kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Техника друдлы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Техника друдлы -как средство развития речи и творческих способностей детей дошкольного возраста.Результаты, которые достигаются благодаря данной технике.Как играть с ребенком в друдЛЫ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Техника друдлы"»

Уважаемые коллеги! Тема моего семинара : «Техника друдлы -как средство развития речи и творческих способностей детей дошкольного возраста».

Эпиграфом к нему я хочу взять слова: «Учитесь у детей иногда быть детьми. Дети как никто видят самые оригинальные картины в окружающем нас мире».

Сегодня я предлагаю поговорить о творческом или креативном, как сейчас модно говорить, мышлении. Потому что в наше время именно эти понятия сразу обращают на себя внимание. Существует множество методик и тренингов, развивающих эти навыки современного человека. И мы, педагоги, не должны забывать о том, что в дошкольном детстве формируются основы творческого мышления. Впрочем, разве мы забываем об этом! Существует мнение, что творческому мышлению научить невозможно. Но я уверена, что вы со мной согласитесь, что это не так. Безусловно, врождённые способности очень важны, но без своевременного их развития, обучения и воспитания даже одарённый ребенок, став взрослым, не сможет мыслить, а тем более, действовать творчески! Давайте вспомним, что такое творческое мышление? Это вид мышления, продуктом которого является появление чего-то нового! Это определённый способ мыслить, это процесс, ведущий к появлению новых интересных аспектов, теорий, предметов и явлений. Здесь большое значение имеет латеральное мышление (Эдвард де Боно) – умение мыслить нестандартно, эвристично, с разных точек зрения, находить новые пути достижения цели. И тут уместно вспомнить, что одним из ключевых требований нынешнего времени в обучении детей является не механическое приобретение определённых знаний, а изыскание путей их обретения! Т. е. развитие латерального мышления. Чем же мы можем помочь нашим воспитанникам?

Педагоги старшего поколения вспомнят и улыбнутся, что все новое – это давно забытое старое, я поведу речь о забавных, весёлых задачках для детей.

Как часто вы вспоминаете игры, в которые играли в детстве? Это и подвижные игры на скорость, реакцию, выносливость. Но вы наверняка и вспомните игры на смекалку и сообразительность.

Игры с начертанием на песке или мелом на стене линии, геометрические фигуры или просто размытые кляксы. Потом предлагалось угадать: «На что похоже?». Предлагалось масса ответов и, как правило, правильным считался самый необычный ответ, который даже не мог никому прийти в голову. Этот человек и считался победителем. Как и в этой игре нашего детства, так и в игре так и в самой технике «Друдлы» – правильного ответа просто не существует. Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ, и игра могла продолжаться бесконечно.

В друдлы могут играть люди любого возраста. Самая главная цель: «Учиться видеть необычное в обычном». В данном семинаре я хочу познакомить Вас с тем, как использовать технику друдлы для развития креативного мышления.

Что же такое-друдлы?

Друдлы (или по-английски droodles) – это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах.

Название droodle происходит, как комбинация трех слов "doodle" (каракули,"drawing" (рисунок) и "riddle" (загадка). Даже само название изобретения целиком отражает креативное мышление своих авторов. Стоит отметить, что друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии.

Что же педагогу дает техника Друдлы :

  • способствует развитию образного мышления, как у взрослых, так и у детей; развивает воображениекреативное мышление; творческие способности моих воспитанников и учит мыслить не стандартно. Мне как педагогу, техника так же позволяет лучше осознать психологию ребенка (на картинках можно увидеть то, что ему близко по духу, по настроению на данный момент). - повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи и творческих способностей детей дошкольного возраста;

Что дает ребенку:

– развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей;

– развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;

– развитие речи, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую. Если заниматься друдлами в паре со своим ребенком без общения просто не обойтись. Вы стараетесь обговорить линии, фигуры, задаете вопросы: «На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?». Ребенок отвечает, проговаривает слова, звуки.

- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого и творческого развития дошкольников.

Как креативно расшифровать «Друдл»:

1. Составить ассоциативные ряды;

2. Посмотреть на рисунок под разными углами, повернуть его на один бок или на другой, посмотреть вид сверху или снизу;

3. Некоторые части рисунка представить объемными;

4. Соотносить с абстрактным рисунком привычные объекты и наделять их невероятными способностями.

Результаты, которые достигаются благодаря данной технике:

1. Развитие у детей образного и логического мышления.

2. Расширение сознания, снижение боязни проявлять инициативу.

3. Снижение уровня тревожности из-за боязни неправильных ответов. Все ответы детей принимаются.

4. Повышение интеллектуального уровня.

5. Развитие воображения.

6. Развитие коммуникативных навыков и речи в целом, т. к. когда я рисую, то проговариваю то, что я рисую.

А еще, друдл – это веселое занятие для всей семьи, увлекательные конкурсы для компании, головоломка для ребенка.

Как играть с ребенком в друдЛЫ


Вербально :Первые друдлы удобно сделать на картонных карточках. Так ребенок не будет отвлекаться на другие рисунки и сможет легко поворачивать картинку . 

Игра «Придумай название друдлу». Можно предложить задание ребёнку одному, а можно поиграть всей семьёй. Чтобы придумать больше интерпретаций, необходимо составить ассоциативные ряды, смотреть на рисунок под разными углами, некоторые части рисунка делать объёмными, соотносить с абстрактным рисунком привычные объекты и наделять их невероятными способностями. За каждое название – фишка. Побеждает тот, у кого будет больше фишек.

Игра «Что за зверь (кухонный предмет и т.п.)». Попробуем ограничить тему ответов, например, вопросом, а что это за зверь? Сузив область поисков, мы поможем ребёнку сосредоточиться. И ему будет проще увидеть в каракулях, например разных зверей. При затруднении ребёнку предлагайте свои версии. Объясняйте, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. Что делать, если малыш настаивает на единственном правильном ответе - поверните картинку на 90 градусов.

Не вербально: Предложите детям друдлы для рисования. Рисовать можно на определенную тему, по самостоятельному замыслу. Каждый ответ на вопрос “Что здесь нарисовано”, данный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание. Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги что – то свое. То что он сам захочет.
Вы отдельно на другом белом листе черным карандашом рисуете линии, кляксы. Словом все, что приходит вам в голову.
Предложите ребенку поменяться рисунками. На рисунке ребенка подрисуйте линии своим черным карандашом. И так чтобы эти линии не соприкасались с общими линиями рисунка ребенка.

Игра «Дорисуй картинку». Перед ребёнком положить лист, на котором нарисован друдл. Предложить дорисовать и назвать рисунок. Каждый ответ на вопрос «Что здесь нарисовано», данный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание, речь.

Игра«Что я нарисовал (а)». Нарисуйте друдл сами и предложите ребёнку угадать, какое название вы придумали для этого друдла.

Игра «Придумай и нарисуй друдл». Предложите ребёнку нарисовать друдл, придумать название, но вам не говорить. А вы постарайтесь отгадать, что задумал ребёнок. Это позволит развить у ребёнка не только воображение, но и умение вести диалог.

А сейчас я предлагаю вам – уважаемые педагоги, поучаствовать в игре « Я вижу необычное в обычном». Перед Вами листы бумаги, на которых Вы видите что-то « необычное», вам нужно включить всю вашу фантазию, всё своё воображение и нарисовать предмет, а потом   рассказать, что же у вас в итоге получилось.

Работу с друдлами стоит начать со второго полугодия младшей группы. На начальных этапах этой работы применяют предметные изображения, которые легко ассоциируются с предложенным друдлом. На этом этапе используют друдлы и параллельно к ним картинки с изображением радуги, скакалки, ведра с ручкой, платочка, что схожие по форме с этими друдламиКогда дети начинают легко подбирать картинки к друдлам, работу усложняют. В практической работе используют дудлы отдельно или включают их в игры. Например, предлагают составить рассказ по серии друдлов, которые дети подбирают самостоятельно и выкладывают их в определенной последовательности, а затем придумывают по ним рассказ.

Я предлагаю и нам с  вами поиграть. Выходите со своими рисунками и сейчас мы попробуем придумать сказку или рассказ про эти предметы.

На занятиях по развитию речи и в свободной деятельности можно часто применять прием «случайный образ», который тесно связан с техникой «Друдлы». Придуман он был одним из величайших мастеров эпохи возрождения, Леонардо да Винчи.

Когда мэтру нужно было оживить течение творческой мысли, он всматривался в предметы. «Если вы посмотрите на старую стену, покрытую грязью, или на причудливую поверхность испещренных прожилками камней», писал он, «вы можете вдруг открыть для себя целые картины, как например пейзажи, битвы, облака, необычные позы людей, забавные лица людей, узоры». Этот творческий прием мастера по тренировке восприятия позволяет развивать у детей тот самый «взгляд художника», который в кусочке ткани помогает разглядеть цветок, в обрывке газеты – причудливое растение, в скомканной бумаге – корабль с парусами, в лужице пролитой на стол краски – целый мир. Необходимо сделать так, чтобы такие наблюдения были постоянными, и имели какой-то практический смысл. А самое главное условие – воображать легко и радостно. Не нужно давать никаких оценок увиденному ребенком образу, чтобы проявление креативности вошло в его зону комфорта. Самый лучший способ – превратить серьезную работу мышления и воображения в игру.

Предлагаю Вам сейчас вместе со мной окунуться в детство и поиграть.

Практическая часть.

1. Посмотрите пожалуйста на картинку.

-Что вы видите?

Droodle - это загадка-головоломка. Рисунок, на основании которого невозможно точно сказать, что это такое.

Возможно, это человек в костюме с галстуком-бабочкой, защемленным дверью лифта?

Или бабочка, взбирающаяся по веревке вверх.

Или флюгер на крыше дома?

А может - песочные часы, стоящие на столе?

Или два громкоговорителя на столбе? (это явно неполный список возможных описаний данного друдла)

  1. Два громкоговорителя на столбе.

  2. Шкаф с ручками.

  3. Два клювика птиц.

  4. Подарочная коробочка.

  5. Ручки двери с двух сторон.

  6. Закрытое окно.

  7. Стрекоза над дорого

Вы можете увидеть в данном изображении десятки различных ситуаций. Единственно правильного ответа нет. И необязательно ответ должен быть реалистичным. Ему достаточно быть забавным, интересным и немного похожим на то, что изображено на рисунке. Но вы заметили, как заработал ваш мозг?

Самые простые детские варианты: это придумывание и превращения во что-либо геометрических фигур. И, опять же, нужно придумать как можно больше вариантов.

Далее можно взять 2-3 геометрические фигуры, стоящие рядом.

Когда получается хорошо расшифровывать эти головоломки, то можно начать придумывать свои: вы придумываете для ребёнка, а он для вас. Получается очень интересная и развивающая игра.

Вспомним, что основные геометрические фигуры на плоскости - это точка и линия. Точки превращаются в линии, а линия превращается в плоские геометрические фигуры.

А сейчас давайте вы все вместе попробуйте придумать и нарисовать свой друдл…. Только это будет коллективный друдл который вы нарисуете с закрытыми глазами.

Рисуют и отвечают что они видят….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И так уважаемые коллеги я думаю вы со мной согласитесь, что друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. В итоге друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно, видеть привычные объекты и наделять их невероятными способностями.

Друдлы - одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться.

Свое выступление мне хочется закончить словами «Учитесь видеть необычное в обычном».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Техника друдлы"

Автор: Беляева Лариса Витальевна

Дата: 20.02.2024

Номер свидетельства: 646111

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Презентация "Друдлы как способ развития воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_drudly_kak_sposob_razvitiia_voobrazheniia_i_tvorcheskikh_sposobnos"
    ["file_id"] => string(6) "645056"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1706841801"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Обобщение педагогического опыта работы по созданию речевого центра в старшей группе ДОО"
    ["seo_title"] => string(80) "obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_raboty_po_sozdaniiu_rechevogo_tsentra_v_star"
    ["file_id"] => string(6) "572063"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1612196017"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства