Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема проекта: «Буквы, мы вас знаем»»
Тема проекта: «Буквы, мы вас знаем»
Актуальность проекта Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте. В современной литературе представлены разные методики и технологии обучения грамоте (Д. Б. Эльконин, Т. А. Ткаченко, Г. А. Каше, В. Н. Зайцев, О. С. Гомзяк, Н. В. Нищева). Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, ребенок осваивает совершенно новые формы умственной и языковой деятельности. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами. У детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с ТНР является обучение грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Дети с ОНР испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяется освоение детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы. Без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к звуковому анализу, невозможно успешно постичь азы чтения и письма. Поэтому разработка образовательного проекта по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности является наиболее эффективной формой работы по данному направлению. Вид проекта: образовательный, творческий, коллективный, долгосрочный. Продолжительность проекта: сентябрь — май Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР в возрасте от 6-ти до 7-ми лет, учитель-логопед, воспитатели, родители. Проблема. У детей с тяжелыми нарушениями речи недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте. РЕКЛАМА Образовательная область: речевое развитие Цель. Развитие речевых, познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления с буквами русского алфавита, их акустическом образе и графическом изображении. Задачи: Для детей: Формирование навыков звукового анализа и синтеза, фонематического слуха и восприятия. Ознакомление детей с буквами русского алфавита. Формирование представлений детей о том, чем звук отличается от буквы Формирование навыка составления и чтения слогов, слов с пройденными буквами. Формирование навыка составления и выкладывания букв из палочек, мозаики, шнурочков, конструктора; изображения из пластилина, глины, соленого теста, способ аппликации и оригами; рисования на бумаге, на песке. Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами. Воспитание самостоятельности, инициативности, любознательности у детей в процессе совместной деятельности с взрослыми. Для родителей: Повышение эффективности коррекционной работы по подготовке детей к обучению в школе посредством взаимодействия с родителями. Познакомить родителей с играми и упражнениями для более легкого запоминания детьми букв и различения их среди других букв; Для педагогов: 1. Знакомство со специальными методами и приемами в проведении игр и упражнений по ознакомлению детей с буквами русского алфавита и профилактике нарушений чтения и письма у детей с ТНР. Образовательные области винтеграции: Социально-коммуникативное развитие: развитие речевого общения воспитанников умения придерживаться правил и норм поведения в процессе совместной деятельности. Познавательное развитие: развитие познавательного общения, совершенствование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы. Художественно-эстетическое развитие: развитие творческого воображения и художественных способностей, в процессе изображения и составления букв из различных материалов (пластилина, бумаги, конструктора и др.) Физическое развитие: развитие координации движений мелкой моторики обеих рук. Предпосылки учебной деятельности. − формирование предпосылок к освоению грамоты; − формирование коммуникативных навыков, умению слушать и слышать; − совершенствование навыков чтения; − развитие произвольности, умения доводить начатое дело до конца; − воспитание стремления к получению знаний Предполагаемые результаты: Для детей: Развитие всех структурных компонентов речи воспитанников группы компенсирующей направленности с ТНР через организацию традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения. Готовность к обучению в школе. Умение читать слоги, слова, короткие предложения на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Умение «печатать» буквы; выкладывать из палочек, мозаики, шнурочков, пуговиц, ракушек, геометрических плоскостных фигур; лепить из пластилина; конструировать из бумаги и конструктора. Для родителей: Проведение итогового мероприятия для детей и родителей с выставкой творческих работ (объемных букв) и тематических буклетов. Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе. Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках проведения мероприятий в целях привлечения родителей к воспитательно-образовательному процессу. Для педагогов: Разработка и проведение открытых педагогических мероприятий с детьми групп компенсирующей направленности (экскурсий, конкурсов, праздников) с использованием нетрадиционных форм и методов работы. Обобщение опыта по реализации проекта в виде презентации проекта и авторского методического пособия «Буквы, я вас знаю» для детей старшего дошкольного возраста. Условия реализации проекта. − методическое обеспечение (планы, конспекты занятий, методическая литература); − материально-техническое обеспечение (компьютер, интерактивный комплекс «МЕРСИБО», дидактические пособия и игры (в том числе авторские), материалы для детского творчества. Формы реализации проекта: Непрерывная непосредственно образовательная деятельность детей. Самостоятельная деятельность детей. Взаимодействие с родителями. Этапы исроки реализации проекта: План реализации проекта 1 этап. Подготовительный (сентябрь— октябрь) − Определение целей и задач проектной деятельности; − Изучение методической литературы по обучению грамоте; − Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта; − Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта; − Составление плана проектной деятельности; − Диагностика речевого развития детей (учитель-логопед); − Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте; − Изготовление дидактических игр, схем, карточек; − Подборка стихов о звуках и буквах. 2 этап. Основной (ноябрь— апрель) − Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте; − Проведение дидактических игр по обучению грамоте; − Промежуточная диагностика детей (воспитатели); − Изготовление детьми на занятиях и в домашних условиях букв из различных материалов (согласно плану по ОГ); − Использование учителем -логопедом дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;(авторское пособие, интерактивный комплекс «МЕРСИБО», презентации, компьютерные игры: «Учимся играя», «Баба-Яга учится читать» и т.д − Консультация для педагогов: «Особенности обучению грамоте в логопедической группе для детей с ОНР»; − Консультации для родителей: «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов»; «Подготовка руки к письму»; − Папка-передвижка «Непослушные буквы» − Изготовление и выкладывание букв из различных материалов (марблс, палочки, спички, пуговицы, и т. д.) 3 этап. Заключительный (апрель- май) − Круглый стол для родителей «Моя любимая буква»; − Организация выставки букв, изготовленных из различных материалов, в процессе непосредственной деятельности с воспитателем; − Отчёт о реализации проекта на родительском собрании; Образовательные продукты проекта Для детей Для логопеда Для педагогов Для родителей 1. Альбом с изученными буквами «Мои Буквы» из различных материалов; 2.Презентация своей любимой буквы выполненной совместно с родителями из различных материалов. 1. Разработка авторского пособия по ознакомлению детей с буквами, предупреждению ошибок чтения и письма «Буквы, я вас знаю»; 2. Участие в профессиональном конкурсе «Логопедическая изюминка» с пособием. (III место в номинации «Коррекционная работа с детьми» 1.Оформление картотеки игр и заданий по формированию фонематического слуха и восприятия; 2. Разработка наглядного материала «Наши буквы», изготовленных из различного материала для использования в работе педагогами ДОУ. 1.Мастер-класс для родителей на тему: «Буквы, мы вас знаем»; 2. Оформление выставки «Моя любимая буква». Значимость ирезультативность проекта. Данный проект может быть использован родителями в домашних условиях, педагогами в практике ДОУ, педагогами коррекционных образовательных учреждений в работе с детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Его применение приведет к достижению новых результатов в образовательной практике. В результате реализации проекта, его основные участники — дети познакомились со звуками и буквами, усвоили буквы, умеют их сравнивать и правильно писать, выкладывать из буквенного конструктора, мозаики, лепить, рисовать, создавать способом оригами, научились делать звуко-буквенный анализ и синтез слова, а также читать. Педагоги повысили профессиональную компетентность в вопросах обучения грамоте чтению дошкольников, пополнили картотеку игр и заданий по развитию и формированию языкового анализа и синтеза. В ходе проекта разработано авторское пособие «Буквы, я вас знаю». Родители познакомились с методикой обучения детей чтению, с заданиями, построенными в игровой форме, а также задумались над тем, как способствовать тому, чтобы чтение стало для ребенка интересной деятельностью. Литература: Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6–7 лет. Альбом № 1, 2,3 упражнений по обучению грамоте детей в подготовительной к школе логогруппы / О. С. Гомзяк. — М.: Гном, 2014. — 32 c. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, Соболева, А. Е. Как подготовить ребенка к обучению грамоте / А. Е. Соболева. — М.: Детство-Пресс, 2014. — 112 c. Основные термины (генерируются автоматически): буква, ребенок, грамота, обучение, родитель, компенсирующая направленность, ознакомление детей, подготовка детей, реализация проекта, русский алфавит.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: Стяпшина, Л. Н. Инновационный педагогический проект в подготовительной логопедической группе для детей с ТНР «Буквы, мы вас знаем» / Л. Н. Стяпшина, Л. А. Мурыгина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15501/ (дата обращения: 09.10.2024).