Ноутбук, карты с иллюстрациями по ПДД, мультфильм «Дозорные дорог. Будь заметен на дороге», набор световозвращающих элементов: фликеры, фликеры-браслеты, жилет, световозвращающие значки.
Фонарик, коробок 3 шапочки, на одной из которых наклеены фликеры.
Самоклеющая бумага прямоугольной формы, световозвращающие квадраты (5х5 см), кисти, клей.
Предварительная подготовка.
Беседа о правилах дорожного движения «Правила дорожные».
Дидактические игры «Дорожные знаки» и «Дорожная азбука».
Просмотр презентации «Светлячки на тёмной улице».
Просмотр мультфильмов на тему ПДД, чтение художественной литературы.
Методы и приемы работы с детьми.
Обобщающая беседа с вопросами, требующими констатации, побуждающими к мыслительной деятельности.
Дидактическая игра с выполнением логических заданий.
Практическое задание с репродуктивными действиями.
Планируемые образовательные результаты.
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; интересуются причинно-следственными связями; склонен наблюдать, исследовать; обладает начальными знаниями о дороге и правилах дорожного движения; активно участвует в совместных играх; достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей; понимать назначение использования фликеров; может соблюдать правила безопасного поведения; воспитывает интерес к изучению ПДД, уверенность в своих возможностях.
ПЛАН организованной образовательной деятельности
Организационная деятельность.
Викторина «Правила дорожные».
Дидактическая игра «Нарушитель или нет?»
Основная часть.
Просмотр 1-го отрывка мультфильма.
Беседа в вопросах и ответах «Как помочь девочке Алсу?»
Просмотр 2-го отрывка мультфильма.
Малоподвижная игра «Фликеры - друзья».
Эксперимент «Фликер - светлячок».
Физминутка «Три сигнала светофора».
Аппликация «Горящая звезда».
Подарок малышам «Стань заметней на дороге».
Заключительная часть.
Рефлексия.
ХОД организованной образовательной деятельности
Организационная деятельность.
Дети становятся в круг.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Не живая, а идет,
Неподвижна, а ведет. (Дети отвечают: Дорога).
Правильно, ребята!
Викторина «Правила дорожные».
Наш город небольшой, но в нем много домов и улиц. Вы знаете, в каком городе мы живем? (Дети отвечают: Город Донецк).
Ребята, вы приходите или приезжаете в детский сад с взрослыми.Что вы встречаете на дорогах нашего города? (Дети отвечают: Транспорт, знаки, светофоры…).
Все верно, по дороге движется много транспорта. Какие виды транспорта вы встречаете в нашем городе? (Дети отвечают).
Ребята, как вы думаете, что помогает транспорту передвигаться по дороге, не создавая аварийных ситуаций? (Дети отвечают: Дорожные знаки, светофоры).
Помогают транспорту дорожные знаки.
Скоро вы пойдёте в школу и будете самостоятельно ходить по улицам.Вы знаете, как вести себя на улице?
Дети отвечают:
Переходить улицу только по пешеходному переходу.
Переходить улицу только на зелёный сигнал светофора.
Чтобы перейти улицу, сначала посмотреть налево, а потом – направо.
Никогда не играть на проезжей части.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вы настоящие знатоки правил дорожного движения!
Безопасным стало дорожное движение.
Соблюдайте правила все без исключения!
Дидактическая игра «Нарушитель или нет?»
Воспитатель предлагает детям пройти за стол, на котором лежат карточки с картинками разных ситуаций на дороге.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Предлагаю вам стать инспекторами дорожного движения. Посмотрите внимательно на картинки, на которых нарушены правила дорожного движения. Какие правила нарушили дети? (Дети отвечают).
Основная часть.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вы наверно обращали внимание, что днём мы хорошо видим дорожные знаки.Когда на улице стемнело, мы их можем увидеть только в свете фар, они вспыхивают от света. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают).
Это происходит от того, что на знаки нанесены мелкие стеклянные шарики, которые отражают свет. Первые светоотражательные элементы подсказала природа. Много лет назад один внимательный пешеход заметил, что кора берёзы отражает свет, даже лунный. Берёзы стали высаживать по обочинам дорог. Как вы думаете, безопасно ли пешеходам ходить по тёмным улицам и дворам? (Дети отвечают).
Я предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма про девочку Алсу, которая хотела пойти на ёлку вечером в парк.
Просмотр 1-го отрывка мультфильма.
Просмотр первого отрывка из мультфильма «Дозорные дорог. Будь заметен на дороге»:
Беседа в вопросах и ответах «Как помочь девочке Алсу?».
ВОСПИТАТЕЛЬ: Через что надо пройти девочке, чтобы попасть на ёлку? (Дети отвечают: Перекресток, проезжая часть, пешеходный переход).
Как вы думаете, почему девочке не удалось попасть на ёлку? (Дети отвечают).
Может кто-нибудь из вас знает, как помочь девочке, чтобы путь её был безопасным, и водитель смог заметить её в темноте? (Дети отвечают).
Люди задумались над тем, как обезопасить пешеходов в темноте и придумали различныесветовозвращательныеэлементыили фликеры–маленькие значки или наклейки. Существует правило: для того, чтобы пешеходам было безопасно ходить в тёмное время суток, на одежде каждого пешехода должны быть световозвращающиеэлементы – фликеры.
