Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь её решения или создаётся нечто новое. Вот здесь то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости – всё то, что в совокупности составляет творческие способности.
Слово «творчество» происходит от слова «творить»
- А что это значит?
Творить – это создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте индивидуальном или общественном.
Творчество – это исследование.
Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения.
Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а следовательно, само её появление есть уже появление чего – то нового.
- Кому нужны творческие способности?
Ускорение научно – творческого прогресса будет зависеть от количества и качества творческих умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники, производства, от того что называется повышением интеллектуального потенциала народа.
- Получается, что все должны стать творцами?
Да, пусть одни в меньшей степени, другие в большей.
Творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет или создаёт что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев.
Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые лучше всего выражаются в играх – драматизациях.
Ребёнок берёт палку и садится на неё верхом.
- Как вы думаете, что он себе воображает? «Что едет на лошади»
- А девочка, играющая с куклой? «Представляет себе её мамой»
Это примеры самого настоящего творчества.
Творчество детей в играх направлено на создание игровых ситуаций, учит обдумывать замысел, развивает такие качества как активность, самостоятельность.
Учёные отмечают динамику исследовательской активности ребёнка к 7-8 годам. Творчество дошкольников часто выражается в форме самостоятельно поставленных вопросов. Именно в этот период их называют «почемучками».
Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как
Гибкость
оригинальность
Беглость
глубина
мышления
отсутствие скованности
отсутствие «стереотипности
подвижность
Эти все качества характеризуют творческого человека.
Большое значение для развития поисковой активности имеет познавательная деятельность. Развивать творческие способности ребёнка – это значит развивать его воображение.
Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов воспитания и обучения. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, педагог систематически, целенаправленно развивает у детей подвижность и гибкость мышления, учит их рассуждать, и мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д. Огромное значение для развития творческих способностей имеет уровень развития внимания, памяти, воображения ребёнка. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей и повышает творческо – поисковую активность.
Условия развития творческих способностей.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определённых условий, благоприятствующих их формированию.
Такими условиями являются:
Большое поле деятельности по привитию детям вкуса к творчеству имеют занятия музыкой, изобразительной деятельности, продуктивными видами труда, ознакомление с художественной литературой, познавательная деятельность, театрализованная деятельность.
Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
Создание обстановки, определяющее развитие ребёнка.
Предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности
Умная доброжелательная помощь , а не «подсказка» взрослых.
Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребёнка к творчеству.
Проведение детального анализа.
Сам педагог – творческая личность.
Мотивация.
Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.
существуют виды творческой деятельности
Продуктивная деятельность.
Декоративно – прикладная.
Художественно – эстетическая.
Литературное творчество.
Творчество в движении.
Общение и лидерства.
Творческое мышление.
Заключение.
Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необходимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в уже дошкольном детстве.
Для успешного развития творческих способностей необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей.
Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников:
Самообразование педагогов.
Применение на всех занятиях с детьми заданий творческого характера.
Использование специальных игр, развивающих творческие способностей детей.
Привлечение родителей к проблеме развития творчества детей.
на родительском собрании (т.е. для родителей) по теме:
«Как развивать творческий потенциал ребенка?»
«Развитие творческих способностей у детей
Дошкольное детство благоприятный период для развития творческих способностей т.к., в дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
Поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, мы способствуем накоплению и расширению детского опыта и знаний.
А это необходимая предпосылка для развития творческих способностей.
Что же такое творческие способности?
Это – индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Для детей, способы развития творческих способностей в детском саду разнообразны:
рисование
лепка
аппликации
конструирование.
На занятиях по аппликации мы продолжаем знакомить с различными формами. Учим детей вырезать и наклеивать части, создавать силуэтные изображения.
Так же, учим вырезать из одной геометрической фигуры, несколько других: например, квадрат складывали по диагонали, разрезали по линии сгиба и получали два треугольника, или срезали у прямоугольника углы и получали овал.
Для развития представлений о пространственном положении даём задания расположить формы (слева, справа, в углу, в центре и т. д., по величине (сначала большие, затем маленькие). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, воспитываем умение подбирать красивые сочетания.
