kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Творческое рассказывание один из методов для речевого развития у детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возможность развития творческой  речевой деятельности у детей возникает в старшем возрасте,когда есть запас знаний об окружающем мире.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Творческое рассказывание один из методов для речевого развития у детей дошкольного возраста»»

«Творческое рассказывание один из методов для речевого развития у детей дошкольного возраста»

Возможность развития творческой речевой деятельнос­ти возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у де­тей появляется достаточно большой запас знаний об окру­жающем мире, который может стать содержанием словес­ного творчества. Творческое рассказывание детей рассматривает­ся как такой вид деятельности, который захватывает лич­ность ребенка в целом: это требует активной работы воображе­ния, мышления, речи, проявления наблюдательности, во­левых усилий, участия положительных эмоций. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческое рассказывание» — условное название рассказов, сказок которые дети придумывают сами.

1. Одним из условий успеха детей в творческом рассказывании является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экс­курсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чте­ние книг, просмотр мультфильмов. Например, перед описанием природы используются сис­тематические наблюдения за сезонными изменениями в при­роде и чтение литературы с описанием природных явлений. Чтение книг, особенно познавательного характера, обо­гащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубля­ет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литера­турного языка, помогает обратить их внимание на форму и струк­туру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскры­тый в нём. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

2.Другим важным условием успешного обучения твор­ческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении речевого словаря за счет слов-определений; слов, по­могающих описывать переживания, черты характера действу­ющих лиц, внешний вид героевТак, наблюдая зимний пейзаж, дети с помощью воспитателя дают разнообразные определения качеств и состояний снега например: белый, как вата; искрится, пе­реливается, сверкает, блестит; пушистый, падает хлопьями. Затем эти слова используются в рассказывании детей.

3. Еще одно условие — правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто но­вое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок слышал, но этого сам не видел.


Следующее это приёмы по обучению детей творческому рассказыванию. Первое это выбор тематики творческих рассказов, сказок. Она должна быть связана с об­щими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей среде, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, о дружбе. Тема должна быть близка опыту детей , доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.

Темы для рассказывания могут быть с конкретным со­держанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня уха­живала за сестренкой», «Подарок маме», «Как Дед Мороз пришел на елку в детский сад»; «Почему девочка плака­ла». Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу — предложить рассказывание на отвле­ченную тему: придумать рассказ «Про весёлый случай».

Наиболее сложным заданием считается создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с приро­дой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий и

словарным запасом.

 В качестве подготовительного этапа мож­но использовать простейший прием рассказывания детей вме­сте с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумы­вают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми. Например, по теме: «Что случилось с девочкой» детям предлогаются такие вопросы: «Где находилась девоч­ка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее успокоил?». Если дети затрудняются, педагог подсказывает («Может быть, она была на даче или заблудилась на улице города»).

С целью развития творческих умений рекомендуется ещё такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского тек­ста или народной сказки. Так, после чтения рассказа, сказки не полностью педагог предлагает продолжить его самим придумав оконцовку.

Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения. Воспитатель дает образец, который содержит за­вязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным ге­роем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать пе­ние птиц. Сегодня он вышел рано и зашел особенно далеко. Место было незнакомое. Даже березы и те были какие-то другие — толстые, со свиса­ющими ветвями. Коля сел отдохнуть под большую березу, вытер потный лоб и задумался, как найти дорогу домой. Направо вела еле заметная тропинка, но куда она идет, Коля не знал. Прямо начинался какой-то спуск, а налево был густой лес. Куда идти?

Дети должны придумать, как Коля выбрался из леса.

Вспомогательные вопросы,  являются одним из приемов активного руководства творчес­ким рассказыванием, облегчающим ребенку решение твор­ческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.

Педагог заранее готовит план в виде вопросов. Для плана целесообразно использовать 3 — 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описа­ния, что может тормозить самостоятельность детского замысла.


Более сложный прием — рассказывание по сюжету, предложенному педа­гогом. Например, воспитатель напоминает, что скоро Новый год. Все дети бу­дут поздравлять своих родных, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок родителям. Рассказ назовем: «Новогодний подарок маме и папе». Педагог поставил перед детьми учебную задачу, моти­вировал ее, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повество­вания, расположить события в определенной последовательности.

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему — самое трудное задание. Использование этого при­ема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутри текстовой свя­зи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог сове­тует, о чем можно придумать рассказ (об интересном слу­чае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке и тд.). Предлагает ребенку приду­мать название будущего рассказа и составить план, «Снача­ла скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко — о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце.

После этого расскажешь все».

Обучение умению придумывать сказки 

сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приклю­чения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к живот­ным дают ему возможность мысленно представить их в раз­ных условиях. Но необходим определенный уровень зна­ний о повадках зверей, их внешнем виде.

Как уже было сказано выше, наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффектив­ной считается такая последовательность обучения описа­нию природы:

1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2. Углубление детских впечатлений о природе путем рас­сматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3. Обучение детей описанию объектов природы по пред­ставлению.

Помощь детям оказывает образец воспитателя. Приве­дем пример.

«Мне очень нравится зима. Я люблю рассматривать зимние красивые узоры на окнах. А когда подует ветер, мне нравится, как снежинки, кружат в воздухе, а потом тихо медленно падают на землю. И когда идешь по снегу, можно услы­шать, как он хрустит».

Детское словесное творчество не ограничивается рас­сказами и сказками. Дети также могут сочинять стихи, загадки, небылицы, считалки. Детям можно давать слова для рифмовки, а они сами придумывают к ним созвучные {нитка — в пруду есть улитка; дом — в реке живет сом). На этой основе появля­ются детские стихи.

Творческое рассказывание детей проявляется иногда после дли­тельных размышлений, иногда спонтанно в результате како­го-то эмоционального всплеска. Формирование творческого рассказывания воз­можно при заинтересованности педагогов и создании не­обходимых условий. Можно вести записи придуманных детских рассказов, сказок и составлять из них книжки-самоделки, привлекая родителей. Такие книжки можно до­полнить детскими рисунками.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Суринова Светлана Евгеньевна

Дата: 27.02.2024

Номер свидетельства: 646441

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Использование метода куклотерапии в развитии речи детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(85) "ispol-zovaniie-mietoda-kuklotierapii-v-razvitii-riechi-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "147830"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419504852"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Сказкотерапия как метод развития одарённости дошкольников на занятиях по развитию речи "
    ["seo_title"] => string(98) "skazkotierapiia-kak-mietod-razvitiia-odarionnosti-doshkol-nikov-na-zaniatiiakh-po-razvitiiu-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "116324"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412419285"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Волшебная сила сказки или Сказкотерапия как средство развития связной речи, творческих способностей и эмоционального мира детей с речевыми патологиями"
    ["seo_title"] => string(172) "volshiebnaia-sila-skazki-ili-skazkotierapiia-kak-sriedstvo-razvitiia-sviaznoi-riechi-tvorchieskikh-sposobnostiei-i-emotsional-nogho-mira-dietiei-s-riechievymi-patologhiiami"
    ["file_id"] => string(6) "307003"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458232233"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства