kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Становление системы детского музыкального воспитания в России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель программы "музыка" - научить детей любить и понимать музыку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Становление системы детского музыкального воспитания в России»

5



Становление системы детского музыкального воспитания в России


До 1917 года:

В середине XIX века творческая интеллигенция была очень озадачена вопросом продвижения "искусства в массы". Так как обучение музыки было очень дорогим, соответственно музыкальная классическая культура оставалась элитарной и недоступной большинству слоев общества.
Конечно, в дворянских семьях обучали детей музыке - без этого, как тогда считалось, нельзя было появиться ни в одной приличном обществе. Детей обучали музицированию, пению, игре на каком-либо инструменте.  Часто обучение велось частным педагогом на дому.

Дети дворян, учившиеся в гимназиях, пансионах, так же могли по желанию заниматься музыкой во внеурочное время и за отдельную плату.

В 50-х годах братья Рубинштейн организовали открытые концерты РМО. (меценатами этого общества были особы императорской семьи). Так музыка стала немного более доступна для широкого круга слушателей.

В 1962 году была открыта Бесплатная музыкальная школа целью ее было - обучать музыке. Основным предметом был хоровой класс. В ней дети обучались бесплатно. Это имело огромное значение в заложении фундамента последующих преобразований.

Консерватории, конечно, не решали вопросы образования и воспитания - обучение в них стоило порядка 200 рублей в год, что по тем временам могли позволить себе совсем немногие.

1891 году открылась муз. школа при Мерзляковке.

1985 - Школа сестер Гнесиных на Арбате. Там занимались не только дети, но и взрослые. Обучение было комплексным, обязательными для всех были занятия в хоровом классе. Обучение было платным, но для талантливых детей сестры Гнесины старались находить средства.

1898 - открывается общество по распространению музыкальных знаний им. Глинки на фабриках и заводах были организованы хоровые коллективы.

1906 год - открытие Народной Консерватории - это не образовательное, а музыкально-просветительское учреждение. Там преподавали Танеев. Чесноков, Яворчкий, Ипполитов-Иванов. Основным предметом там было хоровое пение. инструмент (фоно, скрипка, виолончель) обучение шло либо в вечернее время, либо в выходные дни


После 1917 года

Итак, до революции музыкальное воспитание не было массовым, систематическим и государство не принимало в этом участия. В 1918 году появилась Декларация о всеобщей трудовом образовании. Обязательными стали предметы эстетического свойства - ритмика, пение, рисование, музыка.

Вместо существовавших ранее разрозненных школ появилась единая двухступенчатая система образования.

Первая ступень - начальная школа 5 лет, вторая ступень - старшая школа, 4 года.

Был создан МУЗО (музыкальный отдел), начали создаваться программы обучения, требования к преподавателям в музыкальных школах и общеобразовательных учебных заведениях.

В первую очередь были такие требования к преподавателю:

- развивать способности у детей

- развивать эстетическое чувство.

Создавались ЛИКБЕЗЫ - ликвидация безграмотности.

Большое внимание стало уделяться внешкольному детскому образованию.

1922 году была осуществлена реформа музыкального образования.

Консерватория разделилась на три этапа-уровня:

- Школа

- Техникум (училище)

- Консерватория (ВУЗ)

Были приняты первые учебные планы.

В консерватории появились три отделения:

1) творческое

2) виртуозное

3) инструкторско-педагогическое

В 1923 году в Консерватории открывается Рабочий факультет - учатся все люди, имеющие определенные музыкальные способности. После этого факультета могли поступать в консерваторию даже без экзаменов.

МУЗО выпустил бюллетень, в которой указывались качества, которыми должен обладать педагог музыкального воспитания.

1 быть хорошим музыкантом

2. обладать определенным запасом энциклопедических знаний

3. быть хорошим педагогом.

4. уметь найти контакт с ребенком

В 20-е годы постоянно ищутся новые формы музыкального воспитания. Летний лагерь Шацкой "Бодря жизнь"

30-60 становление и развитие массовой музыкальной культуры.

Новые формы внешкольного воспитания - ДК, музыкальные школы.

В школе все уроки с 1 по 5 класс вел один преподаватель (и уроки музыки тоже!) и только после принятия системы "Музыка" Кабалевского в 70-х годах музыку стал вести профессиональный педагог.

Организовываются коллективы - кружкового и массового типов.

В 1954 году появилась первая хоровая студия "Пионерия" организатор - Струве.

в 1941 появляется ансамбль песни и пляски Локтева

Московский дом Пионеров - 6 хоровых коллективов по возрасту.

Ансамбли, подобные коллективу Локтева стали появляться в разных городах России

70-е годы - реформа муз. воспитания Кабалевского. Программа "Музыка"

Появляются первые хоровые студии (1-ая в Железнодорожном)

На данный момент основами музыкального воспитания детей занимаются в основном в музыкальных школах и в хоровых студиях.


Некоторые направления в детском музыкальном воспитании


Музыкальное воспитание - приобщение личности к музыкальной культуре.

Существую различные системы музыкального воспитания. В России одно время (с 70-х голов XX века) основной системой музыкального воспитания была система "Музыка" Кабалевского. Сейчас в разных школах практикуются разные музыкальные системы. рассмотрим их подробнее


Система Карла Орфа

Главная цель этой системы - воспитать личность ребенка, ввести его в мир элементарной музыки, заложить фундамент музыкальности, пробудить в нем творческое начало и мышление.

Главным новаторством Орфа было использование с детьми "элементарных" музыкальных инструментов (ударные, несложные духовые) Ребенок выступал не как слушатель, а как создатель музыки. Орфом был продуман и создан целый оркестр инструментов, игра на которых не требовала особой выучки, но способствовала развитию у ребенка музыкальности и чувства ритма.

В состав "оркестра Орфа" входят мелодические ударные (ксилофон, металлофон), немелодические ударные (барабаны, тарелки), блок-флейты разного диапазона, свирельки, народные духовые (дудочки), некоторые смычковые (играют на открытых струнах)

Орф считал, что освоение техники отвлекает детей от процесса творчества. Пению так же уделялось внимание в его системе, но не первичное.

Итак, Карл Орф считал, что в музыкальном воспитании главное:

1. импровизационность

2. сочинение музыки

3. история и теория музыки (не основное!)

4. опора на речь и музыкальную декламацию (произнесение и звучание слова)

По системе Алиева (составленной группой специалистов - Белобородовой, Николаевой, Рачиной под его руководством) в процессе музыкального воспитания необходимо учитывать:

1. специфику региона (где расположена школа)

2. контингент учащихся.

3. творческие возможности самого педагога.

Программа эта может быть использована как основа для составления педагогом свое собственной программы.

Цель программы - передача положительного духовного опыта поколений, развитие на этой почве  положительных черт личности. Основное средство достижения этой цели - знакомство с лучшими образцами художественного творчества на занятиях.

Одним из основных методов этой программы была дискуссия, обсуждение, диалог, конфликтность. Необходимо не найти единственно верный ответ, а определить СВОЕ мнение.

Кстати, в этой системе для включения детей в активный процесс урока было предусмотрено несколько методов

1. движение (простые, под музыку)

2. Игра в оркестр (с инструментами Орфовского)

3. Сочинение мелодий

4. Рисование картинок


Система Жак-Долькроза

Авторская программа, получившая сначала название "ритмической гимнастики".

Ритм у Далькроза - универсальный символ всеобщей упорядоченности и организованности.

исходный тезис Далькроза - музыка преобразует телесность. Тело должно стать инструментом, способным без участия сознания откликаться на звуки, как струны инструмента. Технический тренин, дисциплина движения развивает память тела, память пальцев. Ребенок должен изучить азбуку движений (работа ведется без зеркала, а только на уровне мышечных ощущений)

Далькроз рекомендовал проводить занятия с детьми в игровой форме, насыщенной действием, а не теорией.

"Учить и учиться радостно, с удовольствием"

Большое внимание уделял голосу, все физический упражнения (сопровождаемые, естественно, музыкой) советовал пропевать. Ритмическая гимнастика вводит детей в мир музыки через слух, а не через зрение (как система обучения игры на инструменте)


Основные положения музыкально-педагогической концепции Кабалевского

Главные задачи новой программы "Музыка"

1. Ввести детей в мир "большой" музыки

2. Сформировать музыкальную культуру

3. Развить художественный вкус. Научит слушать и слышать музыку

4. Научить детей понимать музыку, как живое существо. Обучить музыкальной грамотности

Педагог, ведущий этот предмет, должен быть профессиональным музыкантом и всесторонне образованным человеком. (до этого у младшеклассников музыку вел тот же педагог, что и остальные предметы).

По новой программе один педагог вел музыку и у старших и у младших.

Принцип построения программы - тематизм. Каждая четверть имеет свое название (в старших классах - полугодие) главная тема программы - музыка и жизни. То есть музыка отражает все, что происходит в жизни.

В новой программе делался упор на слушание музыки (точнее, на равномерное распределение времени между слушанием и пением) Добавились элементарные азы музыкальной грамоты.

Репертуар в то время был соответствующие, немного с советско-политическим уклоном, но музыка - живой организм, она меняется вместе с нами, со временем. В наши дни репертуар несколько другой.

Главная цель программы "музыка" - научить детей любить и понимать музыку.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Становление системы детского музыкального воспитания в России

Автор: Минина Виктория Валерьевна

Дата: 06.12.2018

Номер свидетельства: 489184

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) ""Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ ""
    ["seo_title"] => string(80) "dukhovno_nravstviennoie_i_ghrazhdansko_patriotichieskoie_vospitaniie_chieriez_kr"
    ["file_id"] => string(6) "407794"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491721419"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Обобщение опыта работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА В УСЛОВИЯХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ» "
    ["seo_title"] => string(150) "obobshchieniie-opyta-raboty-formirovaniie-dukhovno-nravstviennogo-i-grazhdansko-patriotichieskogo-idieala-v-usloviiakh-vospitatiel-noi-sistiemy-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "209900"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431338922"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Воспитание гражданственности через театральную студию"
    ["seo_title"] => string(58) "vospitaniieghrazhdanstviennostichierieztieatralnuiustudiiu"
    ["file_id"] => string(6) "265722"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450016074"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа по музыке для 1-4 классов (в соответствии с ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-dlia-1-4-klassov-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "318857"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1460667871"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Сценарий фестиваля народов Россиии"
    ["seo_title"] => string(35) "stsienariifiestivalianarodovrossiii"
    ["file_id"] => string(6) "271635"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451723005"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства