Тема самообразования: « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»
Тема самообразования: « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»
Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук. Улучшить коорлинацию и точность движений руки и глаза,гибкость рук.Улучшить общую двигательную активность.Развивать воображение,логическое мышление,произвольное внимание,зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома.( Приложение № 1)
Стратегия работы :
Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.
I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности , где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
II этап – диагностический
На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.
III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки
Форма отчётности:
Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.
Провести анкетирование родителей.
Составить картотеку пальчиковых игр.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям:
В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);
Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);
Работа с родителями- консультации и беседы. Работа с родителями- консультации и беседы
СЕНТЯБРЬ
Наблюдения за детьми, диагностика
Будут пальчики дружить
1. Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке ( контуры предметов нарисованы на бумаге)
"Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме
3."Клубочки для котят" - рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа
4. Пальчиковая гимнастика " Шарик"
1. Катание между ладонями карандашей, орехов, теннисных шариков.
2. Упражнение с массажными мячиками "Орех"
3. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа
4.Растегивание и застегивание пуговиц, молний, игра "Собери цветочек"
5. Игры с мозаикой
ОКТЯБРЬ
Овощи и фрукты
Птицы осенью
1. "Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина
2."Сложи картинку" из 4 частей
3."Строим забор" выкладывание из счетных палочек по образцу
4. "Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь
1."Каждому листочку свое место" закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки
2. "Красивый одуванчик" втыкание спичек в пластилиновый комочек
3.Коллективная работа "Весенний луг" скомкать кусочек бумаги и приклеить на общую картину
4. Пальчиковые игры, разученные раннее
МАЙ
Труд весной на даче
Мы подросли и повзрослели
1"Посадка фасоли" дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена
2."Закрути бутылочки"
3. "Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе
4."Едем на дачу" собрать грузовик из геометрических фигур
1. Упражнение с мячиками " Крепкий орех"
2."Строим дачный дом" из конструктора
3."Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре
4. "Рисуем пуговицы" выкладывание картинок из пуговиц
1.Пальчиковый театр "Колобок"
2. Игры и упражнения, изученные ранее
3.Шнуровки, липучки
4. Работа с тактильными дощечками и счетными палочками
5. Заключительное наблюдение за детьми
Приложение № 1
Пальчиковые игры для малышей - развитие мелкой моторики
ОЧКИ
Бабушка очки надела И внучонка разглядела.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
ФЛАЖОК
Я в руке - флажок держу И ребятам им машу.
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
ЛОДКА
Лодочка плывет по речке, По воде бегут колечки.
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
ПАРОХОД
Пароход плывет по речке, И пыхтит он, словно печка
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.
СТУЛ
Ножки, спинка и сиденье - Вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз.
ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО
Зайка в зеркальце глядит И ушами шевелит.
Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.
СТОЛ
У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка.
Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.
ГРАБЛИ
Листья падают в саду, Я их граблями смету.
Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя.
СКВОРЕЧНИК
Скворец в скворечнике живет И песню звонкую поет.
Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.