Просмотр содержимого документа
«"Твои права и обязанности"»
Тема «Твои права и обязанности» Слайд 1
Цель: – формирование правовой культуры учащихся.
Задачи: 1. образовательные: - формировать у учеников правильное понимание понятий «права и обязанности»; - обобщать знания детей об основных правах ребенка; 2.коррекционно-развивающие: - способствовать расширению кругозора учащихся; развивать связную речь, мышление. 3. воспитательные: - воспитывать у учеников ответственное отношение к своим правам и обязанностям.
Словарная работа: Права, обязанности, конвенция.
Здравствуйте, уважаемые гости , ребята . Сегодня у нас с вами вновь открытое занятие .Сейчас в нашей школе идёт неделя правовых знаний. Все классы проводят классные часы на тему «Права ребёнка». Мы тоже с вами проведём занятие на эту же тему. Итак, приступим! И сегодня наша тема занятия называется «Твои права и обязанности ».
И начнем мы с вами с того, что сейчас каждый встанет, назовет свое имя и добавит прилагательное на ту же букву.
1. Игра «Имена» Например, Наталья – надежная.
Вы назвали свои имена, мы знаем как вас зовут, а можете ли вы доказать , что вас зовут именно так., а не иначе? (показываю свидетельство о рождении)
− Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. И здесь вы уже воспользовались своим первым правом .Право на имя. А что там еще записано, кто знает?
− Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами РФ. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А с 14 лет вы получаете паспорт.
А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?
Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.
(Слайд 2 конвенция)
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка». Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Какие же права есть у всех детей мира? Просмотр видеоролика (перечисление прав)
Ребята вот сколько прав вы имеете. А сейчас поиграем в игру :
Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
Обязанности - это меры общественно необходимого поведения детей
Игра «Волшебный сундучок»
Перед вами волшебный сундучок. В нем лежат предметы, символизирующие уже знакомые вам права человека. Каждый из вас по очереди будет доставать из нашего сундучка предмет. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.
(предметы: свидетельство о рождении, сердечко, домик, конверт, букварь, рисунок семьи, ).
Дети по очереди достают и вывешивают на доске какое право обозначает каждый предмет..
− Право на жизнь
− Право на имя при рождении (свидетельство о рождении)
− Право на медицинскую помощь (сердечко)
− Право на образование (букварь,)
− Право на отдых и досуг (игрушка)
− Право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры (домик,)
− Право свободно выражать свое мнение (конверт)
-Право на воспитание в семье. (рисунок семьи, ).
Но кроме прав у вас есть и обязанности.(Просмотр ролика обязанности). Обязанности перед родителями, перед друзьями, перед обществом в целом. И перед учителями и школой. Последние прописаны в таком документе, как «Устав школы». Что такое устав школы? Устав школы – это документ в котором прописаны права и обязанности школьников. Показываю устав. А какие обязанности у вас : дети зачитывают и вывешивают на доске : (на доске две колонки : права обязанности)
- не прогуливать уроки.
- не опаздывать на уроки.
- выполнять домашнее задание.
- дорожить честью школы, преумножать ее традиции, овладеть знаниями.
- носить одежду делового стиля.
- дежурить по столовой, классу, школе.
- носить сменную обувь.
Физминутка под музыку. Детское время.
Ребята, уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Ситуация 1. слайды с картинками (примерными )
На урок ученица пришла в неприличном виде: короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание..
Вопрос.
Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?(слайд)
Правильный ответ.(слайд) читает ученик
Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.
Ситуация 2.
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?(слайд)
Правильный ответ(слайд) читает ученик
Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.
Ситуация 3.
Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.
Вопрос. Какие обязанности и права были нарушены? (Слайд)
Правильный ответ.(слайд) читает ученик
Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.
Ситуация 4.
Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.
Вопрос: Почему были не правы мальчики? (слайд)
Правильный ответ. Слайд (читает ученик)
Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.
Ситуация 5.
Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Вопрос. Будут ли ребята наказаны?(слайд )
Правильный ответ. Слайд читает ученик
Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления
Подведём итог:
на доске анаграммы.
Ответьте на вопросы, вам в этом помогут анаграммы
Индивидуальная работа с Карповой Д. Мухаметкуловым Р.
Вопросы:
Кто является ответственным за обеспечение прав детей? Р Д О Т И Е И Л
(слайд)
Какие основные права вам известны? Г В О А Р Ж Д Н А С Т , И Ж З Н Ь ,
Р Б О А З О А В И Н Е. (слайд)
В каком международном документе записаны права детей?
Н О К Е В Н И Ц Я (слайд)
Закрепление просмотр видеоролика и называют право.
Рефлексия ?
4. Заключительная часть. Вот и подходит к концу наше занятие..
Хотелось, чтобы Вы задумались и поступали как цивилизованные люди, зная и помня о своих правах и правах других людей, но так же и не забывали, что помимо прав существуют еще и обязанности.
ПОМНИТЕ! Заявляя о своих правах нужно не забывать, что они есть и у всех остальных людей. Нужно учиться уважать личные права других так же, как Вы хотите, чтобы уважали ваши. (выделенное слайд)