Такие задания требуют от детей большой работы мысли и воображения, способствуют развитию математических представлений, развиваются чувства цвета, ритма, симметрии. На этой основе формируется художественный вкус.
Дети очень любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием.
Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не стоит принуждать, но нужно стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывать перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Так элементы творческого воображения проявляются на занятиях по замыслу, где дети самостоятельно планируют свою деятельность; выбирают тему, учатся свободно выражать свой замысел.
Творческое воображение проявляется и во время рисования нетрадиционными техниками. Ребята уже сами предлагают рисование различными способами, стоит только предложить им тему рисования (рисовать пальчиками, делать отпечатки или набрызг, использовать печатки, губки или гофрированный картон.
Дети получают массу положительных эмоций, рисуя необычными материалами и используя оригинальные техники. Наблюдая за детьми, можем сказать, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет их, напротив, на протяжении всего времени сохраняется высокая работоспособность. На таких занятиях дети раскрепощаются и демонстрируют «полёт творчества и фантазии».
Нетрадиционные методы рисования используем не только на занятиях по рисованию, но и в свободное время.
Учим украшать изображения предметов, составлять узор на полосе, прямоугольнике, круге. Чередовать элементы по форме, цвету, величине, выделять кайму, середину, углы.
Например, на занятиях, посвященных дымковской игрушке, русской народной одежде, учили выбирать цвет, элементы для данной росписи. Давали задание нарисовать элементы, при этом самостоятельно выбрать последовательность и расположить их на листе.
Таким образом, с первых занятий дети проявляют самостоятельность в выборе некоторых средств выразительности, а значит, проявляют своё творчество.
Лепка – ещё один способ развития в ребёнке творческих способностей.
Пластилин – это отличный материал для творчества. Занимаясь лепкой, учим детей из пластических материалов создавать объемные формы и образы.
Такие занятия предполагают совместное творчество взрослого и ребенка. Для того чтобы заинтересовать детей, рассматриваем игрушку или предмет, его детали, расположение, показываем способы действия с пластичными материалами.
Так как к пяти годам у детей уже сформировались основные навыки работы с пластичными материалами, ребята могут самостоятельно создавать образы. Это даёт им определенную свободу выбора при изготовлении поделок. Они сами выбирают, какого цвета будет пластилиновый грибочек, как будет выглядеть снеговик в шапке или с метёлкой, или где будет располагаться пластилиновая снежинка. С середины учебного года стали наблюдать, что дети пытаются создавать целые композиции.
В конце занятия, как правила обыгрываем работы детей, даём оценку.
В игре, без особого труда дети учатся определять качество работы, понимают, что успех при обыгрывании зависит от их качества, а качество изображения - от выполнения тех требований, которые предъявлялись в начале занятия.
На занятиях по лепке развиваем художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.
В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Создавая постройку из строительного материала, знакомим ребят с геометрическими объемными формами, даём представления о значении симметрии, равновесии и пропорциях.
С середины учебного года стали использовать ещё один вид конструирования – из бумаги. Этот вид конструирования позволяет уточнить знания детей о геометрических плоскостных фигурах. На занятиях даём детям такие понятия, как: сторона, угол, центр. Учим видоизменять плоскостные формы путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги. В результате появляется новая объемная форма. Дети научились делать кораблики (двух видов, самолет, цветочек.
Это позволяет детям проявлять свои творческие способности, приобретать новые изобразительные навыки.
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам создаст образ будущего сооружения, из строительного материала или из конструктора, который имеется в его распоряжении.
Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности детей.
Со средне группы в качестве образца мы начали использовать схемы построек. Применяя схемы, мы объясняем детям, как правильно выбрать детали, как разместить их в пространстве, с чего начать.
Наши дети уже хорошо различают детали по форме и величине, знают названия таких деталей, как призма, цилиндр. Большинство детей правильно пользуются словесными обозначениями: длинный – короткий, широкий узкий, высокий – низкий. Самостоятельно создают постройки по образцу, у мальчишек особенно хорошо получается видоизменять постройку. В процессе обучения дети усвоили, что детали обладают разной степенью устойчивости, которая зависит от положения на плоскости и от сочетания с другими деталями.
