«Тестопластика как средство творческого воображения у дошкольников»
«Тестопластика как средство творческого воображения у дошкольников»
Мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности является лепка.
Лепка – это самый осязаемый вид художественного творчества. В последнее время очень популярным материалом для лепки стало солёное тесто.
Тесто – это прекрасный, экологически чистый, мягкий, пластичный и универсальный материал, который даёт возможность воплощать самые интересные идеи и замыслы. Таким образом, тестопластика обладает большим развивающим потенциалом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Тестопластика как средство творческого воображения у дошкольников»»
«Тестопластика как средство творческого воображения у дошкольников»
«Истоки способностей и дарований детей – на
кончиках их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли».
(В. А. Сухомлинский).
Дошкольный период – яркая неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с окружающим миром, происходит приобщение детей к культуре, к общечеловеческим ценностям. Художественно – эстетическое воспитание – один из важнейших компонентов процесса формирования всесторонне развитой личности и играет важное значение для развития творческого воображения детей.
Воображение – это создание нового в форме образов представлений. Воображение – познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтетическую деятельность, позволяющей выделять отдельные части и признаки предметов или явления, объединять в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинацию.
Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям. Степень создания человеком новых образов и осознанности этих образов:
– непроизвольное или пассивное воображение – новые образы возникают под воздействием мало осознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «бездумного отдыха».
– произвольное или активное воображение – это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности.
По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, репродуктивное, творческое.
Воссоздающее или репродуктивное воображение – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно для данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры.
При чтении художественной и учебной литературы, при изучении географических, исторических и других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем говорится в этих источниках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить художник, писатель, рассказчик.
Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение .
Б.М. Теплов о воображении: «Воображение – это создание новых образов на материале прошлых восприятий. Нигде, однако, воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества».
Воображение можно тренировать и развивать, как любую сторону психического облика человека. Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам.
Считаем, что одним из эффективных средств для развития творческого воображения являются занятия по тестопластике.
Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, рисунке или поделке! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому "танцу" рук – лепка. Существует огромное количество материалов для лепки: глина, пластилин, гипс, тесто, снег, песок, хлеб, воск.
Из всевозможных материалов мною было выбрано тесто, которое стала использовать в своей работе с детьми.
Соленое тесто – простой и доступный материал в условиях детского сада, который без особых хлопот и без обжига обеспечивает достаточную сохранность готовых поделок.
Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. Непосредственная образовательная деятельность с тестом способствует развитию речи детей. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.
Особое влияние тестопластика оказывает влияние на развитие детского творчества, фантазии. Развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ.
Лепка из соленого теста не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и помогают ему почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать из него образ, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Она пробуждает интеллектуальную и творческую активность ребенка, учит планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
И самое главное – тестопластика вызывает у детей большой интерес. Во время работы с тестом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда. И хотя создание поделок из соленого теста часто сопряжено со сложностью технического выполнения, в преодолении трудностей дошкольники получают удовольствие и эмоциональное удовлетворение. Дошкольники с большим увлечением изготавливают поделки из соленого теста, которые затем охотно используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Детские работы украшают интерьер детского сада.
План работы кружка «Тестопластика»
№ п/п
Тема
Цель
Краткое описание
1
Вводное занятие
Развить общее понятие о тестопластике. Техники безопасности.
Краткий рассказ о технологии изготовления изделий из соленого теста.
2
Способы лепки
Показ приемов лепки. Вызывать желание создавать рабочее пространство.
Оборудования рабочего места. Принадлежности необходимые для лепки. Сведения о материалах для изготовления изделий.
3
Лепим Снегурочку из пластилина.
Показ приемов лепки из пластилина. Развитие мелкой моторики рук. Закрепляем знакомые приемы лепки из пластилина.
Работаем с пластилином для сравнения. Поэтапно лепим Снегурочку.
4
Путешествие в «Круглую страну»
Продолжить развивать знания о тестопластике. Познакомить детей с формой круга и шара, находить между
ними различие; учить формообразующему движению – скатывание
Краткий рассказ о тестопластике. Найти различия соленого теста от пластилина.
Продолжить рассматривать приемы лепки из соленого теста.
4
Работа с красками
Раскрашивание кругов и шаров слепленных на предыдущем занятии Продолжать воспитывать усидчивое, бережное отношение к продуктам своего и чужого труда, материалу;
Развивать мелкую моторику рук.
Работаем с красками. Показ схемы размешивания цветов.
5
«Золотая Рыбка»
Рассказ о значении барельеф.
Учить в лепке знакомые способы работы на поверхности;
Продолжить развивать мелкую моторику рук.
Лепим изделия на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью.
Окончание таблицы
№ п/п
Тема
Цель
Краткое описание
6
Раскрашивание красками «Золотую Рыбку»
Развивать творческое воображение;
Учить раскрашивать изделия красками.
Продолжать воспитывать усидчивое, бережное отношение к изделиям своего и чужого труда.
Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Создаем небольшую композицию с помощью самых разных материалов.
7
«Сказочный снеговик»
Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы.
Учить детей расплющивать исходную форму (шар). Лепить из частей, разделяя кусок на части, выдерживая соотношения пропорций по величине. Закреплять знания геометрических форм.
7
Раскрашивание «Сказочного снеговика» красками
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками.
Продолжать воспитывать усидчивое, бережное отношение к изделиям своего и чужого труда.
Раскрашиваем красками. Работа с красками.
7
«В лесу родилась ёлочка»
Учить детей лепить елочку модульным способом, воспитывать у детей любовь к окружающей природе, передавать красоту елочки, добиваться выразительной формы.
Из соленого теста сделать слои для елки, соединить их и оставить их застывать.
8
Раскрашивание красками «В лесу родилась ёлочка»
Учить раскрашивать изделия красками.
Продолжать воспитывать усидчивое, бережное отношение к изделиям.
Развивать мелкую моторику рук.
Раскрашивание изделия из соленого теста красками.
15
«Сказочный домик»
Знакомить с техникой. Ознакомить с предстоящей работой с родителями.
Проявить желание к самостоятельной работе с родителями.
Дети знакомятся с предстоящей работой с родителями.
Мастер класс в умении облеплять банку с окнами – получая образ сказочного домика.
16
Создаем интерьер для «Сказочного домика-подсвечника»
Воспитывать аккуратность.
Вызвать интерес и желание украсить интерьер.
Создаем интерьер для маленького сказочного мира.
17
Итоговое занятие «Галерея звезд». Знакомство с работами. Выставка.
Контроль знаний и анализ работ по рассказу. Развивать умение пересказывать по совместно придуманному рассказу.
Рассматривание работ. Дети знакомят свое изделие рассказывая по придуманной сказке.
Лепка – самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие изобразительные способности [4].
Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность, дает простор детской фантазии. В последнее время в дошкольных учреждениях часто стали использовать соленое тесто. Поделки из соленого теста принято называть тестопластикой.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространстве.
Соленое тесто – самый безопасный и экологичный материал для занятий лепкой с детьми. Техника работы с солёным тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени на подготовку исходного материала. Приёмы изготовления из солёного теста очень схожи с приёмами работы с пластилином.
Для развития творческого воображения для детей мы организовали кружок «Тестопластика». Цель кружка: развитие художественных и творческих способностей детей, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности.
Занятия проводятся два раза в неделю. Презентация персональной выставки ребенка является результатом продуктивной деятельности, персональной и социально значимой. По итогам работы кружка проводится выставка работ «Галерея звезд». К работе кружка активно привлекаются родители. Для них проводятся специальные консультации и мастер-классы. Проведенные с детьми тесты по уровню развития творческого воображения на констатирующем и контрольном этапах работы показали положительные результаты.
Таким образом, занятия тестопластикой являются эффективным средством развития творческого воображения детей дошкольного возраста.