Просмотр содержимого документа
«Статья "Современный воспитатель"»
ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ\
Приводя, ребенка из дома в детский сад родители хотят видеть « идеального», воспитателя, а педагог в свою очередь хотел бы видеть идеальных родителей.
Какой же он, идеальный воспитатель?
Вот и давайте выясним, кто он, тот идеальный воспитатель и существует ли вообще. Как вы думаете, каким должен быть идеальный воспитатель?
В первую очередь воспитатель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Дошкольное образование и педагогика», либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Дошкольное образование и педагогика».
Воспитатель в своей педагогической деятельности должен знать, и руководствоваться следующими документами:
Трудовым кодексом РФ, Законами РФ и своего края;
Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка МБДОУ и другими локальными актами учреждения;
Правилами внутреннего распорядка воспитанников МБДОУ
Конвенцией о правах ребенка;
Основной общеобразовательной программой «ООП» и дополнительными образовательными программами.
Приказами, распоряжениями заведующего и вышестоящих органов образования, нормативно-методическими документами Правительства РФ;
Трудовым договором и настоящей должностной инструкцией.
Основными положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,
Воспитатель должен быть:
- опрятным;
- доброжелательным;
- сдержанным.
Воспитатель должен знать:
- педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
- психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей;
- методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников;
- педагогическую этику;
- теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени воспитанников;
- методы управления образовательными системами;
- современные педагогические технологии.
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями, коллегами по работе;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- основы экологии;
- трудовое законодательство;
- основы работы на профессиональном компьютере.
- правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.
А также воспитатель должен знать и обязан выполнять «Инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей в детском саду, программы воспитания и обучения дошкольников, соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности, санитарно-гигиенические нормы и требования.
Кроме этого:
1 Воспитатель должен, уметь находить общий язык с малышами. Уметь понимать потребности, интересы и проблемы ребенка. Многие детки, придя в ясли, даже разговаривать, не умеют. Они не могут попросить или спросить о чем-то. Дома-то их понимают все, без слов, а вот воспитатель должен суметь понять ребенка и сделать так, чтоб в следующий раз малыш не побоялся сказать или спросить что-то.
2 Воспитатель, это человек, который должен хотеть и уметь заботиться о ребенке. Накормленные, умытые, причесанные и занятые полезным делом – это дело рук хорошего воспитателя.
3. Это должен быть специалист, владеющий разными методиками воспитания и образования. Это те люди, которые в большей степени занимаются подготовкой ребенка к школе.
4 Достаточно, немаловажный аспект, такой как общение с родителями. Воспитатель должен общаться с родителями, прислушиваться к их мнению, находить разрешение конфликтам.
Воспитатель – это ответственная и сложная профессия. Здесь много требований и от родителей в том числе.
Для того чтобы выстроить качественную работу с семьями воспитанников необходимо завоевать их уважение, доверие, расположить родителей к себе. Говоря иными словами стать авторитетным педагогом в их глазах.
Завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей и родителей, важнейшее средство и решающее условие эффективности педагогической деятельности.
Авторитет воспитателя – это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения родителей к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены.
И чем выше этот авторитет педагога, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово.
Авторитет можно разделить на следующие виды:
профессиональный авторитет. (компетентность в своей сфере деятельности, знание технологий и методов обучения);
личностный авторитет.
(личные качества педагога);
социальный авторитет.
(социальная значимость профессии, ее престиж, профессиональные стереотипы);
Специфика авторитета педагога раскрывается через его профессиональный и личностный компонент. Педагог является источником информации для ребенка и родителей в процессе взаимозначимой деятельности, т.е. имеет информативную ценность, обладает привлекательными для воспитанника и родителя ценностными ориентациями, служащими основанием ценностного обмена между ними в системе взаимоотношений.
Педагог, не проявляющий во взаимоотношениях с воспитанниками педагогического такта, не может пользоваться авторитетом, как у детей, так и у родителей.
Так, что же такое такт?
Такт - от латинского прикосновение осязание – это чувство меры, дипломатичность, умение держать себя подобающим образом.
Требовательность, чуткость, справедливость и честность педагога в отношении к детям в том – то и состоят, что он должен и обязан одинаково относиться ко всем и своей наблюдательностью и “педагогическим чутьём” улавливать всякие изменения в поведении детей, проявлять педагогический такт. В педагогическом такте переплетаются лучшие качества воспитателя.
Авторитетные воспитатели, как правило, обладают педагогическим тактом – (чутки, отзывчивы, требовательны к детям, творчески решают педагогические вопросы, инициативно, находчивы, сообразительны, имеют самообладание и терпение. Во взаимоотношениях с воспитанниками и их родителями не допускают грубости и не применяют антипедагогических мер воздействия, обладают навыками и привычками культурного поведения. В совершенстве знают свой учебный предмет и методику преподавания. Имеют высокий нравственный облик).
Можно сделать вывод, что авторитет педагога это важнейшее средство, как в воспитательном процессе, так и во взаимоотношении с родителями. Авторитет воспитателя – особая профессиональная позиция, определяющая влияние на родителей, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы. Подлинный авторитет воспитателя опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, и их родителями способность к открытому общению, его стремление к постоянному совершенствованию, проявление эрудированности, компетентности, справедливости и доброты. У педагога, обладающего педагогическим тактом, к минимуму сведены возникновения проблемных ситуаций, что благотворно влияет на взаимодействие воспитателя с родителями.
Демократический стиль сотрудничества - проявление уважения и доверия, налаживание эмоционального взаимодействия с ребёнком.
Демократический стиль сотрудничества - проявление уважения и доверия, налаживание эмоционального взаимодействия с ребёнком.