Поэтому, необходимо, вовремя заметить, почувствовать таланты детей и постараться, как можно раньше дать возможность проявить их на практике, в реальной жизни.
Спасибо за внимание!
Цель: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Звучит спокойная музыка в зале, где будет проходить родительское собрание. Собрание начинается с инсценировки короткой сценки, роли исполняют родители и воспитатель (Фантик).
Приготовление материалов «Мастер – класса» и атрибутов для инсценировки.
Кружочки 2 цветов (красный и желтый).
Инсценировка:
Зал оформлен декорациями для сценки. На импровизированной сцене стоит стол, на котором подготовлено всё для занятия по рисованию (краски, кисти и т.д.). Появляется Фантик (игрушка), он зовёт Машу и Ваню (родители) заниматься (звенит в колокольчик). Маша послушно садиться за стол, а Ваню долго приходиться упрашивать, он никак не может усидеть на месте, всё время отвлекается. Когда все усаживаются, Фантик рассказывает детям историю, которая приключилась с Феей цветов, она собиралась на бал и ей срочно нужна была ромашка.
- Фантик: Сегодня, дети мы с вами будем рисовать ромашку. Посмотрите, как это делается.
На большом листе Фантик рисует ромашку (линями), детально объясняя все свои действия. Маша внимательно слушает, выполняя всё точно так, как объяснил Фантик (линиями). Ваня же балуется, рассматривает краски, обмакивает кисть в белую краску и ставит кляксу (тонированный лист бумаги), рядом ещё одну кляксу. Так, методом клякс, он рисует ромашку. Фантик рассматривает оба рисунка, хвалит Машу и делает замечание Ване за выполненную работу.
Ход собрания
Воспитатель: Уважаемые родители! Эта маленькая инсценировка открывает наше собрание, тема которого – «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста». Давайте сейчас вместе вернёмся к Фантику, Маше и Ване и порассуждаем, кто из них проявил творческие способности, в чём это проявилось и удастся ли при таком руководстве деятельностью детей сохранить и развить их творческие способности.
Проводится музыкальная пауза.
В наших шарах-киндарах – вопросы. Если вам достался шар с вопросом, но вопрос не понравился или вы не можете на него ответить, вы можете передать его дальше по кругу.
(Родители высказываю свои мнения, делятся своими впечатлениями, задают вопросы). Что такое детское творчество? В чём оно может проявляться?
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Поэтому наша задача всемерно поддерживать и стимулировать развитие у детей творчества. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. В жизни детей творческие способности могут выручить в самых разнообразных жизненных ситуациях. Воображение обогащает жизнь детей, делает её ярче, интересней. Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребёнок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Ребёнком движет удовлетворение своих потребностей в творчестве, что рождает у них положительные эмоции.
Как вы думаете, в каких видах деятельности может развиваться детское творчество детей? (Изобразительной деятельности, театрализованной деятельности, конструктивной деятельности и т.д.).
Воспитатель обращает внимание родителей на успехи детей в изобразительной деятельности (выставка рисунков, поделок, аппликации и т.д.).
Каким же образом можно развить творчество у ребенка-дошкольника? Я предлагаю вам, дорогие родители, ненадолго вернуться в чудесный мир детства, представить, что мы опять дошколята и вокруг так много удивительного.
Звучит детская песня. ( из «Усатого няня»)
А больше всего на свете мы, конечно же, любим играть. Давайте поиграем!
Игра 1
Мы привыкли, что каждой вещи присущи определенные признаки. Вот например, река.
На листе ватмана слева записывается слово «река» Какой она бывает? (Широкой, бурной, горной.)
А молоток? (большим, железным, тяжелым. Свойства, присущие молотку; записываются на листе ватмана справа.)
А может река быть большой? Можем мы назвать реку железной? (Например: поток расплавленного металла.) А тяжелой? А теперь попробуйте сами совместить один предмет со свойствами другого!
Выслушиваются варианты родителей, при затруднении следует предложить заготовленные варианты.
Этот способ развития творчества получил название «метода фокальных объектов» (от слова «фокусироваться», теория ТРИЗ). Это означает, что мы концентрируем наше внимание на каком-то объекте, который нужно изучить или усовершенствовать. Он предстает перед нами в самых разных своих проявлениях, как в фокусе объектива фотоаппарата, - четко и ясно. Произвольно выбираем несколько других объектов и называем их желательно, чтобы это были предметы, хорошо знакомые детям, - а затем начинаем примерять признаки этих предметов к нашему объекту. Неожиданное сочетание этих признаков с изучаемым объектом позволяет увидеть его с разных, порой необычных, сторон. Новые ракурсы позволяют глубже понять его особенности, открыть новые и интересные свойства. Тем самым метод локальных объектов нагружает ребенка в ситуацию исследования, пробуждает познавательную активность, интерес к объекту. А если его еще и зарисовать…детское творчество на лицо!
Игра 2
Проводится мастер – класс «Опускаем руки в краску» (приглашаются родители, которые выбрали красный кружочек).
Воспитатель предлагает родителям нарисовать портрет своего ребёнка, используя нетрадиционную технику – рисование пальцами. По окончании работы оформляется выставка рисунков родителей «Детки – конфетки».
Воспитатель: Известно, что дети необычно эмоциональны и впечатлительны. Они тонко чувствуют и реагируют на новое, стремясь выразить свои впечатления в рисунках, поделках. Их восхищает зрелище кукольного театра, они легко перевоплощаются в героев из прочитанных книг, спектаклей. Именно в художественной деятельности проявляется вкус ребёнка, его эстетические переживания и развиваются творческие способности, самостоятельность, расширяется кругозор. А чтобы изобразительная деятельность носила творческий характер, необходимо разнообразить материалы и технику выполнения изображения. Например: Осенний лес можно нарисовать гуашью, акварелью, мелками, а можно и с помощью природного материала, кусочков материи или из разных видов круп и т.д.
Воспитатель предлагает родителям отправиться в страну "Вообразилию", которая находиться в группе №9 «Грибочки» (демонстрирует слайдфильм).
А можете ли вы перевоплощаться так же как Ваши дети. Поиграем в игру «Перевоплощение» (приглашаются родители, которые выбрали желтые кружочки).
Игра 3
Для этого нам предстоит перевоплотится, в самые разные предметы. Я расскажу вам одну историю, которая произошла этим летом. А вы мне поможете. Герои моего рассказа – мама, папа, а также чайник, дверь, мотор (все предметы, задействованы в рассказе). Каждому из вас достанется роль, которую нужно озвучить. Вот вы будете мама, вы – папа, вы – автосигнализация и т.д.
(Ведущий рассказывает, родители озвучивают, издавая звуки, присущие тому или иному предмету.
Вятские Поляны. ул. Неизвестная. Летнее утро. Все ещё спят. К дому подъезжает мусорная машина. Срабатывает автосигнализация. Просыпается мама. Ставит чайник. Папа идет в ванную. Скрипит дверь. Малыш плачет ещё громче. Мама успокаивает малыша. Все в сборе. Пора к бабушке. Все садятся в машину. Захлопываются двери. Включается мотор. Машина едет по шоссе. Мимо на большой скорости проезжает автомобиль. Впереди пост ГИБДД. Свисток инспектора. Слава богу, не нам. Свернули с трассы. Впереди деревня. Привычно залаял пёс. Загоготали гуси. Закричали утки. Захрюкали поросята.
А теперь давайте расскажем эту историю без слов. Итак, Вятские Поляны ул. Неизвестная, летнее утро……
В такие игры рекомендуется играть с детьми дома, разыгрывать различные ситуации, где у детей развивается воображение, фантазия, мышление, что поможет вам развить творческие способности.
День ребёнка в детском саду и дома заполнен разнообразными заботами. Игра даёт возможность выразить свои чувства, отношения, это благодатная почва для проявления детского воображения, фантазии и творчества.
Как говорил американский психолог Эрих Фромм: «Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете».