Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что, ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тестопластика – осязаемый вид творчества.»
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий МБДОУ
«Детский сад «Теремок»
_____________ Г.Ф.Доронина
Введено в действие
Приказом заведующего
МАДОУ «Детский сад «Теремок»
«_____»__________20____г. №____
Рассмотрено и утверждено
на педагогическом совете
от «_____»__________ 20___г.
протокол №____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительной образовательной деятельности педагога
по художественно – эстетическому развитиюс детьми 4-5 лет
«МукаСолька»
в соответствии с
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Срок реализации: 2020 – 2021 учебный год
Автор программы:
Чупахина Инна Ивановна
г. Заинск, 2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Музыка, художественное слово, изобразительное искусство — источники особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, лепку.
Соленое тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий, интересный. Оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада.
Соленое тесто имеет ряд преимуществ перед пластилином. Оно более пластично, его легко формовать, не пачкает руки. Изделия из соленого теста более долговечны, легко раскашиваются красками и фломастерами. Из соленого теста можно изготавливать как плоские, так и объемные фигуры, они легко приклеиваются к бумаге, что позволяет создавать красивые композиции и настенные панно. Кроме того, соленое тесто является экологически чистым продуктом.
Использование соленого теста при изготовлении изделий получило название – тестопластика.
Программа кружка детского творчества «Мукосолька» имеет художественно-эстетическую направленность, основана на интеграции задач познавательно-речевого и социально-личностного развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Освоение отдельных технических приемов тестопластики вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, в обогащение разнообразных способов декорирования, усиливая художественную выразительность лепного изделия.
Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что, ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом.
Занятия тестопластикой оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей, развивают усидчивость, художественный вкус, воображение и т.д. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому ребенку.
Кроме того, лепка из соленого теста комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
способствуют формированию художественно-эстетического вкуса, умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор;
позитивно влияют на процесс установления межличностных отношений.
Тестопластика доставляет детям огромное удовольствие. Особую радость им доставляет изготовление украшений и подарков: украсить новогоднюю елку изделиями из соленого теста, слепить и расписать подарки мамам и бабушкам в 8 Марта, сделать рамку для фотографии и т.д.
Срок реализации программы - 1 учебный год.
Занятия кружка детского творчества проводятся 1 раз в неделю по 1 занятию (1 занятие по 20 мин, согласно требованиям СанПин), во вторую половину дня.
Максимальное количество детей в подгруппе – 15 человек.
Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Данная программа подразумевает не только развитие фантазии детей, но и формирование художественно – творческих способностей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Создать благоприятную атмосферу, мотивацию для неформального общения детей, увлеченных общим творческим делом, формирование творческой активности, художественного вкуса;
Познакомить детей с историей возникновения тестопластики, технологией создания объемных и рельефных работ.
Закрепить знания о композиции, основах цветоведения, способах и приемах лепки (пластический, конструктивный, комбинированный; скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание).
Воспитывать умение трудиться, добиваться получения желаемого результата, умение довести начатое до конца, аккуратность.
Формировать у детей некоторые навыки учебной деятельности, умение слушать и слышать поставленную взрослым задачу, удерживать ее в памяти, следить за показом способов выполнения действий или самостоятельно находить их, выполнять работу спокойно и в отведенное время.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:
Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
показ образца изделия, презентация, показ видеоматериалов, организация выставок;
показ выполнения работы (частичный, полностью);
работа по технологическим картам.
4. Практические:
показ технологических приемов,
тренировочные упражнения, опыты;
самостоятельная творческая,
оформление интерьера помещения группы и ДОУ.
5. Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:
математикой;
развитием речи;
художественной литературой.
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ТЕСТОПЛАСТИКОЙ.
Занятия тестопластикой проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 20 минут. Число участников в группе 15 человек, всего с октября по май - 33 занятия. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕСТОПЛАСТИКОЙ: • Правила формулируются в процессе совместного обсуждения с детьми таких вопросов: • Для чего мы здесь собрались? • Что нужно сделать, чтобы всем было хорошо? • Когда рождается самая волшебная красивая картина? (в тишине) • Чтобы получилось задуманное, с каким чувством нужно лепить (приклеивать, украшать и т.д.)? (с любовью, вниманием)
ФУНКЦИИ
• Развивающую – развитие всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.) • Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования. • Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества. • Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения • Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов являются:
Устойчивый интерес к тестопластике;
Возрастающий уровень его авторских работ;
Повышение уровня самостоятельности при выборе материалов и способов успешной реализации замысла, технических навыков и умений;
Желание участвовать в коллективных работах, в выставках и т.д;
Оригинальность предлагаемых художественных решений;
Окрепшая моторика рук.
Ребенок способен:
самостоятельно выбирать и использовать необходимые инструменты для работы;
изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;
соединять детали разными способами в готовое изделие;
составлять композицию из отдельных элементов;
гармонично сочетать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию;
аккуратно использовать материалы.;
соблюдать правила безопасной работы;
украшать интерьер помещения своими работами и др.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц
Неделя
Тема
Цели
Октябрь
1
«Знакомство с материалом» - приёмы лепки
Познакомить детей с понятием «Тестопластика»; со всем необходимым при работе с тестом + техника безопасности, экспериментирование с тестом. Познакомить детей со способом изготовления цветного теста.
2
«Плюшки - завитушки»
Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно, передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
3
Раскрашивание красками «Плюшек - завитушек».
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Научить точно, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
4
«Цветик - семицветик»
Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно, передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
5
Раскрашивание красками «Цветика - семицветика»
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Ноябрь
1
2
«Гусеничка»
Раскрашивание красками «Гусенички»
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.
3
«Ягода - малина»
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
4
Раскрашивание красками «Ягоды - малины»
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Декабрь
1
«Снежинка»
Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. Развивать художественно - творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
2
Раскрашивание красками «Снежинок»
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
3
«Снеговик»
Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
4
Раскрашивание красками «Снеговика»
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Январь
1
«Ежик»
Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки), раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
2
Раскрашивание красками «Ежика»
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
3
«Черепаха»
Развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
4
Раскрашивание красками «Черепахи»
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Февраль
1
«Сердечко»
Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно, передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
2
Раскрашивание красками «Сердечка»
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
3
«Подарок папе»
Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат работы.
4
Раскрашивание красками «Машинки»
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Март
1
«Ромашки»
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
2
Раскрашивание красками «Ромашек»
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
3
«Грибочки»
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
4
Раскрашивание красками «Грибочков»
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Апрель
1
«Цыплята»
Учить создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об особенностях внешнего вида домашних животных; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.
2
Раскрашивание красками «Цыплят»
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.
3
«Рыбки»
Познакомить детей с выполнением аппликации способом насыпания и приклеивания пшена. Развивать тонкие движения пальцев рук. Воспитывать умение согласовывать свои действия с работой коллектива. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Учить лепить из частей, делить куски на части. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм. Воспитывать усидчивость, взаимопомощь.
4
Раскрашивание красками «Рыбок»
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
5
«Кошка»
Учить создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об особенностях внешнего вида домашних животных; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.
Май
1
«Божья коровка»
Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Учить детей использовать разные приемы лепки из теста: скатывание, расплющивание, Учить детей создавать несложную композицию из двух элементов.
2
Раскрашивание красками «Божьей коровки»
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
3
«Колобок»
Продолжать знакомить детей с героями русской народной сказки «Колобок», побуждать проговаривать слова песенки из сказки. Познакомить с понятием «дикие животные». Добиваться произношения звуков «р», «у». Знакомить с повадками диких животных, учить имитировать их повадки. Учить различать и находить предметы круглой формы. Продолжать учить лепить предметы круглой формы. Обогащать словарь детей: «дикие животные», «шарообразный».
4
Раскрашивание красками «Колобка»
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Примерные планы - конспекты занятий
Октябрь
Занятие 1.«Знакомство с материалом»
Знакомство с соленым тестом. Познакомить детей с понятием «Тестопластика»; со всем необходимым при работе с тестом + техника безопасности, экспериментирование с тестом. Познакомить детей со способом изготовления цветного теста.
Занятие 2. Тема: «Плюшки - завитушки»
Программное содержание: научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Оборудование: тесто для лепки, стеки, подставки, салфетки, фартуки, картонные тарелки
Ход занятия:
Организационный момент
Давайте представим себе, что мы находимся в настоящей мастерской. Я буду мастером, а вы – подмастерьями (раздаю фартуки). Перед началом работы необходимо надеть фартуки, чтобы не запачкаться в муке.
Сообщение темы
Сегодня мы познакомимся с волшебным материалом. Он пластичный, послушный, теплый, добрый. Из него мы сделаем различные украшения.
Основная часть
Дорогие мои подмастерья, вам необходимо знать правила техники безопасности, их назубок знают все ребята нашей мастерской. Это стека (показываю) – наш основной инструмент, запомните: стекой и кисточкой не размахивать, на пол не бросать, следить за порядком на рабочем месте, и самое главное – нельзя брать в рот тесто,- его замешивают с солью и с клеем.
Давайте познакомимся с солёным тестом. Достаньте из мешочка кусочек теста, помните его в руках - пусть оно тоже узнает вас. Тесто – материал мягкий, удивительно послушный, дышащий, нежный. А когда высыхает, становиться как каменное, но его легко можно разбить.
Посмотрите сюда (показываю картину), один купец принес мне картину и жалуется, что у него душа не радуется, когда он на нее смотрит. Как вы думаете почему? Чего на ней не хватает? А ведь верно! Чтобы каравай получился вкусным и аппетитным, нужно его украсить.
Отщипните кусочек от желтого теста – из него мы будем делать различные завитушки для пирога. Скатайте нетолстую колбаску и сложите ее колечками, кудряшками, завитушками. Отложите на бумажную тарелку.
А сейчас давайте вспомним все секреты, которые я вам сегодня рассказала (ребята вспоминают правила техники безопасности, особенности работы с тестом).
Сегодня мы с вами только прикоснулись к волшебному миру тестопластики, мне хочется, чтобы вы подружились с прекрасным материалом – с соленым тестом. Я надеюсь, впереди у вас еще много интересных открытий, секретов, творческих работ Мне было очень приятно с вами работать. В завершение работы еще один секрет – «секрет чистых рук»,- приглашаю ребят вымыть руки.
Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Программное содержание: научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Оборудование: общая композиция - панорама лета, выполненная в технике рельефной лепки, тесто, стеки, вода, краски, кисти, иллюстрации картин по теме «Цветы», репродукции, стихи; музыкальный ряд: песня “Ах, лето”, “Времена года”.
Ход занятия
Организационный момент
Приветствие. Проверка рабочих мест и наличия оборудования.
Сообщение темы занятия
Сегодня, ребята, вы будете лепить цветик-семицветик. Научитесь расплющивать исходную форму шара для лепестков.
Основная часть
Природа, которая окружает нас, прекрасна и неповторима. Как нарядны цветы, модницы-бабочки, яркие божьи коровки. Такую красоту можно и нарисовать и слепить.
Звучит музыка.
Посмотрите, ребята, в каком порядке вы будете работать
1) Раскатаем шар из теста.
2) Расплющиваем его - получается лепесток.
Изготавливаем таких 7 лепестков и одну сердцевинку.
Раскрашиваем лепестки в разные цвета.
Устанавливаем на подставке все цветы.
Физкультминутка
Мы ладошки сложили вместе, Словно их слепили тестом. Начинаем опускать. Только, чур, не разжимать.
Пальчиковая гимнастика:
- сжимать и разжимать кулачки (цветочек проснулся и открылся, заснул - закрылся);
- “прогулка” пальцев (пальчики “гуляют” по столу);
- выполнять произвольные движения пальцами в воздухе;
- изображать “Фонарики” кистями рук;
- хлопанье в ладоши тихо и громко; в разном темпе;
Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Оборудование: стаканчики с водой, акварельные краски, кисточки, салфетки, фартуки.
Ход занятия
Дети раскрашивают красками «Цветики - семицветики»
Ноябрь
Занятие 6 . Тема: «Гусеничка»
Программное содержание: закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
Оборудование: общая композиция - панорама лета, выполненная в технике рельефной лепки, тесто, стеки, вода, краски, кисти, , иллюстрации картин по теме «Насекомые», репродукции, стихи; музыкальный ряд: песня “Ах, лето”, “Времена года”.
Ход занятия
Организационный момент
Приветствие. Проверка рабочих мест и наличия оборудования.
Сообщение темы занятия
Сегодня, ребята, вы будете лепить гусеницу. Научитесь делить большой кусок теста на равные части.
Основная часть
Природа, которая окружает нас, прекрасна и неповторима. Как нарядны цветы, модницы-бабочки, яркие божьи коровки. Такую красоту можно и нарисовать и слепить.
Звучит музыка.
Посмотрите, ребята, в каком порядке вы будете работать
1) Разделим большой кусок теста пополам.
2) Каждую половинку делим еще на две части и раскатываем в шарики.
3) Из первой части делаем голову с глазками, носиком, оттягивая тесто.
4) Соединяем все части.
5) Раскрашиваем.
Устанавливаем на подставке все гусеницы.
Физкультминутка
Мы ладошки сложили вместе, Словно их слепили тестом. Начинаем опускать. Только, чур, не разжимать.
Пальчиковая гимнастика:
- сжимать и разжимать кулачки (цветочек проснулся и открылся, заснул - закрылся);
- “прогулка” пальцев (пальчики “гуляют” по столу);
- выполнять произвольные движения пальцами в воздухе;
- изображать “Фонарики” кистями рук;
- хлопанье в ладоши тихо и громко; в разном темпе;
Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Оборудование: стаканчики с водой, акварельные краски, кисточки, салфетки, фартуки.
Ход занятия
Дети раскрашивают красками «Гусеничек».
Занятие 8.Тема: «Ягода – малина»
Программное содержание: закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
Оборудование: общая композиция - панорама лета, выполненная в технике рельефной лепки, тесто, стеки, вода, краски, кисти, , иллюстрации картин по теме «Ягоды», репродукции, стихи; музыкальный ряд: песня “Ах, лето”, “Времена года”.
Ход занятия
Организационный момент
Приветствие. Проверка рабочих мест и наличия оборудования.
Сообщение темы занятия
Сегодня, ребята, вы будете лепить ягоду-малину.
Основная часть
Природа, которая окружает нас, прекрасна и неповторима. Как нарядны цветы, модницы-бабочки, яркие божьи коровки. Такую красоту можно и нарисовать и слепить.
Звучит музыка
Обратите внимание, как выглядит малина: собрана как будто из маленьких шариков. Давайте слепим такие ягодки и дополним их стебельком и листочками.
Физкультминутка
Мы ладошки сложили вместе, Словно их слепили тестом. Начинаем опускать. Только, чур, не разжимать.
Пальчиковая гимнастика:
- “прогулка” пальцев (пальчики “гуляют” по столу);
- выполнять произвольные движения пальцами в воздухе;
- изображать “Фонарики” кистями рук;
- хлопанье в ладоши тихо и громко; в разном темпе;
Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Оборудование: стаканчики с водой, акварельные краски, кисточки, салфетки, фартуки.
Ход занятия
Дети раскрашивают красками «Ягоду - малину»
Декабрь
Занятие 10.Тема: «Снежинка»
Программное содержание: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. Развивать художественно - творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
Оборудование: тесто, стеки, вода, краски, кисти, иллюстрации картин по теме «Зима», репродукции, вырезанные из бумаги снежинки.
Ход занятия
Загадка. Беседа.
«Синий вечер» Вечер зимний в небе синем Звезды синие зажег Ветви сыплют синий иней На подсиненный снежок ... Понравились вам эти слова из стихов? Слушая эти строки, какие картины зимней природы вы себе представили? (ответы детей). Везде гуляет зимушка-зима. В городе у нас по микрорайонам, в деревне, в поле и в лесу. В какой цвет она нарядила природу? Правильно, в белый и бело-голубой. А как она украсила природу? Конечно, насыпала везде снега, намела сугробы, запорошила деревья, кустарники. Почему я сказала, что зима нарядила природу в бело-голубой наряд? Да, мы с вами наблюдали, что в тени снег не чисто белого цвета, он с голубым оттенком. Вспомните, какого цвета снег на солнце? Конечно, белый. Какими словами можно еще его назвать? (чистый, блестящий, сверкающий, переливающийся).
Сообщение темы занятия
Сегодня, ребята, вы будете лепить снежинки.
Основная часть
Как выглядят снежинки? Раскатайте по три колбаски, соедините их посередине, краешки украсте с помощью стеки. Ребята самостоятельно лепят снежинки.
Физкультминутка «Снежинка».
Кружатся снежинки В воздухе морозном (кружатся на носочках) Падают на землю Кружевные звезды (медленно приседают, руками показывая плавное падение снежинок) Вот одна упала На мою ладошку (встают, ловят воображаемую снежинку на ладошку) Ой, не тай, снежинка, Подожди немножко (бережно прикрывают «снежинку» на ладони другой ладошкой).
Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Оборудование: стаканчики с водой, акварельные краски, кисточки, салфетки, фартуки.
Ход занятия
Дети раскрашивают красками «Снежинку»
Занятие12. Тема: «Снеговик»
Программное содержание: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
Оборудование: тесто, стеки, вода, краски, кисти, иллюстрации картин по теме «Зима».
Ход занятия
Загадка. Беседа.
Когда это бывает? Дел у меня немного - Я белым одеялом Всю землю убираю, Белю поля, дома Зовут меня… (зима). Правильно зимой. - А сейчас какое время года? Конечно, зима. - Какой сейчас месяц? Да, месяц январь. - Мы с вами много говорили о зиме, наблюдали многие природные явления зимой. - Кто их может еще раз назвать? (дети называют). В ходе ответов нескольким детям воспитатель предлагает повторять слово «снегопад». - Послушайте, дети, про зиму некоторые строки из стихотворений русских поэтов.
«Зима» Вышел на просторы погулять мороз, Белые узоры в косах у берез Снежные тропинки, голые кусты, Падают снежинки тихо с высоты
Сообщение темы занятия
Сегодня, ребята, вы будете лепить снеговика.
Основная часть
Как выгляди снеговик ? Он состоит из трех шаров, нос морковкой, на голове ведро, а в руках метла. Ребята самостоятельно лепят снеговика.
Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Оборудование: стаканчики с водой, акварельные краски, кисточки, салфетки, фартуки.
Ход занятия
Дети раскрашивают красками «Снеговика»; пририсовывают снеговику глазки, пуговицы.
Январь
Занятие 14. Тема: «Черепаха»
Программное содержание: развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
Оборудование: тесто, стеки, вода, краски, кисти, колпачки от фломастеров, иллюстрации картин по теме «Черепахи».
Ход занятия
Эмоциональный настрой. Улыбнись – и доброту Делать не устанешь, И полюбишь красоту, И умняшкой станешь!
Организационный момент
Приветствие. Проверка рабочих мест и наличия оборудования.
Сообщение темы занятия
Сегодня, ребята, вы будете лепить черепаху.
Основная часть
Давайте рассмотрим черепашку. Почему говорят, что она носит домик на спине? У нее есть панцирь, за который она прячется во время опасности. Чтобы слепить его, нужно скатать шарик, расплющить его и выдавить на нем с помощью колпачков от фломастеров колечки.
Физкультминутка
Пальчиковая гимнастика:
- “прогулка” пальцев (пальчики “гуляют” по столу);
- выполнять произвольные движения пальцами в воздухе;
- изображать “Фонарики” кистями рук;
- хлопанье в ладоши тихо и громко; в разном темпе;
Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Оборудование: стаканчики с водой, акварельные краски, кисточки, салфетки, фартуки.
Ход занятия
Дети раскрашивают красками «Черепашку»
Занятие 16. Тема: «Ежик»
Программное содержание: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
Оборудование: тесто, стеки, вода, краски, кисти, иллюстрации картин по теме «Зима».
Ход занятия
Загадка. Беседа.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной
Иголок очень много
А нитки ни одной (Ежик). Правильно Ежик. Из соленого теста скатывается шарик;
- Внутрь шарика закладываем заранее подготовленный шар из фольги или пенопласта,
- пальчиками вытягиваем из шарика мордочку , зажимая и оттягивая тесто с одной стороны шарика;
- затем с помощью ножниц делаем надрезы – колючк ежика;
- с помощью воды крепим носик и глазки маленькие шарики из теста
Ежик готов!
Занятие17. Тема: «Раскрашивание красками «Ежика»
из соленого теста».
Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Оборудование: стаканчики с водой, акварельные краски, кисточки, салфетки, фартуки.
Ход занятия
Дети раскрашивают красками «Ежика»; пририсовывают ежику глазки.
Февраль
Занятие18. Тема: «Сердечко»
Программное содержание: Продолжать развивать интерес к лепке. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором из бусин. Закреплять правильное отчетливое произношение звуков. Развивать творческое воображение звуков. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
Ход занятия: Ребята Сегодня мы будем лепить, вот такое сердечко. А подарим мы его мамам своим. Еще принесла золотые бусинки для украшения вашего сердечка.
- Начинаем катать шарик, и затем приплюснуть его в лепешку, вот , что у нас получается (дети выполняют)
-У сердечка есть небольшая выемка и мы сейчас ее с вами сделаем.
-Вот и получились у нас с вами замечательные сердечки.
Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Оборудование: стаканчики с водой, акварельные краски, кисточки, салфетки, фартуки.
Ход занятия
Дети раскрашивают красками «Сердечки».
Занятие20. Тема: «Подарок папе»
Программные задачи: Продолжать учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей и величины. Закреплять знания о видах транспорта. Развивать воображение, внимание, память.
Ход занятия: Для лепки машинки нам потребуется разделить кусок теста на 2 части: одна больше, другая меньше. Из большой части надо скатать сначала ровный шар, а затем небольшую колбаску. двумя указательными пальцами обеих рук слегка надавить на концы колбаски – это кузов автомобиля. Из второй части надо слепить колеса и фары. Скатываем 4 шарика и немного сплющиваем их тупым концом простого карандаша а также приклеиваим к кузову, а на фары приклеиваем паетки.
Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Оборудование: стаканчики с водой, акварельные краски, кисточки, салфетки, фартуки.
Ход занятия
Дети раскрашивают красками «Машинки».
Март
Занятие 22. Тема: «Ромашки»
Программное содержание: учить создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.
Воспитатель (В.). Ребята, вы все, наверное, любите дарить мамам цветы? В доме сразу становится празднично, нарядно, когда появляется букет. Вот и я предлагаю вам подарить сегодня маме цветок. Только мы не будем покупать его в магазине, не пойдем на грядку или на луг. Мы сделаем его своими руками. И это будет цветок – ромашка.
Этот полевой цветок я и предлагаю вам сделать.
Демонстрация и рассматривание панно «Ромашка».
В. Делать нашу ромашку мы будем из соленого теста.
Взять желтое тесто, скалкой раскатать лепешку. Приложить лекало сердцевины, и вырезать его стеком. Перенести полученный круг на бумажную заготовку ромашки. Часть теста потереть на мелкой терке на серединку цветка. Из красного теста скатать шарик, сдавить слегка с боков для получения вытянутой овальной формы. Черной гуашью нанести точки, нарисовав головку. Намочить низ божьей коровки водой, разместить на ромашке.
Раскатать лепешку из красного теста, приложить лекало бабочки, стекой вырезать по контуру. Разрисовать гуашью, намочить низ и разместить на ромашке.
Из остатков желтого теста можно сделать пчелку и также разместить ее на ромашке.
Заключительная часть
У вас получились чудесные цветы. Вы все очень старались, вложили в свои работы частичку своего сердца, согрели их теплом своих рук. А теперь послушайте стихотворение о цветах:
Цветы для мамы
Я пришел сегодня к маме с поздравленьем и цветами.
Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Оборудование: стаканчики с водой, акварельные краски, кисточки, салфетки, фартуки.
Ход занятия
Дети раскрашивают красками «Ромашку».
Занятие24.Тема: «Грибочки»
Тема: «Лепка грибов из соленого теста».
Программное содержание:
Познакомить детей с выполнением аппликации способом насыпания и приклеивания пшена. Развивать тонкие движения пальцев рук. Воспитывать умение согласовывать свои действия с работой коллектива. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Учить лепить из частей, делить куски на части. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм. Воспитывать усидчивость, взаимопомощь.
Материалы:
Соленое тесто двух цветов (желтого и коричневого, доска для лепки, клей, кисточки для клея, заготовка для полянки в виде круга, пшено, влажные салфетки, иллюстрации с изображением грибов.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель:Ой, ребята, а кто это у нас тут?
Ежик: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель:Здравствуй, ежик. А что ты такой грустный?
Ежик: Я не могу найти грибочки в лесу.
Воспитатель: Не переживай, ежик, мы тебе поможем. Так ведь, ребята?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, а чем ежик питается?
Дети: Яблоки, ягоды, грибы.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Ребята, поможем ежику найти грибы в лесу?
Дети: Да
Воспитатель: Так что ежик, не переживай, мы сейчас с ребятами слепим для тебя грибочки.
Основная часть
Воспитатель: Прежде чем приступить к лепке грибов, нужно сделать для них полянку. Какого цвета полянка бывает весной?
Дети: Зеленая.
Воспитатель: Правильно. Вот у меня есть одна полянка, но ее еще нужно украсить, сделать красивой. Чем мы ее будем украшать? Что лежит у нас на столе?
Дети: Пшеном.
Воспитатель: Правильно. Сначала всю поверхность полянки мы намажем клеем, а потом будем круговыми движениями сыпать пшено по всей поверхности полянки. Помогайте мне.
Коллективная работа
Воспитатель: Вот какая красивая красивая поляна для грибов у нас получилась.
А теперь садитесь за столы, будем лепить грибочки для ежика.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, а что у вас на столах? Из чего мы будем лепить грибочки?
Дети: Из теста.
Воспитатель: Правильно. А из каких частей состоит грибочек?
Дети: Из ножки и шляпки.
Возьмите кусочек теста и разделите на две равные части, для двух грибочков. Теперь возьмите кусочек еще кусочек теста и его тоже разделите на две части. Сначала мы будем лепить ножку. Вот так. (В воздухе показываем прямые движения рук.) Показывайте вместе со мной. А потом будем лепить шляпку. Скатаем шарик круговыми движениями рук. Вот так. Потом сплющиваем между ладошками. Получится блинчик. Это наша шляпка. Ее приклеиваем на ножку и получается грибочек. Приступаем к работе.
Лепка грибочков.
Заключительная часть.
Дети ставят готовые грибочки на полянку. Воспитатель и дети подходят к ежику, приносят ему грибочки.
Ежик: Вот, ребята, какие вы все хорошие, добрые, старательные!
Помогли мне, старику ежику. Теперь я зимой не буду голодным.
Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Оборудование: стаканчики с водой, акварельные краски, кисточки, салфетки, фартуки.
Ход занятия
Дети раскрашивают красками «Грибочки».
Апрель
Занятие 26. Тема: «Цыплята»
Программное содержание: закрепление технических навыков и приемов лепки из теста, лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их, учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи, воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.
Оборудование: разрисованная "поляна сказок", выполненная из картона, декорации леса, деревья из картона, домик, тесто для лепки, стеки, краски, стаканчики с водой, кисти, подставки, салфетки, аудиокассета с записью "звуки природы", музыкальная заставка "В гостях у сказки".
Сообщение темы занятия
Воспитатель: Давным-давно, в сказочном лесу жили-были разные звери. Они умели разговаривать и с ними приключались разные волшебные истории. Мы с вами сегодня будем добрыми волшебниками! Мы слепим и раскрасим лесных зверей, поселим их на полянку и придумаем новую сказку с хорошим концом.
Разминка: Упражнения для развития мелкой моторики.
Стоя, хлопки руками по коленям два раза, затем скрестить руки, вновь два хлопка по коленям. 4-5 раз.
Кулак-ладонь. Правая рука сжата в кулак, левая ладонь разжата. Поочередно меняем движения рук.
Массаж кистей рук шестигранными карандашами: растирание ладоней и пальцев, поворачивание карандаша между пальцев.
"Медведь лезет на сосну". Перебирать карандаш пальцами правой руки снизу вверх.
Основная часть
Закрепление последовательности лепки. Перед детьми схемы с изображением последовательности работы. Опрос детей. Что мы делаем сначала? На сколько частей делим тесто? Какого размера должно быть туловище, а какого голова? Как нужно прикреплять мелкие детали? Зачем нужно смачивать пальчики водой?
Дети самостоятельно выбирают, что они хотят слепить и лепят по замыслу. Звучит музыка "Звуки природы". Воспитатель помогает детям, если есть необходимость. Напоминает, что работать с тестом нужно быстро, не крошить на мелкие части, ставить фигурку устойчиво на подставку. Сплющивать ушки, оттягивать носик, лапки прикреплять с боков туловища, слегка смачивая водой детали. Готовые фигуры ставят на подставку, и оставляют до следующего занятия. Моют руки, вытирают салфетками. Убирают оборудование на поднос.
Завершение занятия
Воспитатель от имени всех персонажей благодарит детей за помощь и участие. Подчеркивается роль каждого участника. Ведь благодаря усилиям каждого из вас, ребята, звери снова смогли вернуться в свой любимый дом. Это вы помогли им встретиться. Вы настоящие волшебники!
Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Оборудование: стаканчики с водой, акварельные краски, кисточки, салфетки, фартуки.
Ход занятия
Дети раскрашивают красками «Цыплят».
Занятие 28. Тема: «Рыбки»
Программное содержание: закрепление технических навыков и приемов лепки из теста, лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их, учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи, воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.
Оборудование: тесто, стеки, вода, краски, кисти, колпачки от фломастеров, иллюстрации картин по теме «Рыбы», репродукции.
Ход занятия
Эмоциональный настрой. Улыбнись – и доброту Делать не устанешь, И полюбишь красоту, И умняшкой станешь!
Организационный момент
Приветствие. Проверка рабочих мест и наличия оборудования.
Сообщение темы занятия
Сегодня, ребята, вы будете лепить рыбку.
Основная часть
Давайте рассмотрим изображение рыбки. Какая она? Серебристая, плоская, в чешуе. Покажите с помощью ладошек, как она плавает. Расскажите, где живут рыбки.
Чтобы слепить рыбку, нужно скатать из теста шар, а потом его расплющить в овал. В одной стороны вытянуть носик, с другой — хвостик. С помощью стеки прорисовать хвостик и плавники. Колпачком от фломастера пропечатать чешую.
Физкультминутка
Подвижная игра «Рыбки в море»
Занятие 29. Тема: «Раскрашивание красками «Рыбки»
из соленого теста».
Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Оборудование: стаканчики с водой, акварельные краски, кисточки, салфетки, фартуки.
Ход занятия
Дети раскрашивают красками «Рыбку»
Май
Занятие 30. Тема: «Лепка божьей коровки из соленого теста».
Цели занятия. Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Учить детей использовать разные приемы лепки из теста: скатывание, расплющивание, Учить детей создавать несложную композицию из двух элементов.
Материалы для занятия. Готовое соленое тесто, трафареты осенних листьев (липа, берёза, клён), стеки, противень.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, попробуйте угадать, к кому обращают следующую присказку: « полети на небко, там твои детки кушают конфетки, всем по одной, а тебе ни одной». Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, божья коровка - симпатичный маленький жучок, с ярко-красной или оранжевой спинкой, украшенной чёрными точками. Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать с помощью маленьких крылышек. Хотя божьи коровки очень маленькие жучки, но они приносят людям большую пользу, так как поедают вредных для сельского хозяйства насекомых (тлей, клещиков и личинок). Яркая окраска божьих коровок предостерегает птиц о том, что насекомые с такой окраской несъедобны. Зимой, как и многие насекомые, божьи коровки спят. С приходом холодов они прячутся в земле или под корой деревьев и просыпаются только весной, когда пригреет солнышко. А чтобы вы знали, как выглядят эти красивые жучки, мы вылепим их из солёного теста. Чтобы начать работу, нам с вами нужно размяться, подготовиться к работе. Физкультминутка «Жук».
На лужайке по листочкам Жук летал в цветном платочке. (Дети свободно бегают по группе.) Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с листочками дружу. (Останавливаются, встают прямо.) Тихо на ветру качаюсь, (Наклоны туловища вправо-влево.) Низко, низко наклоняюсь. (Наклоны туловища вперёд-вверх.) На листочке посидел, (Приседают.) Отдохнул и полетел. (Бегают и садятся на свои места.)
Приступаем к лепке божьей коровки. Дети, возьмите небольшой комочек теста и скатайте маленький шарик. Стекой сделайте надрез на середине шарика - это крылышки на спинке божьей коровки. Затем острым концом стеки точками обозначьте контур головки. Божья коровка готова, переложите её на противень для просушки.
Дети, у вас получились чудесные работы и вы будете знать, как как выглядит божья коровка.
А сейчас мысленно посадите божью коровку на ладошку и проговорите ей присказку: « Божья коровка, полети на небко, там твои детки кушают конфетки, всем по одной, а тебе ни одной».
Дети проговаривают присказку и в конце провожают божью коровку взглядом и произносят звук «ж-ж-ж».
Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Оборудование: стаканчики с водой, акварельные краски, кисточки, салфетки, фартуки.
Ход занятия
Дети раскрашивают красками «Божью коровку».
Занятие 32. Тема : «Колобок»
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с героями русской народной сказки «Колобок», побуждать проговаривать слова песенки из сказки. Познакомить с понятием «дикие животные». Добиваться произношения звуков «р», «у». Знакомить с повадками диких животных, учить имитировать их повадки. Учить различать и находить предметы круглой формы. Продолжать учить лепить предметы круглой формы. Обогащать словарь детей: «дикие животные», «шарообразный».
Ход занятия.
Воспитатель: «Ребята, а вы любите сказки? (отв.) Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, я нашла вот эту красивую, сказочную коробочку. Хотите узнать, что в
ней находится? Тогда, скажите мне, кто от бабушки ушел? Кто от дедушки ушел?
(колобок) Давайте откроем коробку и посмотрим, кто же там сидит? (открывают коробку, воспитатель достает колобка). Дети, кто это? (колобок) Колобок сказал мне на
ушко, что тоже хочет побыть у нас на занятии. Хотите, чтобы колобок остался у нас?
А колобок хочет, чтобы вы ему рассказали какой он. (Подносит колобка к каждому ребёнку, дети обследуют его на ощупь.) Какой он? (мягкий, тёплый, круглый) Какого
он цвета? (жёлтого) Какой колобок по форме? (круглый, шарообразный)
Что –то наш колобок грустный. Он говорит, что ему скучно одному. А хотите ему помочь?
Давайте, слепим его из теста?
Психогимнастика:
А теперь закроем глазки и представим, что у нас в руках колобок. Сначала он холодный, потом становится теплее и стал совсем горячий. Положите его на стол и потрясите ручками. А теперь посмотрите, как я буду лепить колобок. (Воспитатель лепит колобок со словами) .
Я с утра взялась за дело
Тесто я в руках согрела
И слепила колобок
Колобок румяный бок,
У него и нос и рот
Жаль, что песен не поёт!
Ребята, а теперь вы заверните рукава и тоже принимайтесь за дело. (Дети лепят колобка) Какие вы молодцы! Каких вы колобков слепили! А теперь давайте их рассмотрим. Программное содержание: развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Оборудование: стаканчики с водой, акварельные краски, кисточки, салфетки, фартуки.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2013 г.
Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.:ТЦ «Сфера», 2000.
Мониторинг реализации рабочей программы кружка
Цель: определить степень достижения планируемых результатов рабочей программы и уровень развития художественно-творческих способностей ребенка.
Мониторинг основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в рабочей программе. Мониторинг проводится 1 раз в год.
Диагностика уровня художественно-творческого развития детей дошкольного возраста базируется на требованиях «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой и позволяет выявить качественный и количественный уровни усвоения материала, что дает возможность наглядно увидеть слабые стороны в усвоении рабочей программы каждым ребенком и, соответственно, целенаправленно и продуктивно организовать творческую деятельность.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в рабочей программе
Для текущего оценивания используются субъективные методы: наблюдение, самооценку, самоанализ и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, процесс творческой деятельности, анализ продуктов детской деятельности.
В качестве критериев оценки были выделены:
Проявление интереса к тестопластике.
Самостоятельности при реализации замысла
Составляет композицию из отдельных элементов.
Умение использовать стеку при лепке из теста
Оригинальность предлагаемых художественных решений.
Соответственно были обозначены следующие уровни:
Низкий уровень (1 балл).
Эпизодически проявляет интерес к тестоплатике. При реализации замыла просит взрослого о помощи. Композиция лепного изделия проста по форме и количеству элементов. Не присутствует творческое решение замысла. Технические навыки слабо сформированы. Работа не отличается аккуратностью. Рабочее место и инструменты приводит в порядок после индивидуально адресованного указания.
Средний уровень (2 балла).
Проявляет неустойчивый интерес к работе с соленым тестом. Стремится к проявлению самостоятельности при реализации замысла, но требует утвердительного одобрения взрослого. Ребенок способен самостоятельно составить композицию из отдельных элементов, но не всегда подбирает гармоничные цвета при придании художественного образа лепному изделию. Технические навыки сформированы по возрасту. Проявляет аккуратность при работе с материалами, но не приводит в порядок рабочие инструменты.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок проявляет устойчивый интерес к тестоплатике. Проявляет самостоятельность и творчество при реализации замысла. Составляет разнообразные композиции с большим количеством дополнительных элементов. Использует дополнительные материалы в декорировании изделия. Имеет четкие представления о сочетании цвета и применяет их при реализации художественного решения. Технические навыки при работе с материалами и инструментами сформированы в полном объеме. Работа и рабочее место отличается аккуратностью. Инструменты после работы приводит в порядок.
№ п./ п. Фамилия имя ребенка
Проявление интереса к тестопластике
Самостоятельности при реализации замысла
Составляет композицию из отдельных элементов
Умение использовать стеку при лепке из теста
Оригинальность предлагаемых художественных решений