Просмотр содержимого документа
««Творческое рассказывание один из методов для речевого развития у детей дошкольного возраста»»
«Творческое рассказывание один из методов для речевого развития у детей дошкольного возраста»
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: это требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческое рассказывание» — условное название рассказов, сказок которые дети придумывают сами.
1. Одним из условий успеха детей в творческом рассказывании является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг, просмотр мультфильмов. Например, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений. Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка, помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нём. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.
2.Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении речевого словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц, внешний вид героевТак, наблюдая зимний пейзаж, дети с помощью воспитателя дают разнообразные определения качеств и состояний снега например: белый, как вата; искрится, переливается, сверкает, блестит; пушистый, падает хлопьями. Затем эти слова используются в рассказывании детей.
3. Еще одно условие — правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок слышал, но этого сам не видел.
Следующее это приёмы по обучению детей творческому рассказыванию. Первое это выбор тематики творческих рассказов, сказок. Она должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей среде, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, о дружбе. Тема должна быть близка опыту детей , доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.
Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме», «Как Дед Мороз пришел на елку в детский сад»; «Почему девочка плакала». Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу — предложить рассказывание на отвлеченную тему: придумать рассказ «Про весёлый случай».
Наиболее сложным заданием считается создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий и
словарным запасом.
В качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми. Например, по теме: «Что случилось с девочкой» детям предлогаются такие вопросы: «Где находилась девочка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее успокоил?». Если дети затрудняются, педагог подсказывает («Может быть, она была на даче или заблудилась на улице города»).
С целью развития творческих умений рекомендуется ещё такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского текста или народной сказки. Так, после чтения рассказа, сказки не полностью педагог предлагает продолжить его самим придумав оконцовку.
Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать пение птиц. Сегодня он вышел рано и зашел особенно далеко. Место было незнакомое. Даже березы и те были какие-то другие — толстые, со свисающими ветвями. Коля сел отдохнуть под большую березу, вытер потный лоб и задумался, как найти дорогу домой. Направо вела еле заметная тропинка, но куда она идет, Коля не знал. Прямо начинался какой-то спуск, а налево был густой лес. Куда идти?
Дети должны придумать, как Коля выбрался из леса.
Вспомогательные вопросы, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.
Педагог заранее готовит план в виде вопросов. Для плана целесообразно использовать 3 — 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.
Более сложный прием — рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Например, воспитатель напоминает, что скоро Новый год. Все дети будут поздравлять своих родных, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок родителям. Рассказ назовем: «Новогодний подарок маме и папе». Педагог поставил перед детьми учебную задачу, мотивировал ее, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности.
Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему — самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутри текстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог советует, о чем можно придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке и тд.). Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план, «Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко — о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце.
После этого расскажешь все».
Обучение умению придумывать сказки
сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде.
Как уже было сказано выше, наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:
1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.
2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.
3. Обучение детей описанию объектов природы по представлению.
Помощь детям оказывает образец воспитателя. Приведем пример.
«Мне очень нравится зима. Я люблю рассматривать зимние красивые узоры на окнах. А когда подует ветер, мне нравится, как снежинки, кружат в воздухе, а потом тихо медленно падают на землю. И когда идешь по снегу, можно услышать, как он хрустит».
Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также могут сочинять стихи, загадки, небылицы, считалки. Детям можно давать слова для рифмовки, а они сами придумывают к ним созвучные {нитка — в пруду есть улитка; дом — в реке живет сом). На этой основе появляются детские стихи.
Творческое рассказывание детей проявляется иногда после длительных размышлений, иногда спонтанно в результате какого-то эмоционального всплеска. Формирование творческого рассказывания возможно при заинтересованности педагогов и создании необходимых условий. Можно вести записи придуманных детских рассказов, сказок и составлять из них книжки-самоделки, привлекая родителей. Такие книжки можно дополнить детскими рисунками.