Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Психология в ДОУ"»
ПСИХОЛОГИЯ
«Виды ощущений»
Содержание
Глава I. Критерии структурирования научного психологического
знания. Место общей психологии в системе психологического знания. Основные отрасли психологии труда, их характеристика…3
Вывод по I главе………………………………………………………9
Глава II. Общие свойства ощущений. Классификация ощущений. Взаимодействие ощущений. Сенсорная организация личности…..10 Вывод по II главе……………………………………………………14 Глава III. Понятие о человеке как индивиде и субъекте. Индивидные и субъектные свойства, их характеристика………….15
Вывод по III главе…………………………………………………...19
Список литературы…………………………………………………20
Глава I. Критерии структурирования научного психологического знания. Место общей психологии в системе психологического знания. Основные отрасли психологии труда, их характеристика.
Психология – молодая наука. Несмотря на то, что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики становились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила немногим более ста лет назад – в 1879г., когда немецкий психолог В. Вунд открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Само слово «психология» впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих слов «psyche» (душа) и «Logos» (знание, наука); переводя дословно, психология есть наука о душе. Это определение не соответствует современным взглядам на психологическую науку.
Становление психологии как самостоятельной, действительно научной дисциплины происходило также на фоне открытий, которые совершались в рамках естественнонаучных исследований. Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; слово «психология» употребляется в нескольких значениях – под ним понимают как научное, так е не научное знание.
Психология – это знания о психике как внутреннем мире людей, о психологических причинах, объясняющих их поведение. Под психическими явлениями понимают факты внутреннего субъективного опыта. Психические явления бывают осознанные и неосознанные. Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Пять основных типов психологических знаний отличаются методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности:
житейская психология
научная психология
практическая психология
психологические знания в искусстве
иррациональная психология.
Психологические знания, накопленные и использующиеся человеком в повседневной жизни, называются «житейской психологией». Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений. Достоверность житейской психологии проверяется на личном опыте и опыте людей, с которыми человек непосредственно соприкасается. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Главный критерий истинности житейских знаний житейской психологии – их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях.
Главная цель научной психологии – поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей. В течении многих столетий научно-психологические знания накапливались в рамках философии, биологии, медицины, педагогики и других наук, связанных с изучением человека. Научная психология опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Научно-психологические факты характеризуются объективностью, т.е. независимы от субъективного мнения ученого. Научные психологические знания рациональны и осознанны. Научная психология отличается обобщенностью получаемых знаний, поскольку направлена на поиск общих закономерностей психических явлений. Для научной психологии характерна системность и систематичность. Научно-психологические знания излагаются на специфическом научном языке. Научную психологию нередко называют академической. При этом ее обычно разделяют на фундаментальную и прикладную.
Главная цель практической психологии – психологическая помощь людям. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. К основным методам практической психологии чаще всего относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу. Предметом практической психологии являются индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа. Особенностями знаний в практической психологии можно считать конкретность и практичность. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются. Еще одна особенность практической психологии – целостность в описании человека.
Психологические знания обнаруживаются в различных видах искусства: художественной литературе, изобразительном и музыкальном искусстве, в театре и кино. В них зафиксировано огромное многообразие человеческих судеб и реальных психологических проблем. Психологические знания в искусстве носят образный характер. Поскольку психологические знания в искусстве выражаются в образах, они носят описательный характер. Психологические знания в искусстве фрагментарны. Эмоциональность – еще одна типичная черта психологических знаний в искусстве. Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве – принятие и узнаваемость образов читателем, зрителем, слушателем.
Под иррациональной психологией понимается круг психологических знаний, недоступных объяснению научными и рациональными методами. Традиционно научному знанию противопоставляется религиозное знание. К иррациональной психологии относятся также эзотерические знания, опирающиеся на некоторое тайное знание, недоступное для большинства людей (астрология, йога и т.п.). Таинство методов их получения, отсутствие возможности рационального объяснения на основе научных принципов характерны эзотерике. Критерием достоверности эзотерических знаний для посвященных является их соответствие постулатам тайного знания и внутренняя убежденность в их истинности. Для людей, не посвященных в тайное знание, главный критерий истинности – вера и опыт переживания соответствующих состояний. Важнейшей особенностью этих знаний является их целостность. К иррациональной психологии могут быть отнесены также и многие знания, полученные в парапсихологии. Парапсихология занимается изучением экстрасенсорного познания, ясновидения, телепатии.
От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере правомочна психология использовать их результаты. Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне развития психологических знаний, и об общефилософской направленности самой классификационной схемы.
Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания является, по выражению Б.Ф. Ломова, интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которой является человек.
Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз со всем естествознанием, начало которому было положено во второй половине XIX в. решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией и другими общественными науками, приводит к постановке проблем, по существу, психологических.
Психологические факторы сами по себе не определяют социальных процессов, и, напротив, сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов. Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях общественной истории, протекают в условиях сложившейся в истории предметной деятельности, опираются на те средства, которые сформировались в условиях труда, употреблений орудий и языка.
Психология тесно связана с педагогикой. Известно, что для полноценного воспитания и образования необходимо всестороннее изучение человека. Для педагогики очень важны знания общих закономерностей развития и работы психики, психологических основ формирования личности в процессе обучения и воспитания.
Современная психология находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими науками, но необходимо помнить, что во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы исследования этого предмета.
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяют много отраслей представляющих собой относительно развивающихся самостоятельно направлений.
Психология труда, являясь отраслью психологической науки, изучает психологические особенности различных видов трудовой деятельности в их зависимости от общественно-исторических и конкретных производственных условий, от орудий труда, методов обучения труда и от психологических качеств личности трудящегося. Психология труда рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности.
К психологии труда относится целый ряд других отраслей, изучающих отдельные виды трудовой деятельности.
Психология управления занимается разнообразными психологическими проблемами управленческой деятельности: изучением личностных качеств, стиля и методов работы руководителя, исследованием факторов, повышающих эффективность руководящей деятельности.
Авиационная психология исследует психологические проблемы человека в соответствующей сфере профессиональной деятельности, а также условия успешного обучения летному делу.
Космическая психология изучает психологические особенности деятельности человека в условиях космического полета, проблемы, связанные с невесомостью, нервно-психическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма.
Военная психология рассматривает поведение человека в условиях боевых действий и обучения военному делу, психологические особенности военнослужащих, взаимодействие начальников и подчиненных.
Еще одним важным направлением деятельности в сфере психологии труда является инженерная психология. Специалисты этой отрасли изучают психологические проблемы взаимодействия человека и техники. Пристальное влияние в инженерной психологии уделяется деятельности человека-оператора в автоматизированных системах управления.
Юридическая психология изучает особенности личности и поведения человека как участника правоотношений, психические процессы, темпераментные свойства и качества характера со стороны проявления их закономерностей в профессиональной деятельности юриста. В рамках юридической психологии производится описание психологических характеристик в деятельности адвоката, следователя, судьи, прокурора.
Вывод по I главе.
Методы получения знаний в научной психологии рациональны, осознанны и целенаправленны. Богатство используемых научной психологией методов дает обширный, разнообразный материал, который в обобщенном и систематизированном виде предстает в логически непротиворечивых концепциях и теориях.
Возможности передачи знаний в житейской психологии от одного человека к другому весьма ограничены. Это связано прежде всего с тем, что существуют трудности в словесном оформлении индивидуального психологического опыта, в то же время имеется определенное недоверие к достоверности и истинности подобного рода информации. Этот факт наглядно иллюстрируется извечной проблемой «отцов» и «детей», которая состоит как раз в том, что дети не могут и не хотят перенимать опыт старших. Каждое поколение учится на своих собственных ошибках. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению.
Постоянный анализ возникающих жизненных ситуаций с привлечением знаний, которые мы получаем изучая психологию, поможет нам лучше понимать других людей, окружающий мир и в конечном счете самих себя.
Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин один и тот же. Это – человек, его психические процессы, состояния и свойства.
Глава II. Общие свойства ощущений. Классификация ощущений. Взаимодействие ощущений. Сенсорная организация личности.
Под ощущением понимается отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Согласно концепции А.Н. Леонтьева, ощущение является исторически первой формой психического. Возникновение ощущения связано с развитием раздражимости нервной ткани. На определенном этапе эволюционного процесса у организма элементарная раздражимость перерастает в чувствительность, то есть способность реагировать не только на жизненно важные раздражители, но и на раздражители, имеющие сигнальное значение.
Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся:
качество
интенсивность
продолжительность
пространственно-временная структура ощущения
Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи. Качественными характеристиками зрительного ощущения являются цветовой тон, светлота и насыщенность. В слуховом ощущении выделяют громкость, высоту, тембр звука.
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Прежде чем говорить об интенсивности, необходимо ввести понятие порога ощущения. Существуют раздражители малой интенсивности, которые не вызывают ощущений, хотя отмечается реакция на них со стороны нервной системы. Такие раздражители называются подпороговыми. Абсолютные пороги – верхний и нижний – определяют верхнюю и нижнюю границы интенсивности раздражителей, вызывающих данное ощущение.
Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время – так называемый латентный (скрытый) период ощущения.
Пространственно-временная структура ощущения, прежде всего, в ощущении отражаются движущие объекты, поэтому можно оценить пространственные и временные параметры движения:
Отражение движения
Локализация раздражителя длительность и последовательность
Расстояние направление
Отражение координаты, меняющейся во времени, представляет собой отражение движения. Отражение постоянной координаты есть локализация.
Издавна принято различать пять основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам – систематическому и генетическому.
Систематическая классификация. Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа; интероцептивные, проприоцетивные и экстероцентивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения.
Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводит до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов.
Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах и имеют формы особых нервных телец.
Экстерорецеотивные ощущения доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.
Контактные ощущения вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.
Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и, особенно, слух и зрение.
Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности: пропатическую, к которой относятся органические чувства (голод, жажда и пр.); эпикритическую, к которой относят основные органы чувств человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.
В каждой системе анализаторов – зрительной, слуховой, кинестезической и др. – существуют внутри-анализаторные связи между корковыми элементами. Вместе с тем существуют и межанализаторные связи, которые обеспечивают взаимодействие анализаторов. Оно проявляется в изменении чувствительности одного анализатора под влиянием какого-либо другого или других. Установлено, что если какое-либо музыкальное произведение сопровождать подобранной определенным образом гаммой цветов, демонстрируемых на экране, то чувствительность к музыке при этом повышается. Известно также, что слабое вкусовое ощущение кислого повышает зрительную чувствительность. Общая же закономерность взаимодействия ощущений проявляется в том, что слабые по интенсивности раздражения одного анализатора повышают чувствительность другого; сильные же, наоборот, понижают ее. Это имеет важное практическое значение и позволяет говорить о своеобразии сенсорной организации человека.
Сенсорная организация личности – это уровень развития отдельных систем чувствительности и возможность их объединения. Сенсорные системы человека – это его органы чувств, как бы приемники его ощущений, в которых происходит преобразование ощущения в восприятие. Любому приемнику присуща определенная чувствительность. Главная особенность сенсорной организации человека – это то, что она складывается в результате всего его жизненного пути. Чувствительность человека дана ему при рождении, но развитие ее зависит от обстоятельств, желания и усилий самого человека.
Сенсорная организация формируется на протяжении жизни человека под влиянием специфических условий различных видов его деятельности. Это и лежит в основе особенностей проявления и развития чувствительности у представителей различных профессий.
Вывод по II главе.
Ощущения - это начальный источник познания периода жизни.
Органы чувств – анатом физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах, специализирован для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Эти органы чувств И.П. Павлов предложил называть анализаторами.
Анализатор – это сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, выделяя отдельные его элементы и свойства.
В целом можно сказать, что анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма.
Каждый вид ощущений имеет свой порок, величина абсолютного порока характеризуется чувственностью органов чувств. Чем меньше величина ощущений, тем больше абсолютная чувственность данного раздражителя.
Порок чувствительности к раздражителю, это та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя при которой возникает едва заметное различие в силе, качестве ощущений.
Глава III. Понятие о человеке как индивиде и субъекте. Индивидные и субъектные свойства, их характеристика.
В психологии выделяется несколько понятий, характеризующих духовный мир человека, его самосознание и ценности, особенности стремлений и отношения к внешнему миру. Каждое из них имеет специфическое значение, подчеркивающее определенный аспект в сложной картине внутреннего мира людей.
В человеке имеются структуры относящиеся в большей мере либо к биологическому либо к социальному началу. По мнению Б.Г. Ананьева единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макро характеристик как индивид, личность и субъект. Носителем биологического в человеке является главным образом индивид.
В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, не его общность с человеческим родом. Специфика человеческой индивидности опосредована всей истории вида «Homo sapiens», которая преломилась в наследственной программе. С момента своего рождения индивид является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе.
Индивид – это отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физически, социальных, психологических и др.
Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека.
Однако человек – это не только индивид, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности.
Понятие субъект связано, прежде всего, с пониманием того факта, что активность исходит именно от человека, а не извне, из ситуации. Субъект как носитель активности, сам выбирает направленность и объекты своей деятельности, так как источник энергии в нем самом, а не во внешнем мире.
Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности – как индивид и субъект, обусловленной единством биологического и социального.
Индивидуальные свойства характеризуют то общее, что есть у всех людей, они врождены, а некоторые из них передаются по наследству. Хотя сами по себе качества индивида и не содержат психологические свойства, однако они необходимы для нормального развития психики, становления индивидуальных особенностей и качеств личности, как, например, кора больших полушарий необходима для развития познавательных процессов.
Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б.Г. Ананьевым.
Первичный уровень проявления индивидных свойств:
класс возрастно-половых свойств: возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида; половой диморфизм – фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую;
индивидуально-типические свойства индивида: конституциональные особенности: телосложение и биохимическая индивидуальность;
нейродинамические свойства мозга, функциональная организация мозговой деятельности.
Вторичный уровень индивидных свойств представляет результат взаимодействия свойств первичного уровня и включает в себя динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. Высший уровень интеграции индивидных свойств человека: темперамент и задатки.
Темперамент – одна из основных индивидных характеристик. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности: общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой – физической и социальной.
Родоначальниками учения о темпераментах были врачи Н. Гиппократ и К. Гален. Само слово «темперамент» означает «надлежащее соотношение частей». К. Гален выделил четыре типа темперамента, которые в наше время рассматриваются как основные:
холерик
сангвиник
флегматик
меланхолик
Задатки – это качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности. Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности. Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности быстрее развиваются, достигают в конечном счете более высокого уровня, чем у других. Задатки могут быть различными. Есть задатки, которые связаны с общими и специальными способностями, центральные и периферические, сенсорные и двигательные.
Человек как субъект практической деятельности характеризуется не только его собственными свойствами, но и теми техническими средствами труда, которые выступают своего рода усилителями, ускорителями и преобразователями его функций. Как субъект теоретической деятельности человек в такой же мере характеризуется знаниями и умениями, связанными с оперированием специфическими знаковыми системами. Высшей интеграцией субъектных свойств является творчество, а наиболее обобщенными эффектами – способности и талант. Основными формами развития субъектных свойств человека являются подготовка, старт, кульминация и финиш, в общем история производительной деятельности человека в обществе. Разумеется, разделение человеческих свойств на индивидные, личностные и субъектные относительно, так как они суть характеристики человека как целого, являющегося одновременно природным и общественным существом. Ядро этого целого – структура личности, в которой пересекаются (обобщаются) важнейшие свойства не только личности, но также индивида и субъекта.
Вывод по III главе.
Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и субъекта и формируется его социальная зрелость.
Зачастую не меньшую ценность и жизненную значимость, чем постоянство поведения человека имеет его изменчивость, адаптивность.
Таким образом, приступая к психологической характеристике человека, необходимо дать психологическую характеристику человека как индивида и субъекта деятельности.
Список литературы
Ананьев Б.Г. Теория ощущений. [ Текст ] / Б.Г. Ананьев. – Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1961.