Что помогает водителю видеть в темноте? (Дети отвечают: Свет фар).
Вечером и ночью, в дождь или в туман улицы и дворы плохо освещены, и водители обнаруживают пешехода, имеющего световозвращающиеэлементы, со значительно большего расстояния по сравнению с пешеходами без них. Поскольку человек постоянно двигается, лучи света падают на него не прямо, а под разными углами. Световозвращатели позволяют отражать свет в том же направлении, откуда он падает. Световозвращающийэлемент всегда будет виден.
Есть много людей, которые работают на улице ночью в темноте. Для того чтобы быть заметнее для водителей, они носят специальную одежду. На этой одежде есть специальные рисунки, которые ярко светятся в лучах автомобильных фар. Такие рисунки есть на одежде полицейских, дорожников…
Специально для детей придумали вот такие фликеры. (Показывает фликеры детям).Они отражают свет автомобильных фар и защищают вас на улице в темное время суток.
Ребята, фликеры бывают разными. Это могут быть и браслеты, и значки, и брелки-подвески, термонаклейки, которые крепятся при помощи утюга.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фликеры.
В переводе с английского языка слово «ФЛИКЕР» переводится как вспышка. Как же они работают? Свет фар от них отражается и возвращается назад к водителю, и водители могут увидеть пешеходов за сотни метров. Однако пешеходы все равно должны быть внимательными.
Просмотр 2-го отрывка мультфильма.
Просмотр второго отрывка из мультфильма «Дозорные дорог. Будь заметен на дороге».
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сегодня многие ваши друзья носят фликеры. Фликер носить сейчас модно. С ними вы будете заметны на дороге в темное время суток или в ненастную погоду.
Как вы думаете, где можно разместить фликеры? (Дети отвечают). Для этого вам нужно разместить 4 световозвращателя на обеих руках, сзади на рюкзаке или спине, и спереди на груди. Так вы будете видны со всех сторон.
Малоподвижная игра «Фликеры - друзья».
Дети делятся на две команды. Из каждой команды выбирается один пешеход. У каждой команды по 4 фликера. Задача участников – разместить правильно их на пешеходе. Кто быстро и верно выполнит задание, тот и победил.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как проверить светятся ли на самом деле световозвращателив темноте при попадании на них света? (Дети отвечают).
Эксперимент «Фликер - светлячок».
Воспитатель предлагает провести эксперимент.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Для нашего эксперимента мы возьмем 3 шапочки, и узнаем, есть ли на них световозвращатели. Что для этого нужно?(Дети отвечают: Свет). Вместо фар автомобиля мы используем фонарик. Направим луч света на шапки. На какой из шапок есть световозвращатели? (Дети отвечают).Обычная ткань светится в темноте?(Дети отвечают).
Физминутка «Три сигнала светофора».
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Наши ребята идут в детский сад.(Шагают на месте).
Наши ребята очень спешат! (Бегут на месте).
Хоть у вас терпенья нет, (Воспитатель показывает красный флажок).
Подождите – красный свет! (Хлопают в ладоши)
Подождите – нет пути!(Воспитатель показывает желтый флажок).
Желтый свет засветил -(Берутся за руки).
Приготовьтесь в путь идти!(Прыжки на месте).
Свет зеленый впереди.(Воспитатель показывает зеленый флажок).
Вот теперь переходи! (Шагают на месте).
Для вас, ребята, я приготовила различные материалы, из которых вы сами изготовите фликеры – значки для безопасности. Затем мы подарим их малышам.
Воспитатель приглашает детей сесть за стол.
Аппликация «Горящая звезда».
Дети на шаблоны фигурок из фетра (звездочки) наклеивают световозвращающие полоски, глазки и улыбающийся ротик.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вы молодцы, отличные получились фликеры!
Подарок малышам «Стань заметней на дороге».
Дети клеят на верхнюю одежду малышам фликеры.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Яркий свет далёких фар
Отразит он в тот же час,
Ты его не забывай,
Он тебе поможет.
Ребята, мы очень старались сделать вам красивые и веселые наклейки на одежду. Теперь вы будете ходить с забавными звездочками на верхней одежде. И не забывайте соблюдать правила дорожного движения.
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья.
Заключительная часть.
Рефлексия.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята вы сегодня были такие молодцы, и очень внимательными, узнали много нового, давайте повторим основные правила дорожного движения.
На какой сигнал светофора можно переходить улицу? (Зелёный).
Где пешеходы могут переходить улицу? (По переходу: наземному, подземному, надземному).
Что защищает пешехода в тёмное время суток? (Фликеры или световозвращатели).
Что такое «фликер» и для чего он нужен?
Полагаться только лишь на фликеры не стоит. Это всего лишь один из способов защиты пешехода. Необходимо помнить и соблюдать правила дорожного движения!
Список использованной литературы.
Безопасность на улицах и дорогах: методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010.
Иллюстрированная энциклопедия: вопросы и ответы. – М.: Скорпион, 2003.
Ковалева Н.В. Мы за безопасное движение. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.
Основы безопасности детей дошкольного возраста. /Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина М.: Просвещение, 2007.
Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2000.
Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей – М.: Книголюб, 2004.
Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2008.
Электронные ресурсы.
Мультфильм «Дозорные дорог. Будь заметен на дороге» [Электронный ресурс] / Режим доступа: