kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение.

         От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно говорит народное творчество: пословицы, поговорки, сказки. Большое внимание трудовому воспитанию уделяется в народной педагогике. О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудовое воспитание.

         Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. В соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы и др. трудовое воспитание, включая основные его виды – самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, систематически начинает осуществляться с дух лет (с первой младшей группы). В процессе любого вида труда решаются задачи разностороннего воспитания и развития ребенка: умственные, физические, нравственные и эстетические.

         Трудовое воспитание в данной программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

         У детей шестого года жизни шире проявляется самостоятельность, независимость, инициативность. Внимание становится более устойчивым, переключаемым, произвольным; движения быстрыми, ловкими, развивается мелкая моторика рук, повышается физическая работоспособность (но силовые возможности ограничены). Происходит формирование личности ребенка, проявляющееся в самовыражении, самоуважении, личностном росте.

         В труде ребенок продолжает усваивать многие социальные представления (о справедливости и несправедливости, о доброте, честности, совестливости, трудолюбии и др.). Формируется внеситуативно-личностное общение. Дошкольник быстро усваивает новые правила и нормы поведения, связанные с организацией труда. В этом возрасте круг общения ребенка достаточно широк, объединения по интересам становятся более устойчивыми.

         Ребенок проявляет критичность, оценивая свою деятельность и деятельность других (но более объективно оценивает других, чем себя).

         Ребенок активно обменивается информацией. У него формируется умение планировать деятельность, распределять функции. Дошкольник начинает осознанно относиться к своему здоровью. Он продолжает учиться выполнять гигиенические процедуры (мытье ног, закаливание).

Также прилагаются пословицы и поговорки, дидактические игры, касаемые тематики опубликованной статьи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ »

Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ


Автор-составитель:

Меньшикова Наталья Николаевна,

Воспитатель 1 кв. категории

МАДОУ «Детский сад №29»

г. Березники Пермского края

«Возможность труда и любовь к нему –

лучшее наследство,

которое может оставить своим детям

и бедный, и богач».

К.Д. Ушинский

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение.

От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно говорит народное творчество: пословицы, поговорки, сказки. Большое внимание трудовому воспитанию уделяется в народной педагогике. О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудовое воспитание.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. В соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы и др. трудовое воспитание, включая основные его виды – самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, систематически начинает осуществляться с дух лет (с первой младшей группы). В процессе любого вида труда решаются задачи разностороннего воспитания и развития ребенка: умственные, физические, нравственные и эстетические.

Трудовое воспитание в данной программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

У детей шестого года жизни шире проявляется самостоятельность, независимость, инициативность. Внимание становится более устойчивым, переключаемым, произвольным; движения быстрыми, ловкими, развивается мелкая моторика рук, повышается физическая работоспособность (но силовые возможности ограничены). Происходит формирование личности ребенка, проявляющееся в самовыражении, самоуважении, личностном росте.

В труде ребенок продолжает усваивать многие социальные представления (о справедливости и несправедливости, о доброте, честности, совестливости, трудолюбии и др.). Формируется внеситуативно-личностное общение. Дошкольник быстро усваивает новые правила и нормы поведения, связанные с организацией труда. В этом возрасте круг общения ребенка достаточно широк, объединения по интересам становятся более устойчивыми.

Ребенок проявляет критичность, оценивая свою деятельность и деятельность других (но более объективно оценивает других, чем себя).

Ребенок активно обменивается информацией. У него формируется умение планировать деятельность, распределять функции. Дошкольник начинает осознанно относиться к своему здоровью. Он продолжает учиться выполнять гигиенические процедуры (мытье ног, закаливание).

Самообслуживание

На шестом году жизни у детей совершенствуют навыки самообслуживания, которыми они овладели в средней группе. Дошкольников продолжают учить чистить, просушивать свою одежду и обувь, формируют привычку следить за чистотой своего тела, внешним видом (опрятностью одежды, прически, за чистотой ногтей и пр.). Они должны без напоминания взрослых чистить зубы, мыться перед сном. Дети знают, когда и как надо мыть руки, но некоторые из них делают это наспех, поэтому необходим контроль за выполнением этого процесса. Целесообразно следить за тем, в каком состоянии у детей носовые платки и пользуются ли они ими. Детей учат стирать свои мелкие вещи (носовые платки, кукольные вещи и др.); готовить к занятиям и убирать после них свое рабочее место.

Особое внимание следует обращать на то, чтобы ребенок пользовался приобретенными навыками осознанно; видел, что небрежное выполнение трудовых действий по самообслуживанию приводит к плохим последствиям (не причесалась – волосы лезут в глаза).

В процессе совершенствования навыков по самообслуживанию у детей продолжают воспитывать доброту, чуткость, отзывчивость, умение приходить на помощь сверстникам, взрослым.

Хозяйственно-бытовой труд

В старшей группе расширяют содержание хозяйственно-бытового труда детей. У них продолжают совершенствовать умения в уже знакомых видах деятельности и учат осваивать новые. Дошкольников приучают поддерживать порядок в помещениях и на участке; помогать воспитателю готовить оборудование для занятий и убирать его, протирать пол в умывальной комнате, учебную доску, нарезать салфетки, приводить в порядок игрушки, расчищать снег и т.д.

В этом возрасте детей приучают к совместному труду, организуется совместная трудовая деятельность детей и взрослых. Наряду с участием в коллективной деятельности дети выполняют и индивидуальные поручения, различные как по трудности, так и по характеру.

В старшей группе детей продолжают знакомить с трудом взрослых. У дошкольников закрепляют умение при ознакомлении с любым видом деятельности выделять ее мотив, интересоваться конкретными сведениями о трудовых процессах, оснащении их техникой, оборудованием, механизмами и пр., о качестве труда человека, его отношении к делу, творческом подходе к нему, характере взаимоотношений людей в труде. У детей формируют обобщенные представления о труде как основе жизни людей, о значимости и почетности труда каждого человека, о важности хорошо выполненной работы.






Приложение


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ТРУДЕ


  • Что посеешь, то и пожнешь.

  • Не бравшись за топор, избы не срубишь.

  • Руки не протянешь, так с полки не достанешь.

  • Терпение и труд – все перетрут.

  • Одни с сошкой – семеро с ложкой.

  • Пошло дело на лад – и сам ему рад!

  • Обещал – сделали, дал слово – держи.

  • Поспешишь – людей насмешишь.

  • Без волнения и заботы нет радости от работы.

  • Звону много, да толку мало.

  • Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет.

  • Семь раз отмерь – один раз отрежь.

  • Землю красит солнце, а человека труд.

  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.

  • Лень, отвори дверь! Сгоришь! – Хоть сгорю, да не отворю.

  • Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

  • Один собирает, другой зевает.

  • Не потрудишься, так и хлеба не родится.

  • Глаза страшатся, а руки делают.

  • Работай до поту, так и поешь в охоту!

  • Белые ручки чужие труды любят.

  • У него лень за пазухой гнездо свила.

  • Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.

  • Муравей не велик, а горы копает.





















ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЕТЕЙ 5 -7 ЛЕТ


  1. Игра «Угадайте, что я делаю?»

Цель: Расширение представлений детей о трудовых действиях.

Ход игры:

Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:

Что ты делаешь – не знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т.д.

Дети угадывают действия.


  1. Игра «Назови профессию»

Цель: Знакомство детей с правильным называнием профессий людей в зависимости от управляемых ими машин.

Ход игры:

Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.

Трактор – тракторист.

Машина – шофер.

Экскаватор – экскаваторщик.

Комбайн – комбайнер.

Подъемный кран – крановщик.

Поезд – машинист.

Корабль – капитан.

Самолет – летчик (пилот).

Космический корабль – космонавт.

Пожарная машина – пожарный.

Бульдозер – бульдозерист.

Гоночная машина – гонщик (пилот). И т.д.


  1. Игра «Угадай профессию»

Цель: Расширение представлений детей о профессиях.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.

Кролик – кроликовод. Хлеб – хлебороб.

Теленок – телятница. Сад – садовод.

Овца – овцевод. Цветы – цветовод.

Олень – оленевод. Пчела – пчеловод.

Виноград – виноградарь. Поле – полевод.

Чай – чаевод. Гаечный ключ – слесарь.

Ведро и швабра – уборщица. Билет – кондуктор.

Касса – кассир. Рубанок – столяр.

Краска и кисть – маляр. Мастерок – штукатур.

Молот и наковальня – кузнец. Огнетушитель – пожарный.

Шприц – медсестра. Электропила – лесоруб.

Рыбацкая сеть – рыбак. Зубоврачебное кресло – стоматолог.

Доильный аппарат – доярка. И т.д.


4. «Кому без них не обойтись?»

Цель: Закрепление знаний детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры:

Воспитатель называет предмет, а дети – профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, полицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.

Следует учитывать, что одни и те предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.


  1. «Кто трудится в море?»

Цель: Закрепление представлений детей о людях, работающих в море, о значении их труда; названия машин, механизмов, приборов, оборудования, необходимого для труда в море.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям разделиться на пять команд. Каждой команде дает один рисунок на ту или иную тему: «Рыбная ловля», «На судах, кораблях и морских нефтяных вышках», «Изучение моря», «Полезные ископаемые и морские ценности» (рисунки могут быть выполнены детьми).

Педагог дает детям возможность сначала совместно обсудить предложенную тему и продумать, какие вопросы они могут задать по этой теме. Например, воспитатель называет тему «Рыбная ловля». Это означает, что к ответам должна подготовиться команда, которой досталась эта тема. Педагог использует вопросы, которые соответствуют уровню знаний детей данной возрастной группы. Он может сам составить вопросник и на другие темы («Подводный мир», «Рыбные фермы и т.п.).

По каждой теме воспитатель задает команде не более трех вопросов. Если дети не ответят на вопрос, педагог предлагает ответить другой команде. За правильный ответ команда получает фишку. Если дети затрудняются ответом, педагог отвечает сам.

Вопросы

Примерные ответы

Рыбная ловля

  • Зачем люди занимаются рыбной ловлей?

  • На чем рыбаки выходят в море?

  • Как рыбаки находят косяки рыб?


  • Какие приспособления используются для ловли рыбы?

  • Как работает траулер?



  • Названия каких промысловых рыб вы знаете?

  • Что делают с выловленной рыбой на борту небольших рыболовных судов?

  • Как перерабатывают рыбу на крупных рыболовецких судах?

  • Представители каких профессий работают на рыболовных судах? Чем занимаются люди этих профессий?

  • Чтобы поймать рыбу – важный продукт питания людей.

  • На рыболовных судах (траулерах).

  • С помощью специальных приборов (гидролокаторов).

  • Рыболовные сети, лебедки, удочки, спиннинги.

  • Тянет сеть, чтобы ловить рыбу, плавающую у морского дна (сеть имеет форму мешка).

  • Треска, скумбрия, сельдь, сардина, килька и др.

  • Сортируют, упаковывают в лед для заморозки.


  • Чистят, засаливают в бочках, хранят в складах – холодильниках судна.

  • Капитан управляет работой судна. Матросы обеспечивают движение судна. Рыбаки ловят и перерабатывают рыбу. Кок готовит еду на камбузе. Механик занимается ремонтом оборудования.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Меньшикова Наталья Николаевна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 167481

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Сценарий педсовета "Правовое пространство ДОУ" "
    ["seo_title"] => string(49) "stsienarii-piedsovieta-pravovoie-prostranstvo-dou"
    ["file_id"] => string(6) "195282"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427890157"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Проект: «Наш добрый дедушка Корней»"
    ["seo_title"] => string(37) "proiekt-nash-dobryi-diedushka-korniei"
    ["file_id"] => string(6) "255615"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447952574"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Методические особенности проектирования предметно - развивающей среды в ДОУ."
    ["seo_title"] => string(88) "mietodichieskiie-osobiennosti-proiektirovaniia-priedmietno-razvivaiushchiei-sriedy-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "267007"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450282002"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Предметно-развивающая среда мини-центра"
    ["seo_title"] => string(49) "priedmietno_razvivaiushchaia_srieda_mini_tsientra"
    ["file_id"] => string(6) "403566"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1490551365"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Организация прогулки"
    ["seo_title"] => string(24) "orghanizatsiia-proghulki"
    ["file_id"] => string(6) "292502"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455287505"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства