Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "Золотая Хохлома"»
Творческий проект по нравственному воспитанию дошкольников средствами русской народной культуры
Тема: «Золотая Хохлома»
Автор: Моисеева И. Н.
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Машенька» г. Ершова Саратовской области»
2018год
Тип проекта:Творческий, практический, познавательный.
Вид проекта: долгосрочный
Автор проекта: Моисеева И.Н.
Срок реализации проекта: 01.09.2018-31.05.2019
Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
Основная часть.
С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании культуры своей страны, проблемы в нравственном воспитании. Поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию творческо проекта «Красочная хохлома ». Большую роль играет народная культура и в нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам огромнейший запас народной мудрости.
Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
Знакомя детей с различными видами искусства, в первую очередь с хохломской росписью - основным видом народно – прикладного искусства, тем самым воспитываем любовь к прекрасному. Посредством общения с народным искусством прививается любовь к своему краю.
Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства.
Это тема, несомненно, привлекательна для детей, как все творческое, красивое, яркое и достаточно необходимое в повседневной жизни. Вместе с тем это приобщение детей к истокам русской культуры, традициям и изобразительному искусству. И рассказывать об этом детям, знакомя их с историей русского народного творчества – наша обязанность, передавая эти знания и традиции. Особенно актуально в наши дни, когда за повседневной суетой мы забываем о важном, недостаточно информации получают дети о жизни и быте русского народа.
Цель проекта: сформировать познавательный интерес к народным промыслам, расширять представления о ДПИ. Развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, творческие способности в процессе продуктивной деятельности. Помочь ребёнку познать и сделать своим духовным достоянием наследие мировой и русской культуры, приобщение ребёнка к красоте, воспитание способностей воспринимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, создавать его в собственной творческой деятельности, развитие духовного мира детей на основе познания искусства. Атак же воспитание бережного отношения к памятникам искусства и культуры.
Задачи данного проекта:
Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания детей о виде росписи (хохлома). Вызвать интерес к народному творчеству. Формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности
Развивать чувство цвета, композиционные умения. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать Расширять взаимодействие с родителями, обогащать детско-родительские отношения в совместной художественно-творческой деятельности.
Воспитывать любовь к русскому прикладному искусству, любовь к народному творчеству, любознательность, интерес к искусству.
Методы и формы работы: беседы с детьми; наблюдение за детьми в ходе создания проекта и совместной непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности; рассматривание созданных поделок, рисунков; беседы с родителями.
Ожидаемый результат:
В ходе работы у детей развивается эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию. Расширятся знания детей о хохломской росписи. Дошкольники будут иметь представление о народном декоративно-прикладном искусстве, народных промыслах и их особенностях, овладеют обширными изобразительно-выразительными навыками, дети научатся составлять узоры по мотивам хохломской росписи. Применение детьми своих умений и навыков в свободной деятельности. Развитие художественных способностей и творческого воображения у детей.
На сегодняшний день проблема гармонического развития ребенка как основа формирования будущей личности имеет всеохватывающий характер. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос нравственного воспитания.
-упражнять в рисовании растительного орнамента легкими круговыми движениями руки.
Познавательное развитие: Беседы «Золотые руки мастеров», «Село хохлома»; рассматривание иллюстраций на тему «Изделия народного промысла»
-способствовать развитию у детей познавательного интереса к культуре своего народа
Речевое развитие: чтение П. Синявский «Хохломская роспись», В. Набоков «Хохлома»; чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома»; разучивание стихов - Уточнять и обогащать знания детей об устном народном творчестве. Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.
Социально-коммуникативное:
-учить воплощать полученные знания в игровой деятельности.
Физическое развитие: Проведение народных игр: Хоровод «На горе – то калина», «Горелки» - Развивать интерес к народным играм, приобщать к народной культуре.
Работа с родителями
1. Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «Красочная хохлома».
2. Привлечь родителей в создании мини - музея в группе.
3. Консультация для родителей: «Знакомство детей с хохломской росписью», «Творчество в детском возрасте», «Музей и дети».
4. Подготовка информационных стендов, папки-передвижки «Художественное творчество в приобщении детей к народной культуре».
5. Предложить родителям посетить творческую мастерскую и совместно с детьми расписать доски и ложки в стиле хохломской росписи.
Работа с педагогами:
Мастер-класс для педагогов «Волшебство хохломской росписи»
Цель: Поделиться с коллегами личным профессиональным опытом. Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов. Обогащать представление об известных народных промыслах, дать расширенное представление для чего служит роспись. Акцентировать внимание педагогов на разнообразии технических приемов в русском народном творчестве.
Этапы работы над проектом:
Название этапа
Цель
1
Подготовительный
Составление плана работы, подбор материала (конспекты занятий, материал для занятий)
2
Организационно-практический
Занятия по плану работы.
3
Заключительный
Перспективный план реализации проекта
Срок
Мероприятия:
Тема:
Задачи:
I Квартал
Сентябрь
Октябрь Ноябрь
НОД Речевое развитие
Презентация
«В гостях у хохломы»
«Ознакомление с хохломской росписью»
Формирование и развитие основ художественной культуры детей через народное декоративно-прикладное искусство Хохломы. Развитие связной речи, продолжать формировать у детей умение отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, активизация прилагательных, глаголов в речи.
НОД Художественно эстетическое развитие (лепка, декоративное рисование)
«Чудо хохлома»
Продолжать знакомить детей с хохломской росписью, формирование умений изображать элементы росписи при помощи пластилина, правильно пользоваться инструментом – стекой, закрепить приемы раскатывания и скатывания.
НОД Художественно эстетическое развитие (рисование)
Слушание музыкальных произведений
«Роспись хохломской посуды»
Уточнить знания и умения детей в декоративном рисовании уже знакомых элементов.
Развивать умение составлять композицию из знакомых элементов (ягоды – рябинка, малинка, вишня, клубника; трилистник, кустики - травки).
- весёлого наигрыша ансамбля «Русский сувенир»,
-ансамбля Русские Узоры «Золотая Хохлома»,
Развивать у детей интерес к музыкальным произведениям
Беседа с детьми
«История возникновения хохломской росписи»
Знакомство с историей хохломской росписи, её назначением, с расписанными предметами; рассматривание изделий хохломы.
Дидактические игры
«Угадай, какая роспись?»,
Лото «Хохлома»
«Пазлы»
«Составь хохломской узор»,
узнавать и называть ту или иную роспись; уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей
II Квартал
Декабрь
Январь
Февраль
Беседы с детьми
Презентация
«Откуда к нам пришла хохлома?»
«История золотой хохломы»
Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров, расширять знания о декоративно-прикладном искусстве, познакомить детей с одним из народных промыслов России - хохломской росписью, с историей ее возрождения.
НОД Художественно эстетическое развитие (рисование)
Слушание музыкальных произведений
«Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя»
сюита «Музыка русских узоров»
Стих П. Синявский
Закреплять умение составлять композицию из знакомых элементов. Развивать творческое воображение. Совершенствовать изобразительные и технические навыки работы кистью: варьировать кисть, изменяя ее положение, пользоваться тычком.
Развивать у детей интерес к музыкальным произведениям
Рассматривание изделий
«Изделия народного промысла»
Продолжать знакомить детей с народной культурой и традициями, народными промыслами.
Дидактические игры
«Найди свой элемент»,
«Угадай, какая роспись?»,
«Дорисуй»,
«Найди пару».
Закрепить умение детей составлять хохломские узоры. Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.
Проведение народных игр
Хоровод «На горе – то калина», «Горелки»
Развивать интерес к народным играм, приобщать к народной культуре.
Художественная литература
Чтение сказок, стихов, отгадывание загадок о хохломе:
Л. Куликова «Как волшебница Жар – птица,
Не выходит из ума
Чародейка – мастерица, Золотая хохлома...»
Л. Яхнин «Веселое слово хохлома»,
В. Боков «О хохломе»,
Н. Глазков «Золотая хохлома»,
Ю. Николаева «Чаша».
Уточнять и обогащать знания детей об устном народном творчестве.
Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.
III Квартал
Март
Апрель
Май
Слушание музыкальных произведений
Музыка Ю. Чичкова
-произведений музыкального фольклора (прослушивание аудиозаписи песни М. Пахоменко «Хохлома»,
- заучивание песни «Русские ложки» (муз. и сл. Г.Рузанова), частушек о Хохломе).
Развивать у детей интерес к музыкальным произведениям.
Самостоятельная творческая деятельность
Изготовление экспонатов для мини - музея
Реализация творческих возможностей воспитателей и детей, организация мини – музея.
Дидактические игры
«Продолжи узор»,
Лото «Хохлома»,
«Собери целое».
закреплять умение детей находить именно тот элемент росписи, который присутствует на картине, развивать внимание, быстроту реакции.
Беседа с детьми
«Золотая хохлома»
Закреплять знание детей о хохломской росписи, с историю ее возрождения; продолжать развивать умение выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи.
Взаимодействие с семьей
Консультация для родителей «Знакомство детей с хохломской росписью»,
«Музей и дети»,
Привлечь родителей к изготовлению совместных поделок и пополнению различных изделий для «Мини-музея».
Выявить уровень заинтересованности родителей данной темой.
Приобщать детей и родителей к истории и культуре родного края
Итоговые мероприятия
-Творческая мастерская для родителей «Волшебная кисточка»
-Экскурсия в мини – музей народного творчества «Золотая хохлома».
-Выставка детских работ «Вернисаж - золотая хохлома»
Воспитывать у детей умение восхищаться красотой хохломских изделий, чувство гордости за свой родной край, город умельцев - мастеров. Углубить знания родителей о разнообразии декоративно-прикладного искусства.
Вывод: В конце реализации этого проекта дети расширят свой кругозор, узнают много нового и интересного о хохломской росписи, у детей появится интерес к творчеству народных мастеров. В процессе активного участия родителей в этом проекте пополнится ранее организованный мини – музей «Золотая Хохлома».
Таким образом, тема декоративно прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и решать проблемы нравственного воспитания детей, воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Вершенина Р., Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно – прикладного искусства в процессе дидактических игр // Дощкольное воспитание- №6 – 2004-с.42
Декоративное рисование с детьми 5-7 лет/авторы-сост. В.В.Гаврилова, Л.А.Артемьева.-Волгоград: Учитель, 2010
Емельянова Т. Хохломская роспись.-Н.Новгород,2009
Народные промыслы хохлома. Альбом для детского творчества из бумаги и картона/сост.Л.Жданова.-М.:Сделай сам,2006
Орлова Л.В. Знакомство с Хохломской росписью. - М.;1994.
Эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование местных художественных промыслов / авторы педагоги дошкольных учреждений г.Семенова. –Н. Новгород,1992