Просмотр содержимого документа
«"Учимся, играя!" - из опыта работы»
«Учимся, играя!» - из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста
Актуальность
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Известно, что основной формой и содержанием организации жизни детей дошкольного возраста является игра.
«Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего», - говорила Н. К. Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное воспитание необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению.
В младшем дошкольном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию, хотя и продолжает развиваться. Приоритет займёт мышление, которое будет перерабатывать информацию, полученную через восприятие. В процессе обучения воспитание будет совершенствоваться с мышлением, воображением и речью.
Если в процессе воспитания ребёнок не получит благоприятных условий, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем дошкольном возрасте. При серьёзных отставаниях может наблюдаться задержка психического развития.
Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей 3-4 лет.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной игровой деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорного развития ребенка.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к образовательной деятельности использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснением, показом.
В каждой дидактической игре должно быть предоставлено развернутое игровое действие. Дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность осознана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если эти правила детьми усвоены. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности.
Следовательно, с помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.
Мастер – класс для воспитателейпо теме:«Учимся, играя!»
(на примере использования дидактических игр, способствующих сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста)
Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию.
1. Дети, сегодня к нам пришли гости! Давайте с ними поздороваемся и подарим им свои улыбки.
Собрались мы вместе в круг,
Я - твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Предлагаю рассказать гостям, как мы живем и чем занимаемся в детском саду.
(ответы детей). А еще и покажем.
Игра «Как живешь?»
- Как живешь?
- Как идешь?
- Как бежишь?
- Вдаль глядишь? - Ждешь обед? - Как спишь?
- Как шалишь?
-Нам совсем не скучно в детском саду! А чем больше всего вам нравиться заниматься? (ответы детей).
- Конечно, больше всего вы любите играть! Я предлагаю вам сегодня поиграть в игры.
2. Скажите, пожалуйста, какой праздник приближается? (Новый год).
Его с нетерпением ждут взрослые, дети и даже звери, а какие сейчас узнаем.
Д/и «Кто где живет?» (с прищепками).
Цель: формировать умение соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное. Развивать речь, мышление, память и внимание дошкольников.
Дидактический материал: прищепки с изображениями диких и домашних животных, секторы для игры.
Цель: закреплять умение различать цвета, использовать их названия в речи, называть форму предметов, группировать их по величине; развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление.
Дидактический материал: елочка искусственная, елочные шары разных цветов и размеров.
А чтобы наша елка стала ещё краше, предлагаю сделать украшение – цепочку.
Но сначала предлагаю разогреть пальчики:
Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать - Крепкие, дружные, Все такие нужные.
Д/и «Цепочка».
Цель: закреплять названия основных цветов, развивать логическое мышление, внимание, творческое воображение, развивать мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость.
Дидактический материал: разноцветные полоски на липучке.
(Дети делают разноцветную цепочку, которой украшают ёлку).
Воспитатель:
Елка готова!
Праздник приближается,
Елка наряжается.
Цепочками, шарами
Полюбуйтесь сами!
3.Воспитатель: Дети, скажите, вам понравились игры, в которые мы играли? А какая игра понравилась больше всего? (ответы детей).
Вы сегодня играли дружно. Вот и для вас подарки. Да только их снегом засыпало!
(Детям нужно достать угощения, спрятанные в манной или рисовой крупе).
Д/и «Найди на ощупь».
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев.
Дидактический материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы.