Просмотр содержимого документа
««Типы инноваций, условия успешного их внедрения в работу в ДОУ»»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 221 Красноармейского района Волгограда»
Статья: «типы инноваций, условия успешного их внедрения в работу в ДОУ»
Выполнила:
Гончарова Л.Н.,
заведующий детского сада
Волгоград--2022
оздание психолого-педагогических условий для всех участников образовательного процесса, включенных в эксперимент. При организации инновационной деятельности важно ориентироваться на уровень образовательной подготовки воспитателей, учитывать их профессиональные интересы, изучить состояние мотивационной готовности к восприятию новой информации. Необходимость этого обусловливается чувством психологической комфортности специалистов дошкольного учреждения, осознанной необходимостью в повышении уровня профессионализма.
Для педагогов, работающих в режиме инноваций, важно ощутить поддержку со стороны администрации, почувствовать доверие и свободу творчества. Процессы разработки и освоения авторских педагогических нововведений, имеющих поисковый характер, часто связаны с большой степенью риска. Вместе с тем именно деятельность педагогов-новаторов формирует ядро инновационного потенциала дошкольного учреждения, является источником его развития. Поэтому инновационные процессы данного типа должны стать объектом особого внимания со стороны администрации. Педагоги-новаторы вправе рассчитывать на положение особого благоприятствования, на материальное и моральное стимулирование своей деятельности.
Необходимо продумать формы контроля, которые должны нести в себе изначально присущие ему функции, - выявление достижений в работе всего коллектива и отдельных специалистов, помощь в выяснении причин, влекущих за собой сбои в работе. Посещения групп заведующей и старшим воспитателем, нацеленные в первую очередь на изучение и обобщение опыта работающих в группах специалистов, с тем чтобы сделать его достоянием всего педагогического коллектива; оказание методической поддержки при освоении новой программы;
Прогнозирование путей выхода из экспериментального процесса при условии, если что-то не получается. К сожалению, в практике нередки случаи, когда начатое интересное дело не получает продолжения. Причины могут быть самые разные: уход из коллектива педагогов, несвоевременное методическое оснащение образовательного процесса, прекращение финансирования и другие. Замышляя новшество в педагогической работе, мы должны понимать, что несем ответственность за результаты своей педагогической деятельности. Они могут быть отдалены во времени, и это еще более усиливает ответственность воспитателя перед ребенком.
После завершения подготовительной фазы коллектив включается в реализацию принятой концепции. Она может выстраиваться как ряд этапов: первый - разработка организационно-педагогической структуры; второй - обоснование содержания и организации образовательного процесса; третий — обновление модели системы управления.
Организационно-педагогическая структура образовательного учреждения, работающего в инновационном режиме, претерпевает серьезные изменения. Нововведения нарушают равновесие в организации и позволяют одним, как правило, более молодым и творчески активным сотрудникам, выдвинуться на первый план, а других, возможно, более опытных, но консервативных, вынуждают «потесниться» и занять менее выгодное положение, чем то, которое они занимали раньше.
Преодолению этого негативного явления способствует аналитико-прогностическая позиция руководителя. Важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе. Организационно-педагогическая структура дошкольного учреждения подлежит определенным преобразованиям, в частности, могут быть созданы совет специалистов и творческие группы, которые будут облечены новыми функциями, обеспечивающими эффективную реализацию идей концепции и объединения педагогического коллектива.
Координационный совет — новая организационная структура, созданная нами в собственной инновационной практике. Его цель координация экспериментальной деятельности. На заседаниях координационного совета обсуждаются вопросы успешности проведения эксперимента, результаты мониторинговых исследований, разрабатываются рекомендации.
Творческие группы представляют собой объединения наиболее высококвалифицированных и творческих специалистов, деятельность которых направлена на локальную апробацию программ, технологий и другое. Кроме того, они осуществляют сопровождающий анализ результативности нововведений; формулируют проблемы и предложения по их устранению. В детском саду работает дизайнерская группа целью работы которой является создание развивающей среды в детском саду, обеспечивающей гармоничное, всестороннее развитие ребенка., эффективное использование всех дополнительных помещений детского для развития ребенка.
Психолого-медико-педагогичекая служба осуществляет медикопсихологический контроль за проведением разнообразных экспериментов, с тем чтобы предотвратить интеллектуальную перегрузку воспитанников; выделяет группы риска вопросы социально-педагогической адаптации детей, нуждающихся в коррекции; координирует деятельность специалистов, работающих с детьми с отклонениями в развитии; отвечает за создание условий, позволяющих обеспечить индивидуальный темп обучения для детей; связывает необходимую психологическую поддержку и помощь семьям в воспитании детей. Они организуются в детском саду по темам: «Ясли – это серьезно! О современных подходах к организации комплексной оздоровительной работы с детьми раннего возраста», «Формирование здоровья детей на основе его комплексного изучения в динамике» и другие. Создание такой службы позволило организовать индивидуальное сопровождение ребенка и вести контроль за результатами работы.
При создании (или преобразовании) модели системы управления следует опираться на положение о том, что деятельность есть творческий процесс, результаты деятельности носят индивидуальный творческий характер, регуляция профессиональных отношений обусловливается набором ценностей и способов деятельности. Необходимость развития индивидуального мастерства и коллективного творчества сотрудников ставит администрацию учреждения в ситуацию поиска нового управленческого механизма на основе организационной, проектировочной, координирующей и контролирующей деятельности. Стремление придать системе управления иную направленность обосновывается появлением новых качественных характеристик как в развитии ребенка, так и в развитии специалистов и педагогической системы в целом.
Важным направлением деятельности руководителя в процессе внедрения инноваций является создание условий для развития персонала дошкольного образовательного учреждения:
• оценки и подбора кандидатов на вакантные должности;
• анализа кадрового потенциала и потребностей в персонале;
• отслеживания профессиональной и социально-психологической адаптации работников;
• планирования и контроля деловой карьеры сотрудников;
• стимулирования деятельности педагогов (управление трудовой мотивацией);
• развития коллектива, его сплоченности, организованности;
• анализа и регулирования групповых и личных взаимоотношений, социально-психологического климата в коллективе, совершенствования организационной культуры;
• осуществления управления конфликтами, предупреждения их возникновения.
Поэтому важным является создание нового управленческого механизма, обеспечивающего саморазвитие, рост творческого потенциала и самовыражение каждого члена коллектива, что, в свою очередь, явится позитивным фактором в процессе становления и развития успешной личности каждого ребенка. Модель данного управленческого механизма функционирует благодаря:
• совершенствованию структуры управления, основанной на принципах демократии в управлении персоналом, гласности в принятии управленческих решений, коллегиальности, четком определении места и обязанностей каждого специалиста в образовательном процессе дошкольного учреждения;
• введению практики перевода части воспитателей, имеющих высокую квалификацию и профессионализм, на режим доверия и самоконтроля.
Практика показывает, что с помощью методических семинаров, организуемых в детском саду, можно достаточно эффективно решать ряд задач, труднодостижимых в традиционном обучении: формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и потребности; развивать системное мышление специалиста, учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать специальные умения и навыки взаимодействия, индивидуального и совместного принятия решений. Успешно зарекомендовал себя метод анализа практических ситуаций. Знания имеют достаточно обобщенный и абстрактный характер. Практическая же деятельность педагога требует преобразования этих знаний: они должны быть синтезированы и объединены вокруг определенной практической проблемы и переведены на язык практических действий.
Составляющей частью инновационной деятельности должна стать программа мониторинга, позволяющая своевременно оценить результаты инновационной деятельности педагогов, вносить оперативные коррективы, если в этом возникает необходимость. Программа мониторинга должна обеспечивать все звенья педагогического процесса: качество образования детей, качество педагогической деятельности воспитателей, качество материально-технического и дидактического оснащения образовательного процесса.
Поэтому важно научиться убеждать коллектив, делать его союзником в своих начинаниях. А для этого нужно иметь собственную педагогическую концепцию, разбираться в обилии предлагаемых программ и пособий. Попытка отмахнуться от «заумной теории» и заполнить обнажившиеся пустоты соображениями здравого смысла, то есть расхожими житейскими представлениями, обнаруживает бесперспективность такого подхода. Руководитель начинает метаться в поисках устойчивой почвы, сбиваться на различные точки зрения и мнения (коллег, руководства).
Успех любого дела в конечном счете определяется двумя обстоятельствами: наличием компетентной, духоподъемной личности руководителя и тем, какие ценности он транслирует педагогам и детям. Напряженный поиск ориентиров в сфере инновационного развития образовательного учреждения требует от руководителя огромного терпения, такта, эрудиции, осознан своей особой миссии, умения натолкнуть педагогов на размышление, привить вкус к анализу, расширить сознание. Но навязывать свое миропонимание, а тем более способ существования стиль педагогической деятельности - значит считать себя бесспорным эталоном. В управленческом искусстве необходимо умение посмотреть на себя со стороны, чтобы отчетливо понять, в каком качестве ты нужен людям.
Обновление методической работы происходит с таких качественных позиций:
1. Творческая переработка старого опыта работы
2. совершенствование сложившегося опыта работы на основе введения инноваций
Ключевыми направлениями методической работы выступают:
-разработка и научно-методическое обеспечение процессов внедрения содержания образования, модернизация технологии обучения,
-оказание методической помощи при решении профессиональных проблем воспитателей;
- развитие и саморазвитие профессионального мастерства воспитателей с учетом изменений и особенностей муниципального образовательного пространства.
Очень важными в успешной работе является наличие в детском саду программы развития и образовательной программы, которые позволяют строить образовательный процесс в единстве образования, воспитания и здоровьесбережения.
Основной принцип совершенствования методической работы является индивидуальный подход и дифференциация ее форм и содержания.
С этой целью в конце учебного года педагоги заполняют диагностическую карту возможностей и затруднений, анализ которой позволяет наметить тематику и методы методической работы.
В детском саду разрабатываются различные методические формы работы, в том числе инновационные, направленные на повышение профессионального уровня педагогов.
Используются различные активные методы при проведении методических мероприятий: дискуссии, диалоги, обучение практическим умениям, решение педагогических ситуаций, решение педагогических кроссвордов, Проводятся различные консультации: консультация-иллюстрация, консультация-диалог; различные варианты деловых игр, проблемные игры. Удачной формой освещения инновационных подходов в дошкольном образовании стало проведение информационных клубов. На них рассматривались вопросы: «Обсуждаем предшкольное образование», Обеспечение личностно-ориентированной модели воспитания как условие построения траектории развития каждого ребенка», «Имидж дошкольного образовательного учреждения, Средства создания положительного имиджа детского сада», «Обеспечение качества дошкольного образования», «Исследовательское обучение в работе с дошкольниками».
Оправдала себя такая форма работы с педагогами как педагогическая копилка, которая позволяет нам не упустить новые направления в дошкольной педагогике, обогатить разработками педагогический процесс детского сада.
Распространение инновационного опыта в детском саду проходит через мастер-классы, методические выставки, творческие отчеты открытые мероприятия, самопрезентации, творческие гостиные.
Главные условия эффективности инновационной деятельности:
1) системность в методической работе с педкадрами по развитию их профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности;
2) наличие у педагога личного плана развития, который мобилизует его потенциальные способности;
3) постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание ситуации успеха педагога, что ведет к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию себя, своего дела;
4) создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного пространства, где каждый ощущает свою значимость;
5) установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряженность и страх быть не понятыми; приветствуется обсуждение, а не отрицание альтернативных взглядов на ту или иную проблему; конструктивная проработка конфликтов;
6) проведение открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности, где каждый высказывает собственную точку зрения, но решение принимается коллегиально.
6. Как спланировать работу
Отобранные цели и задачи должны быть согласованы и одобрены большинством коллектива, реалистичны, адаптированы к новым условиям, повышать уровень мотивации и стимулирования, обеспечивать контроль. При управлении инновационными процессами в ДОУ с учетом прогноза конечных результатов основная часть этих действий обсуждается коллегиально. Самые крупные мероприятия инновационной деятельности разрабатываются групповым методом.
Действия, вытекающие из поставленных целей и задач, должны отвечать на вопросы: «Чего достичь? Что надо сделать?». Целесообразность мер необходимо постоянно проверять как индивидуально, так и коллективно.
Организация педагогическим коллективом исследовательской деятельности предполагает обязательную рефлексию того, что сделано, т.е. периодическую оценку, проверку эффективности полученных результатов. Обычно это происходит в форме отчетов, тестирования и т.д.
Практика показала, что при таком обсуждении исключается пустословие, а наглядность помогает в конце подвести итог, сделать выводы, какая из фраз пользовалась популярностью и т.д. Фраза «У меня возник вопрос...» предполагает, что на все записанные вопросы в конце такого коллегиального обсуждения кто-то должен обязательно на них ответить. Обычно это организатор исследовательской деятельности — руководитель или старший воспитатель. Вот эти фразы Я увидела, что.. Я была удивлена тем, что, Мне понравилось. У меня возник вопрос.