Просмотр содержимого документа
«Сущность и содержание эстетического воспитания личности»
Сущность и содержание эстетического воспитания личности
Цыганкова Г.А.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Воспитывать эстетически, как отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) необходимо в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создают ребенку особые эмоционально-психические состояния, возбуждают непосредственный интерес к жизни, обостряют любознательность, развивают мышление, память, волю и другие психические процессы.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того, чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника» (33: 86).
Наиболее общая характеристика системы эстетического воспитания представлена Н.А. Ветлугиной в статье «К вопросу о системе эстетического воспитания». «Под системой эстетического воспитания, - пишет она, - понимается не законченная и выстроенная конструкция, а установление гибких диалектических взаимосвязей между внешними воздействиями и внутренними процессами, между характером эстетической деятельности и способностями людей, между различными процессами и свойствами личности и т.п.» (Цит. по 36: 30).
Эстетическое воспитание вовлекает в себя по сути дела все факторы жизнедеятельности человека, его главная задача заключается в том, чтобы найти взаимосвязь и взаимодействие эстетического воспитания средствами искусства и средствами действительности. Только в этом случае можно говорить о системе эстетического воспитания, которая должна пониматься не как сумма мероприятий, а как совокупность общих, теоретически обоснованных принципов воспитания, с непременным учетом возрастной последовательности.
Система эстетического воспитания ни в коем случае не может быть сведена к сумме факторов, но без учета их многообразия она не может быть построена, поскольку именно среди них и с помощью их сравнительного анализа мы должны определить имманентные данному целому, наиболее существенные для него системообразующие элементы, их взаимосвязи, определить эстетическое воспитание как относительно самостоятельную целостность, как специфический объект исследования (28).
Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота ее основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.
Каждый человек, более или менее знакомы с «миром искусств», хорошо знает, сколь разнообразен этот мир по конкретным формам бытия художественного творчества. Оно воплощается и в литературе ив архитектуре, и в живописи, и в музыке, и в сценических искусствах, и в искусствах прикладных; при этом в одном случае произведение искусства предстает перед нами как материальный предмет (скульптура, картина, здание); в другом – как развертывающийся во времени процесс (словесный или музыкальный), который воспринимается слухом или воображением, а не глазом; в третьем – как видимое и одновременно слышимое действие, протекающее и в пространстве и во времени (на сцене, экране). В каждом из видов искусства мы встречаемся с его многочисленными структурными разновидностями. Вместе с тем в каждом виде искусства существуют различные роды (эпос, лирика. Драма – в литературе; станковая, монументально-декоративная, театральная живопись – в изобразительном искусстве и под.).
На первый взгляд эта пестрая картина «мира искусств» кажется хаотичным нагромождением самостоятельных или случайно содействующих форм, объединяемых только общим условным названием «искусство». Однако, углубленный анализ показывает, что пред нами – определенным образом организованная система, имеющая определенное внутренне строение и исторически меняющаяся в ходе развития культуры (51: 183-184).
Выделяют две формы существования искусства: «свободную» и «связанную» или «прикладную». Речь идет о том, что, например, в русском народном деревянном ковше художественное, поэтическое содержание оказывается органически связанным с утилитарным назначением, а художественная форма – с технической конструкцией данного предмета, тогда как в картине, которая висит на выставке, или в скульптурном портрете. Стоящем в музее, художественная форма и содержание существуют «сами по себе», свободные от связи с какой-либо иной, не художественной функцией.
Учителю важно иметь в виду и уметь передать это детям, что искусство существует не только в тех формах, которые отделены от жизненной практики, от повседневного течение человеческого бытия (их называют «станковыми», «концертными», «рамочными» формами), но и в прямой вплетенности различных художественных «нитей» в реальную «ткань» практической жизни. Обе эти формы равно необходимы обществу, людям, культуре, и их нельзя противопоставлять друг другу, пытаться установить, какая из них «лучше», а какая «хуже», какая «выше», а какая «ниже». Н.И. Киященко считает ошибочным устоявшее в педагогической литературе мнение о том, что существует «искусство» и «эстетическая деятельность», предлагая во всех случаях говорить о художественной деятельности и ее плодах как о произведениях искусства, в одном случае «свободного», а в другом – «прикладного» (51: 185).
Задача воспитания искусством не сводится только к освоению и понимаю искусства как такового, а предполагает формирование эстетического отношения к действительности, творческой активности, которая обусловлена самой творческой природой искусства, воспитания тех качеств, которые характеризуют общее развитие личности (28).
Важной задачей эстетического воспитания является усвоение тех постулатов, которые признают каждый способ художественного освоения мира уникальным, неповторимым и незаменимым другими. Полноценное художественное воспитания должно дать понять и почувствовать детям, своеобразную прелесть. Обаяние, проникновенную поэтическую силу каждого вида искусства, а нем каждого рода, каждого жанра.
Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыта человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.
Человек на протяжении всей жизни постоянно сталкивается с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общением с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» (48: 146). В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная и созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созидательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям, поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.
Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всесторонне развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познание о мире, обществе и природе.
Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Б.Т. Лихачев, Н.И. Киященко и др.) выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути (51,27, 28).
Итак, во-первых, это «создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям» (51: 128).
Вторая задача эстетического воспитания состоит в «формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими».
Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полноту. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться впечатлением.
Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы « воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовать его «по законам красоты».
Суть этой задачи заключается в том, что ребенок не только должен знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, но и сам должен активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А.В.Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни (51: 34).
Особенность эстетического воспитания состоит в том, что оно касается всей действительности и всех форм деятельности человека. Оно выбирает свой предмет из всего многообразия объектов и явлений и требует по природе своей системного подхода. Предметом эстетического воспитания является формирование в человеке эстетического отношения к действительности, эстетической потребности и активизация их до творческой деятельности по законам красоты.
Таким образом, эстетическое воспитание личности напрямую зависит от степени приобщенности личности к искусству, степени ее включенности в эстетическую деятельность по преобразованию окружающей действительности по законам красоты.