В настоящее время дошкольное образование выступает и как открытая социально-педагогическая система предоставления населению образовательных и иных услуг, и как целенаправленный процесс разностороннего развития детей от 2 месяцев до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Данный процесс направлен на достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Руководствуясь статьями 29, 31 Конвенции ООН о правах ребенка, каждый педагогический работник дошкольного образования в своей профессиональной деятельности обеспечивает:
Одной из главных составляющих образовательного процесса в дошкольном учреждении - является развивающая предметно-пространственная среда. Какой должна быть среда, где начинают свое обучение дети?
Организация образовательной деятельности требует от педагогического коллектива создания своеобразной предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить собственную активность ребёнка. Значит, предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной, должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. В условиях внедрения ФГОС, когда процедура тестирования детей и оценки педагогов по уровню успешности детей в группе уходят в прошлое, показателем качества образования становится развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
Вид помещений | Оснащение |
Познавательно-исследовательская деятельность Сенсорное развитие |
Игровые комнаты групп | Объекты для исследования в действии (доски-вкладыши, мозаика, палочки Кюизенера, наборы кубиков и др.); дидактические игры на развитие психических функций -мышления, внимания, памяти, воображения |
Познавательное развитие |
Методический кабинет, игровые комнаты групп | Объекты для исследования в действии (наборы для опытов с водой, воздухом, светом, магнитами, песком, коллекции); образно-символический материал (наборы картинок, календари погоды, природы, карты, атласы, глобусы и т.д.); материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек_ |
Формирование элементарных математических представлений и целостной картины мира |
Игровые комнаты групп | Объекты для исследования в действии (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша и др.); образно-символический материал (головоломки, лабиринты); нормативно-знаковый материал (календарь, карточки, кубики с цифрами, линейки и т. д.); развивающие игры с математическим содержанием; домино, шашки, шахматы |
Методический кабинет, игровые комнаты групп | Образно-символический материал; нормативно-знаковый материал; коллекции; настольно-печатные игры; электронные материалы (видеофильмы, слайд-шоу различной тематики); справочная литература (энциклопедии) |
Коммуникативная деятельность, развитие всех компонентов устной речи |
Все пространство детского сада | Картотека словесных игр; настольные игры (лото, домино); нормативно-знаковый материал; игры на развитие мелкой моторики; развивающие игры («Найди по описанию», «Что сначала, что потом», шнуровки, вкладыши и др.); алгоритмы (схемы) для обучения рассказыванию, мнемотаблицы для заучивания стихов; художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми; картины, иллюстративный материал, плакаты для рассматривания; игры-забавы |
Методический кабинет, игровые комнаты всех групп |
Восприятие художественной литературы и фольклора |
Методический кабинет, все помещения групп, музыкальный зал, участок учреждения | Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми; справочная литература (энциклопедии); аудио- и видеозаписи литературных произведений; образно-символический материал (игры «Парочки», «Литературные герои», пазлы); различные виды театров; детские театральные костюмы, атрибуты для костюмов и постановок; игрушки — предметы оперирования; алгоритмы (схемы) для обучения рассказыванию, мнемотаблицы для заучивания стихов; картотека подвижных игр со словами; картотека словесных игр; картотеки потешек, загадок, пословиц и других форм литературного творчества; книжные уголки в группах; материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек |
Игровая деятельность |
Игровые комнаты всех групп, участок учреждения | Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты; игрушки — предметы оперирования; маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта); полифункциональные материалы; игры «На удачу», «На умственную компетенцию детей»; строительный материал; конструкторы; материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек |
Все пространство учреждения | Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми; настольные игры соответствующей тематики; альбомы «Правила группы», «Правила безопасности»; игрушки-персонажи и ролевые атрибуты; игрушки — предметы оперирования; маркеры игрового пространства; материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек |
Все помещения групп | Иллюстративный материал, плакаты для рассматривания; атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Семья», «Поликлиника» и др.); уголок ряжения; игрушки-персонажи и ролевые атрибуты; настольные игры соответствующей тематики; этнокалендарь; фотоальбомы воспитанников; нормативно-знаковый материал |
Формирование патриотических чувств и принадлежности к мировому сообществу |
Игровые комнаты всех групп | Иллюстративный материал, плакаты для рассматривания; художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми; дидактические наборы соответствующей тематики; этнокалендарь; фотоальбомы воспитанников; коллекции; образно-символический материал (наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов, для иерархической классификации); нормативно-знаковый материал |
Игровые комнаты всех групп | Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми; дидактические наборы соответствующей тематики; справочная литература; образно-символический материал (наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов, для иерархической классификации); этнокалендарь; фотоальбомы воспитанников; коллекции; нормативно-знаковый материал |
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них |
Все пространство учреждения (коридоры, холлы и пр.), участок учреждения | Иллюстративный материал, картины, плакаты для рассматривания; видеофильмы для детей; дидактические наборы соответствующей тематики; художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми; энциклопедии; игрушки — предметы оперирования; игрушки-персонажи и ролевые атрибуты; маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта) с учетом правил безопасности |
Игровые комнаты всех групп, участок детского сада | Иллюстративный материал, картины, плакаты для рассматривания; видеофильмы для детей; дидактические наборы соответствующей тематики; игрушки — предметы оперирования; игрушки-персонажи и ролевые атрибуты; полифункциональные материалы; настольные игры соответствующей тематики («Правила дорожного движения», домино «Дорожные знаки») строительный материал; конструкторы; детали конструктора; художественная литература для чтения детям и рассматривания самими детьми по 00 «Безопасность» |
Все пространство учреждения, участок учреждения | Иллюстративный материал, картины, плакаты для рассматривания; видеофильмы для детей; дидактические наборы соответствующей тематики; художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми; энциклопедии; игрушки — предметы оперирования; игрушки-персонажи и ролевые атрибуты; маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта); строительный материал; конструкторы; детали конструктора; настольные игры соответствующей тематики; информационно-деловое оснащение учреждения («Безопасность»); настольные игры соответствующей тематики |
Конструирование из разного материала |
Методический кабинет, игровые комнаты групп | Образно-символический материал (наборы картинок, календари погоды, природы, карты, атласы, глобусы и т. д.); строительный материал; конструкторы напольные; детали конструктора настольного; плоскостные конструкторы; бумага, природные и бросовые материалы; материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд |
Все помещения групп, физкультурный и музыкальный залы, участок учреждения | Игрушки — предметы оперирования; маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта); атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье», «Библиотека», «Школа» и др.; полифункциональные материалы: материалы для аппликации, конструирования из бумаги; природные, бросовые материалы; материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек |
Все пространство учреждения, участок учреждения | Игрушки — предметы оперирования; маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель); полифункциональные материалы образно-символический материал (виды профессий и т.д.); настольно-печатные игры (лото «Профессии», «Кто что делает?»); материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек |
Музыкальная деятельность |
Кабинет музыкального руководителя, физкультурный и музыкальный залы, игровые комнаты групп | Музыкальный центр; пианино; разнообразные музыкальные инструменты для детей; подборка аудиозаписей с музыкальными произведениями; пособия, игрушки, атрибуты; различные виды театров; ширма для кукольного театра; детские и взрослые костюмы; детские хохломские стулья и стол; шумовые коробочки; дидактические наборы («Музыкальные инструменты», «Русские композиторы»); детские рисунки по темам концертов артистов детской филармонии |
Изобразительная деятельность |
Игровые комнаты всех групп; участок учреждения | Слайды с репродукциями картин; материалы и оборудование для продуктивной деятельности (аппликации, рисования, лепки); природный, бросовый материал; иллюстративный материал, картины, плакаты; настольно-печатные игры («Цвет», «Форма», «Ассоциация» и др.); альбомы художественных произведений; художественная литература с иллюстрациями; изделия народных промыслов (Дымково, Городец, Гжель, Хохлома, Палех, Жостово, матрешки, богородские игрушки); скульптуры малых форм (глина, дерево); игрушки, муляжи, гербарии, коллекции семян растений |
Все пространство учреждения, участок учреждения |
Участок учреждения игровые комнаты всех групп | Слайды с репродукциями картин; альбомы художественных произведений; художественная литература с иллюстрациями; иллюстративный материал, картины, плакаты; изделия народных промыслов (Дымково, Городец, Гжель, Хохлома, Палех, Жостово, матрешки, богородские игрушки); скульптуры малых форм (глина, дерево) |
Двигательная деятельность |
Физкультурный и музыкальный залы, игровые помещения групп, участок учреждения, бассейн | Музыкальный центр; оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания; общеразвивающих упражнений); набор «Кузнечик»; картотеки подвижных игр; картотека «Игры, которые лечат»; , — игры на ловкость (кегли, «Поймай рыбку» и т. д.); тренажеры (велосипед и др.); атрибуты для спортивных игр (хоккей, бадминтон и др.); игровые комплексы (горка); качели, карусели; материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек |
Физкультурный и музыкальный залы, игровые помещения всех групп, участок учреждения бассейн | Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бросания, ловли; ползания и лазания; общеразвивающих упражнений); настольно-печатные игры («Виды спорта» и др.); игры на ловкость (кегли, «Поймай рыбку» и т. д.); тренажеры (велосипед и др.); фитболы; атрибуты для спортивных игр (хоккей, бадминтон и др.); игровые комплексы (горка); качели, карусели |
Все пространство учреждения, участок учреждения | Развивающие игры; художественная литература; игры на ловкость; дидактические игры на развитие психических функций (мышления, внимания, памяти, воображения); оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бросания, ловли; ползания и лазания; общеразвивающих упражнений); набор «Кузнечик»; картотеки подвижных игр; картотека «Игры, которые лечат»; тренажеры (велосипед и др.); атрибуты для спортивных игр (хоккей, бадминтон и др.); игровые комплексы (горка); качели |
Все помещения групп, участок учреждения | Алгоритмы для запоминания последовательности культурно-гигиенических навыков; художественная литература; игрушки-персонажи; игрушки — предметы оперирования; маркеры игрового пространства; настольные игры соответствующей тематики; иллюстративный материал, картины, плакаты |
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни |
Все помещения групп, участок учреждения | Иллюстративный материал, картины, плакаты; настольные игры соответствующей тематики; игрушки-персонажи; игрушки — предметы оперирования; физкультурно-игровое оборудование; оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бросания, ловли; ползания и лазания; общеразвивающих упражнений); набор «Кузнечик»; картотеки подвижных игр; |
Организуя среду ДОУ, необходимо, чтобы уже на уровне установки воспитатели были сориентированы на создание не столько предметно-развивающей (т.е., исходя из смысла, – развивающей предметы), сколько эмоционально-развивающей среды, т.е. такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка раннего возраста как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития. Для выполнения такой задачи необходимо определить условия (или компоненты среды), влияющие на эмоциональную атмосферу ДОУ. К ним, по нашему мнению, относятся:
и наконец, условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками – проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально-тренирующий компонент среды.
Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
Предметно-пространственная среда, должна стимулировать коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, в соответствии с возрастной спецификой его развития, индивидуальными особенностями каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.