной работы по эстетическому воспитанию школьника. Учитель начальных классов может помочь учителю изобразительного искусства, скоординировав работу по домашнему чтению (предлагая прочитать сказку, стихотворение), по правописанию (включая в задания по русскому языку термины по изобразительному искусству), выполнять подготовительную работу (например, изготовление клише или наклеивание отдельных элементов на задуманную композицию) на уроках труда. С учителем музыки можно скоординировать изучение общих понятий, таких, как ритм, акцент, гармония, диссонанс… такое сотрудничество учителей поможет всестороннему художественному развитию ребёнка.

Каждая художественная техника в той или иной степени развивает у ребёнка разные области руки, предплечья и пальцев. Так, например, тонкая графическая работа учит лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а задания, выполняемые живописных техниках, способствуют большей свободе и раскованности всей руки. Лучшему освоению пространства, объёма, глубины способствует работа с такими материалами, как пластилин, глина и бумага (объёмное моделирование).

На уроках изобразительного искусства у школьников необходимо развивать умение видеть в природе многообразие формы и цвета ценили красоту простых, обыденных явлений. Видеть красоту времён года, открывать для себя контрасты цветовых палитр осени и зимы, весны и лета, чувствовать постоянное движение в живой природе, передавать это движение художественными средствами (графическими, пластическими), слышать то «движение» в предложенных педагогом музыкальных фрагментах, чувствовать его в поэзии, соотнося всё это с впечатлениями реального мира.

В этом возрасте для ребёнка является проблемой овладение элементами письма, и преодолеть эти трудности поможет графическая работа карандашом, палочкой и тушью, углём и грифелем, работа в мелкой пластике, развивающая пальцы. Живописное же освоение листа большого формата гуашевыми красками и широкой кистью помогает раскрепоститься и учит легко работать с кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Привлекая на занятиях различные виды литературного и визуального материала, нельзя забывать, что перенасыщение ими урока может крайне отрицательно сказаться на его результатах. Иногда один музыкальный или поэтический отрывок, стимулирующий рождение художественного образа, может дать гораздо больше школьнику, чем целое множество.

Подобно тому как на уроках русского языка и литературы, усвоив грамоту, научившись читать и писать, познав тонкости орфографии и пунктуации, ребёнок получает возможность наслаждаться произведениями

10

литературы, изобразительная деятельность раскрывает ему мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазию. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования. Навыки и умения, составляющие технику рисования, имеют двигательный характер. А. В. Запорожец подчёркивает, что ознакомление с формой, величиной и другими пространственными свойствами предметов оказывается невозможным без движения руки или глаза, в известной последовательности обследующих различные участки предмета.

В исследованиях В. П. Зинченко и А. Г. Рузской обнаружилось, что правильность узнавания фигуры находится в тесной зависимости от соответствия особенностям фигуры движений, которые производит рука или глаз ребёнка в процессе предшествующего ознакомления с ней.

Для развития моторики человека большое значение имеет созревание нервно –мышечного аппарата и усвоение исторически сложившегося опыта предшествующих поколений. Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. Рука ребёнка должна действовать в зависимости от особенностей карандаша, кисти, которыми он овладевает на основе познания их специфики под руководством педагога. Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для её осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его. На эту особенность изобразительной деятельности указывали и художники, и психологи - исследователи детского рисунка. Ещё Микеланджело говорил: «Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаз оценивает».

Определяя способность к рисованию, советские исследователи В. П. Киреенко, А. Г. Ковалёв, Н. П. Сакулина подчёркивают необходимость развития глаза и руки, координированности их действия. Техника рисования включает и движения, и восприятие их, т. е. движение под контролем зрения и двигательных (осязательных и кинестезических) ощущений.

Изобразительное движение руки при рисовании, лепке, аппликации связано с мышечно – двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестезически и зрительно: ребёнок видит, как движется рука, и ощущает это движение. При восприятии движения у ребёнка образуется представление о нём, и на этой основе строятся исполнительные действия. Подчёркивая это, И. П. Павлов писал: «Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определённом движении (т. е. имеете кинестезическое представление), вы его невольно, этого не замечая,

11

производите». В соответствии с образовавшимся у ребёнка зрительными и кинестезическими представлениями производится нужное движение и по ходу его выполнения корректируется. Вначале зрительный контроль за движением руки будет иметь большое значение, так как опыт движения только образуется. Постепенно по мере формирования движений, роль зрительного контроля несколько снижается: рука «приобретает представление» о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, так как без этого невозможно сколько – нибудь отчётливое расчленённое изображение. Передача пространственных свойств предмета (формы, величины, строения) требует постоянного зрительного контроля за движением. С образованием двигательных представлений, накоплением опыта рисовальные движения становятся более свободными, уверенными, увеличивается произвольность регуляции движений по направленности, размаху, длительности… зрительный контроль за процессом изображения осуществляется на основе имеющегося у ребёнка представления о предмете. Направляя взором действия рук при создании рисунка, ребёнок всё время сверяет создаваемое с представлением того, что должно получиться, и исправляет изображение в соответствии с образовавшимся представлением.

Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе - она подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

Рисование на темы - один из основных видов занятий по изобразительному искусству в школе. Содержанием тематического рисования является рисование по памяти, представлению определённых тем, сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений. Изображая в тематическом рисунке явления, события окружающей жизни, школьник получает возможность активно изучать и познавать характерное, закономерное в этих явлениях, событиях, его знания и представления обогащаются. Рисование на темы имеет большое значение в идейном воспитании школьников.


Рисуя на темы колхозной жизни, изображая стройки, заводы, полёты в космос, советские праздники, счастливый отдых в пионерских лагерях, учащиеся знакомятся с жизнью и трудовой деятельностью советских людей, с достижениями российской науки и техники.


12

Изображение исторических событий расширяет представления школьников о героическом прошлом нашего города. Всё это развивает у учащихся любовь к Родине. к своему народу, к родной природе. Тематическое рисование - интереснейший раздел учебного предмета «изобразительное искусство». В этот вид рисования входит изображение по памяти или на основе организованных наблюдений явлений окружающей жизни, выполнение иллюстраций к литературным произведениям, а также сочинение рисунков на заданные сюжеты. Этот вид рисования даёт богатый материал для познания мира, для развития умения видеть и изображать увиденное по памяти, а также с помощью воображения. Тематическое рисование - наиболее творческий вид рисования, в процессе которого учащиеся работают над выбором сюжетов и решают сложные композиционные задачи. Связь тематического рисования с другими учебными предметами прослеживается также и в том, что изучая литературу, историю, географию, биологию, учащиеся могут почерпнуть интересные сюжеты для тематических рисунков. Эти учебные предметы дают фактический материал, который ученики могут использовать при создании художественных композиций. Выполненные детьми рисунки можно применять как наглядные пособия на различных уроках.

Например, произведения живописи, отображающие жизнь посредством линии, светотени, цвета, пропорции и перспективы, находят широкое применение на уроках литературы. Включение репродукций художественных картин в состав учебников - хрестоматий красноречиво подтверждает традиционность и важность сопоставления произведений художников - живописцев с произведениями словесного искусства. Из всех

жанров живописи тематическая (сюжетная, словесно - событийная, сюжетно - тематическая) картина пользуется заслуженным и постоянным предпочтением учителей - словесников. Картина привлекается прежде всего для того, чтобы решить задачу углубленного постижения идейно – художественных особенностей литературного произведения. Этого позволяет добиться глубокая внутренняя связь тематических картин и произведений словесного искусства. В содержательном отношении сюжетно – событийная картина является наиболее ёмким жанром живописи. Она рассказывает, повествует. Поэтому сюжетно - событийные картины называют повествовательными. Таким названием подчёркивается связь живописи и литературы. Сюжетность, повествовательность живописного полотна достигается определённой трактовкой художников места, времени, обстановки действия, взаимоотношений героев картины, меткостью и выразительностью деталей.

Соединяя в школьном изучении литературы слово и изображение, учитель не пройдёт мимо творчества тех писателей, которые отдали щедрую дань рисованию. Имя Лермонтова здесь следует назвать одним из

13

первых. Было время, когда поэт всерьёз предназначал себя к поприщу художника. М. Ю. Лермонтову принадлежит 13 картин, написанных маслом, свыше 40 акварелей, сотни рисунков карандашом и пером. Лермонтов - художник, как правило, опережал Лермонтова - поэта. Особый интерес представляют лермонтовские пейзажи, которые созвучны описаниям природы в его литературных произведениях. Живописное видение мира, свойственное Лермонтову, нашло непосредственное отражение в его литературном творчестве. Привлечение картин поэта, в том числе его пейзажей, поможет учащимся не только конкретнее представить место действия лермонтовских произведений, но и понять роль пейзажа в них, найти внутреннюю связь между картинами природы в литературных и живописных произведениях Лермонтова.

Из всех видов изобразительного искусства наиболее близка литературе графика, которая отражает действительность средствами рисунка. Н. Дмитриева подчёркивает: «Мы ценим в графике способность ловить летучие мгновения жизни, закрепляя их в быстрых характерных чертах, и её умение характеризовать целое через изображение части, и её склонность к обнажённому выражению, экспрессии, и способность изобразительно выражать существо идей, овеществляя невещественные понятия. И все это можно было бы свести к одному, самому общему: мы ценим в графике её способность говорить». Именно способность говорить сближает графику с литературой. Лаконичный, гибкий язык графики легко вступает в соединение с языком слова, он способен передавать почти все оттенки мысли и чувства. «Литературность» графики наиболее ярко проявляется в художественной иллюстрации. Термин «иллюстрация» происходит от латинского, обозначающего «наглядное изображение, описание». Иллюстрация призвана освещать литературный текст, комментировать, истолковывать, пояснять его в зрительных образах. Именно этой своей особенностью иллюстрация представляет большую ценность при изучении литературы.

В изучении обзорных тем по советской литературе пристального внимания заслуживает попутное использование на уроках политического плаката. Лучшие советские плакаты в доходчивых графических образах воссоздают колорит времени, являются искренним и страстным повествованием о его тревогах и заботах. Плакат - один из немногих жанров изобразительного искусства, в котором изображение органически слито со словом.

Уроки истории позволяют подобрать материал для создания исторического сюжетного рисунка. Изучая эти учебные дисциплины, ученики обогащают и углубляют свои представления об окружающей жизни. Создавая тематические композиции «Наш город», «Улица около школы», «Строительство домов» и др., изображая тот или иной механизм, школьники могут использовать знания, полученные на различных уроках.

14

Это очень существенно в рисовании. Ведь бывает и так, что даже профессиональный художник рисует иной раз такой механизм, который с точки зрения конструкции не может двигаться и работать.

Чтобы правильно изобразить фигуру человека в движении, следует учитывать законы биомеханики. Нельзя, например, изобразить бегущего человека, у которого левая рука и левая нога одновременно выдвинуты вперёд, что представляет собой дискоординацию движения.

Решая тематические композиции в цвете, ученик использует знания о спектре и о разложении белого цвета на цвета радуги. Эти знания школьники получают при изучении соответствующего раздела физики.

И уроки физкультуры могут оказаться связанными с изобразительным искусством. Физическое воспитание способствует развитию отчётливых двигательных ощущений, что весьма важно для более точной передачи направлений линий и пропорций в рисунках. Выполняя различные движения во время физических упражнений, дети овладевают пространственными временными понятиями об окружающей действительности. Занятия физкультурой и спортом - это не только занятия, которые способствуют физическому и духовному развитию человека, но и тема для изобразительной деятельности.

Проводя разнообразную общественно полезную работу в слесарных и столярных мастерских, на пришкольном участке, ученики с удовольствием отображают свой труд в тематических композициях. Выполняя рисунки на темы, связанные с общественно полезным трудом, дети начинают видеть его красоту. Навыки в труде, в свою очередь, активизируют внимание при рисовании, помогают учащимся глубже раскрывать тему рисунка. Здесь проявляется связь тематического рисования и трудового обучения.

Простор для фантазии даёт рисование на темы «Полёт на другую планету», «На аэродроме», «Полёт в космос». Здесь прослеживается связь изобразительной деятельности с астрономией.

В эпоху Возрождения перспектива получила научное обоснование. Закономерности перспективного восприятия обрели чёткие геометрические правила построения, которыми до сих пор в своей практике пользуются художники и архитекторы. Эти правила дают возможность построить на плоскости (а также на цилиндрической и сферической поверхностях) иллюзорно- пространственные реалистические изображения различных предметов, например, проектируемых зданий и сооружений.

Навыки и умения рисовать используются для оформления плакатов, газет, альбомов, наглядных пособий для школы.

Чтобы подойти, например, к решению сложных психологических задач портрета, выразить индивидуальные черты портретируемого, необходимо овладеть профессиональными средствами изображения головы и фигуры человека: конструктивно, со знанием анатомии, строить живую форму, выявлять движение и характерные пропорции, связывать детали с

15

целым, обобщать и приводить рисунок головы и фигуры человека к тоновому единству и пластической выразительности. Пока художник не приобретёт этих профессиональных качеств, он не сможет выразить внешний облик человека, отразить его духовные интересы, социальное положение, характерное, типическое в этом человеке, выразить личное отношение к человеку, своё мировоззрение и творческую манеру.

Работа с натуры развивает творческие возможности учащихся, формирует их реалистическое мировоззрение. Чем глубже учащиеся познают объективные законы природы, жизни, тем больше у них накапливается знаний и навыков для проявления индивидуальности. Только окунувшись в гущу жизни, будущий художник находит свои темы, сюжеты, изобразительные и выразительные средства для их раскрытия. При этом все поиски художника определяются законами жизненной правды. Вот почему так важно, чтобы в процессе обучения живописи учащиеся больше общались с природой, учились видеть окружающую жизнь глубоко и всесторонне, открывали в ней источник поэтического вдохновения. Увлечённость природой, взволнованное к ней отношение, проникновение в её суть помогут учащимся находить каждый раз нужные средства для её выражения, избавляться от фальшивой надуманности.

Содержание декоративной работы включает составление орнаментов из форм растительного и животного мира, а также из геометрических фигур. В процессе этой работы школьники учатся применять линию симметрии, чередование элементов узора (ритм), использовать цветную гармонию; у детей формируется понятие о красоте орнамента. Вместе с тем декоративное рисование способствует развитию вкуса у учащихся, пониманию ритма, композиции. Оно развивает у школьников инициативу в подборе и сочетаниях цветов и оттенков, творческие их возможности.

Различие цветов и оттенков, понимание их качеств и особенностей играют немаловажную роль во всестороннем развитии человека. Нельзя забывать, что цвет оказывает большое эмоциональное воздействие на человека и в особенности на ребёнка. Вместе с тем понимание цвета и его особенностей, их различение имеет большое значение в научной и практической деятельности людей, способствует культуре оформления вещей, следовательно, и нашего быта.

Умение рисовать с натуры и по памяти в неразрывной связи с натурой обогащает труд работников самых разнообразных профессий, в том числе работников полиграфии, текстильщиков, литографов, картографов и т. д.

Следует отметить огромное значение рисунка для учителей, докладчиков, умеющих пояснить свои мысли рисунком, иллюстрируя моменты, требующие именно показа, а не словесных объяснений.


16

Развитая на уроках рисования координация между рукой глазом помогает хирургам в сложнейших операциях, ибо только быстрая и чёткая реакция рук на увиденное глазом способствует успеху в работе.

Учёные разных профессий: анатомы, биологи, геологи, географы - часто прибегают к рисунку, чертежу, схеме.

Умение выражать свою мысль в рисунке, давать живое представление о своём замысле совершенно необходимо для инженеров, конструкторов, изобретателей.

Изобразительная грамота обогащает труды научных экспедиций, где живой, характерный рисунок, подчёркивающий существенное, вскрывающий смысл явлений, поясняющий мысль исследования, дополняет фотографию.

Известно, что хорошо развитый глазомер необходим лётчикам гидросамолётов. Когда самолёт садится на воду при штиле, создаётся видимость, что он приближается к гладкой зеркальной поверхности, и расстояние от самолёта до поверхности воды очень трудно определить. Применяемый при этом прибор (высотомер) в зависимости от изменения температуры и влажности воздуха может дать отклонения, поэтому лётчик расстояние самолёта от воды определяет ещё и зрительно.

Человеку необходимо различать цвета, их светлоту и насыщенность. Например:

  • маляр должен уметь подобрать нужный колер;

  • рабочий текстильной и полиграфической промышленности должен уметь различать множество тончайших оттенков цвета;

  • полярный лётчик по цвету льда угадывает его толщину и определяет возможность посадки…

Умение рисовать доставит много радости. Как приятно, когда под вашей рукой на месте бумаги «оживают» различные предметы, когда через рисунок вы можете передавать другим людям свои мысли, чувства, своё восхищение каким – нибудь предметом или явлением.

Быть художником не так легко, как это может показаться с первого взгляда. Художники должны обладать не только талантом, но и большими знаниями и трудолюбием; все виды изобразительного искусства - живопись, графика, скульптура - требуют от них упорного труда.

Конечно, не все становятся художниками, но правильно, грамотно рисовать могут не только те, кто избрал изобразительное искусство своей профессией. Каждый образованный и культурный человек должен научиться этому.

Будете ли вы инженерами, агрономами, механиками, трактористами, врачами - вам всегда пригодится ваше умение рисовать. Вам доставят большую творческую радость занятия искусством в свободное время. Умение рисовать поможет вам правильно понимать, глубоко чувствовать и оценивать произведения искусства.

17

«Дело науки - помогать искусству, понимать природу, а зрителю понимать смысл самого искусства. Дело искусства - понять границы и предел «научного, чтобы не сбиться с пути искусства».

К. Ф. Юон.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Удивительное путешествие на другую планету

Автор: Светлана Тарасовна Дубовик

Дата: 31.08.2023

Номер свидетельства: 636177

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект бинарного занятия в старшей логопедической группе на тему: "Путешествие в космос""
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-binarnogho-zaniatiia-v-starshiei-loghopiedichieskoi-ghruppie-na-tiemu-putieshiestviie-v-kosmos"
    ["file_id"] => string(6) "290059"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454918732"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Путешествие в Африку "
    ["seo_title"] => string(24) "putieshiestviie-v-afriku"
    ["file_id"] => string(6) "184754"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426090199"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Внеклассное мероприятие по теме Заочное путешествие "Чем богат наш край?" "
    ["seo_title"] => string(87) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-tiemie-zaochnoie-putieshiestviie-chiem-boghat-nash-krai"
    ["file_id"] => string(6) "117820"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412930468"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Внеклассное мероприятие на темуЗаочное путешествие "Чем богат наш край?" "
    ["seo_title"] => string(85) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-na-tiemuzaochnoie-putieshiestviie-chiem-boghat-nash-krai"
    ["file_id"] => string(6) "117822"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412930870"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Сценарий классного часа в 1 классе "Путешествие в космос""
    ["seo_title"] => string(64) "stsienarii-klassnogho-chasa-v-1-klassie-putieshiestviie-v-kosmos"
    ["file_id"] => string(6) "308561"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458621205"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства