kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья Подвижная игра как средство эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стаья о влиянии подвижной игры на эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья Подвижная игра как средство эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста»

Подвижная игра как средство эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста

Потребность в эмоциональных переживаниях подобна всем другим функциональным потребностям человека, а именно, его потребности в движении. Поэтому конечно очевидна роль движений и эмоций во взаимосвязи двух процессов - физического и психического развития ребенка.

Одной из важных задач дошкольного образования на современном этапе становится обеспечение физического здоровья и эмоционального благополучного состояния детей.   ФГОС  дошкольного образования  и содержание образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие»  направлено на овладение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции самостоятельных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; возникновение позитивных установок к разнообразным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Чтобы найти решение этой сложной задачи, необходимо реализовать естественную потребность ребенка в движении. Именно под воздействием движений, сопровождающихся эмоциональным подъемом, улучшаются функции сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный  аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических и биохимических процессов. В психолого-педагогических исследованиях А.Д. Кошелевой, В.И. Перегуд, И.Ю. Ильиной, Г.А. Свердловой, Е.П. Арнаутовой и др. положительное эмоциональное состояние дошкольника рассматривается как основа отношения ребенка к миру и влияет в дальнейшем на особенности переживания семейной ситуации, познавательную, эмоционально-волевую сферы, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношения со сверстниками.

Подвижная игра – один из наиболее эмоциональных видов детской деятельности, обусловленный правилами. Она позволяет педагогу стимулировать двигательную активность каждого ребенка, учитывая его индивидуальные возможности дифференцированно подходить к оценке результатов двигательной деятельности.

В процессе подвижных игр дети дошкольного возраста в полной мере могут удовлетворить свою потребность в положительных эмоциях, а также обогатить свой двигательный опыт. Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевремен­ным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок гото­вится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насы­щенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

В игре  ребенок  упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен. В.В. Гориневский важное значение придавал воспитанию выразительности и грациозности движений ребенка в игре. Он считал целесообразным введение в игры элементов соревнования, доступного детям. При этом исключал азарт, возбуждение, недоброжелательность детей друг к другу. При наличии необходимого руководства со стороны воспитателя соревнование, по мнению В.В. Гориневского, может быть использовано в целях воспитания у детей положительных моральных качеств, чтобы пробудить в них интерес к игре и эмоциональный настрой.

На протяжении детства особенности эмоций (их длительность, сила, устойчивость) изменяются в соответствии с изменением общего характера деятельности ребенка и ее мотивов, а также в связи с  усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия и неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у ребенка появляются более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения.

Подвижные игры воспитателя с детьми направлены на взаимодействие и являются очень наглядными. Каждый ребенок может на месте оценить себя, особенности своего взаимодействия с другими детьми, научиться справляться с неудачами и переживать успех. Как правило, у ребенка успешных случаев бывает больше, чем неудач. Действия, которые предлагается сделать ребенку (справиться с проблемой, принять практическое решение, достичь определенного результата), повышают его способность делать над собой усилия, стремление совершенствоваться. Удовлетворение, которое получает ребенок, когда чувствует, что может выполнить задание или что–то делает хорошо, становится основой позитивного образа себя. А.А. Люблинская в своих исследованиях отмечала, что душевная радость тесно связана с телесной, и они в равной мере важны для нормального развития ребенка.

Е. И. Тихеева очень ценила и широко использовала игру, как средство всестороннего развития ребенка. Она считала, что на игры в детском саду должно быть обращено огромное и, при том, продуманное внимание. Значение игр заключается не только в том, что они доставляют детям громадное удовольствие, но они являются наиболее для ребенка приспособленным и психологически обоснованным средством, ведущим к развитию всех его физических и духовных сил. Игра является основным содержанием в жизни ребенка, его работой и развлечением в одно и то же время.

Подвижная игра, имеющая эмоциональной настроенностью, является главнейшим фактором, способствующим этому развитию. Вот почему следует оказывать внимание тому, чтобы организованные коллективные подвижные игры были представлены в каждом учреждении для детей дошкольного возраста, применялись при организации непосредственно-образовательной деятельности, на прогулке, в досугах и праздниках.

Методика проведения подвижной игры детей дошкольного возраста обращена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей ребенка и владеющего разнообразными двигательными навыками. Под доброжелательным, чутким, внимательным управлением воспитателя развивается творчески мыслящий ребенок, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать и решать встречающиеся трудности, проявлять доброжелательное отношение к детям, выдержку, самообладание.  Результаты педагогического наблюдения позволяют выявить, что, обычно, не все дети любой возрастной группы  имеют высокие показатели развития социальной компетентности, легко находят контакты как с взрослым, так и со сверстниками, проявляют инициативу, активность во всех направлениях жизнедеятельности группы, не у всех детей  можно увидеть  позитивное настроение, доминирование положительных эмоций, такие дети обычно не  склонны к сопереживанию, сочувствию, адекватному пониманию основных эмоциональных проявлений человека. В Федеральном государственном образовательном стандарте  дошкольного образования подчеркивается, что современный образовательный процесс характеризуется и современными формами, методами и приемами взаимодействия с детьми, одним из наиболее эффективных методов при этом становится именно метод проектов, как метод максимально обеспечивающий субъектные проявления ребенка, такие как активность, инициативность, коммуникативность, самостоятельность, эмоциональность, проявление творчества.

Литература

1. Агафонова И.Н., Князева Н.А. Развитие эмоциональной сферы дошкольника: Методическое пособие/ Под ред. Агафоновой И.Н. / СПб. :СПбАППО, 2006. – 82 с.

2.Зайцева Г.А. , Е.Н. Игнатьева. Сказочный театр физической культуры (Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок) /Авт. – сост. Н.А. Фомина и др.- Волгоград: Учитель, 2004. – 96 с.

3. Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. Программно- методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007.-176с.

4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. -368 с.

5.Фопель К. Привет, ножки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем.- М.: Генезис, 2005.- 135 с.

6.Хухлаева  Г.В. Занятия по физической культуре с детьми 2-4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение,1992.-192с.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лукибанова Людмила Игоревна

Дата: 08.11.2017

Номер свидетельства: 437641

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Современные подходы к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие в рамках ФГОС ДО "
    ["seo_title"] => string(119) "sovriemiennyie-podkhody-k-riealizatsii-obrazovatiel-noi-oblasti-sotsial-no-kommunikativnoie-razvitiie-v-ramkakh-fgos-do"
    ["file_id"] => string(6) "226521"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440338901"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "статья "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(58) "statiarazvitiiemielkoimotorikiudietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "311012"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459146255"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Научная статья "ИНТЕГРАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СКАЗКИ""
    ["seo_title"] => string(80) "nauchnaia_statia_integrativnoe_razvitie_inoiazychnoi_rechevoi_kompetentsii_mlads"
    ["file_id"] => string(6) "641746"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702146785"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья «Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(66) "statiaighrakakviedushchaiadieiatielnostdietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "265617"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450001807"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня."
    ["seo_title"] => string(63) "ispolzovanie_zdorovesberegaiushchikh_tekhnologii_v_rezhime_dnia"
    ["file_id"] => string(6) "519982"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1568723967"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства