kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Создание эмоционально - комфортной среды для развития ребенка в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Создание эмоционально - комфортной среды для развития ребенка в ДОУ»

Создание

эмоционально- комфортной среды для развития ребенка в ДОУ



Кабаева Елена Николаевна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №37» г.Новокузнецк




В настоящее время дошкольное образование выступает и как открытая социально-педагогическая система предоставления населению образовательных и иных услуг, и как целенаправленный процесс разностороннего развития детей от 2 месяцев до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Данный процесс направлен на достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Руководствуясь статьями 29, 31 Конвенции ООН о правах ребенка, каждый педагогический работник дошкольного образования в своей профессиональной деятельности обеспечивает:

  1. развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка;

  2. воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

  3. подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия и дружбы между народами, этническими, религиозными группами, а также лицами коренного населения;

  4. воспитание уважения к правам человека и основным свободам, принципам, провозглашенным в Уставе ООН;

  5. участие ребенка в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту;

  6. воспитание уважения к окружающей природе.


Одной из главных составляющих образовательного процесса в дошкольном учреждении - является развивающая предметно-пространственная среда. Какой должна быть среда, где начинают свое обучение дети?

Организация образовательной деятельности требует от педагогического коллектива создания своеобразной предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить собственную активность ребёнка. Значит, предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной, должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. В условиях внедрения ФГОС, когда процедура тестирования детей и оценки педагогов по уровню успешности детей в группе уходят в прошлое, показателем качества образования становится развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования


Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития. ( Таблица1)


Таблица 1 «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с детскими видами деятельности»



Вид помещений


Оснащение


Познавательно-исследовательская деятельность

Сенсорное развитие

Игровые комнаты групп


  • Объекты для исследования в дей­ствии (доски-вкладыши, мозаика, палочки Кюизенера, наборы куби­ков и др.);

  • дидактические игры на развитие психических функций -мышления, внимания, памяти, воображения

Познавательное развитие

Методиче­ский каби­нет,

игровые комнаты групп


  • Объекты для исследования в дей­ствии (наборы для опытов с водой, воздухом, светом, магнитами, пе­ском, коллекции);

  • образно-символический материал (наборы картинок, календари пого­ды, природы, карты, атласы, глобу­сы и т.д.);

  • материалы, учитывающие инте­ресы мальчиков и девочек_


Формирование элементарных математических представлений

и целостной картины мира

Игровые комнаты групп


  • Объекты для исследования в действии (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша и др.);

  • образно-символический материал (головоломки, лабиринты);

  • нормативно-знаковый материал (календарь, карточки, кубики

  • с цифрами, линейки и т. д.);

  • развивающие игры с математиче­ским содержанием;

  • домино, шашки, шахматы

Методиче­ский каби­нет,

игровые комнаты групп


  • Образно-символический матери­ал;

  • нормативно-знаковый материал;

  • коллекции;

  • настольно-печатные игры;

  • электронные материалы (видео­фильмы, слайд-шоу различной тема­тики);

  • справочная литература (энцикло­педии)

Коммуникативная деятельность, развитие всех компонентов устной речи

Все про­странство детского сада


  • Картотека словесных игр;

  • настольные игры (лото, домино);

  • нормативно-знаковый материал;

  • игры на развитие мелкой мото­рики;

  • развивающие игры («Найди по описанию», «Что сначала, что по­том», шнуровки, вкладыши и др.);

  • алгоритмы (схемы) для обучения рассказыванию, мнемотаблицы для заучивания стихов;

  • художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;

  • картины, иллюстративный мате­риал, плакаты для рассматривания;

  • игры-забавы

Методиче­ский каби­нет,

игровые комнаты всех групп


Восприятие художественной литературы и фольклора

Методиче­ский каби­нет,

все помеще­ния групп, музыкаль­ный зал, участок учреждения


  • Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;

  • справочная литература (энцикло­педии);

  • аудио- и видеозаписи литератур­ных произведений;

  • образно-символический материал (игры «Парочки», «Литературные ге­рои», пазлы);

  • различные виды театров;

  • детские театральные костюмы, атрибуты для костюмов и постано­вок;

  • игрушки — предметы оперирова­ния;

  • алгоритмы (схемы) для обучения рассказыванию, мнемотаблицы для заучивания стихов;

  • картотека подвижных игр со сло­вами;

  • картотека словесных игр;

  • картотеки потешек, загадок, по­словиц и других форм литературно­го творчества;

  • книжные уголки в группах;

  • материалы, учитывающие инте­ресы мальчиков и девочек

Игровая деятельность

Игровые комнаты всех групп, участок учреждения


  • Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты;

  • игрушки — предметы оперирова­ния;

  • маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предме­ты быта);

  • полифункциональные материалы;

  • игры «На удачу», «На умственную компетенцию детей»;

  • строительный материал;

  • конструкторы;

  • материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек

Все про­странство учреждения


  • Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;

  • настольные игры соответствую­щей тематики;

  • альбомы «Правила группы», «Правила безопасности»;

  • игрушки-персонажи и ролевые атрибуты;

  • игрушки — предметы оперирова­ния;

  • маркеры игрового пространства;

  • материалы, учитывающие инте­ресы мальчиков и девочек


Все помеще­ния групп


  • Иллюстративный материал, пла­каты для рассматривания;

  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Семья», «Поликлиника» и др.);

  • уголок ряжения;

  • игрушки-персонажи и ролевые

  • атрибуты;

  • настольные игры соответствую­щей тематики;

  • этнокалендарь; фотоальбомы воспитанников; нормативно-знаковый материал

Формирование патриотических чувств и принадлежности к мировому сообществу

Игровые комнаты всех групп


  • Иллюстративный материал, пла­каты для рассматривания;

  • художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;

  • дидактические наборы соответ­ствующей тематики;

  • этнокалендарь;

  • фотоальбомы воспитанников; коллекции;

  • образно-символический материал (наборы картинок по исторической тематике для выстраивания времен­ных рядов, для иерархической клас­сификации);

  • нормативно-знаковый материал

Игровые комнаты всех групп

  • Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;

  • дидактические наборы соответ­ствующей тематики;

  • справочная литература;

  • образно-символический материал (наборы картинок по исторической тематике для выстраивания времен­ных рядов, для иерархической клас­сификации);

  • этнокалендарь;

  • фотоальбомы воспитанников;

  • коллекции;

  • нормативно-знаковый материал

Формирование представлений об опасных для челове­ка и окружающего мира природы си­туациях и способах поведения в них

Все про­странство учреждения (коридоры, холлы и пр.), участок учреждения

  • Иллюстративный материал, кар­тины, плакаты для рассматривания;

  • видеофильмы для детей;

  • дидактические наборы соответ­ствующей тематики;

  • художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;

  • энциклопедии;

  • игрушки — предметы оперирова­ния;

  • игрушки-персонажи и ролевые атрибуты;

  • маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предме­ты быта) с учетом правил безопас­ности

Игровые комнаты всех групп, участок дет­ского сада

  • Иллюстративный материал, кар­тины, плакаты для рассматривания;

  • видеофильмы для детей;

  • дидактические наборы соответ­ствующей тематики;

  • игрушки — предметы оперирова­ния;

  • игрушки-персонажи и ролевые атрибуты;

  • полифункциональные материалы;

  • настольные игры соответствующей тематики («Правила дорожного движения», домино «Дорожные знаки»)

  • строительный материал;

  • конструкторы;

  • детали конструктора;

  • художественная литература для чтения детям и рассматривания самими детьми по 00 «Безопасность»

Все про­странство учреждения, участок учреждения


  • Иллюстративный материал, кар­тины, плакаты для рассматривания;

  • видеофильмы для детей;

  • дидактические наборы соответ­ствующей тематики;

  • художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;

  • энциклопедии;

  • игрушки — предметы оперирования;

  • игрушки-персонажи и ролевые атрибуты;

  • маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предме­ты быта);

  • строительный материал;

  • конструкторы;

  • детали конструктора;

  • настольные игры соответствую­щей тематики;

  • информационно-деловое оснаще­ние учреждения («Безопасность»);

  • настольные игры соответствую­щей тематики

Конструирование из разного материала

Методиче­ский каби­нет,

игровые комнаты групп



  • Образно-символический матери­ал (наборы картинок, календари по­годы, природы, карты, атласы, глобусы и т. д.);

  • строительный материал;

  • конструкторы напольные;

  • детали конструктора настольно­го;

  • плоскостные конструкторы;

  • бумага, природные и бросовые материалы;

  • материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Все помеще­ния групп, физкультур­ный и музы­кальный залы, участок учреждения


  • Игрушки — предметы оперирова­ния;

  • маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предме­ты быта);

  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикма­херская», «Больница», «Ателье», «Би­блиотека», «Школа» и др.;

  • полифункциональные материалы:

  • материалы для аппликации, кон­струирования из бумаги;

  • природные, бросовые материа­лы;

  • материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек

Все про­странство учреждения, участок учреждения


  • Игрушки — предметы оперирования;

  • маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель);

  • полифункциональные материалы

  • образно-символический материал (виды профессий и т.д.);

  • настольно-печатные игры (лото «Профессии», «Кто что делает?»);

  • материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек

Музыкальная деятельность

Кабинет му­зыкального руководите­ля,

физкультур­ный и музы­кальный залы, игровые комнаты групп


  • Музыкальный центр;

  • пианино;

  • разнообразные музыкальные инструменты для детей;

  • подборка аудиозаписей с музы­кальными произведениями;

  • пособия, игрушки, атрибуты;

  • различные виды театров;

  • ширма для кукольного театра;

  • детские и взрослые костюмы;

  • детские хохломские стулья и стол;

  • шумовые коробочки;

  • дидактические наборы («Музы­кальные инструменты», «Русские композиторы»);

  • детские рисунки по темам кон­цертов артистов детской филармо­нии

Изобразительная деятельность

Игровые комнаты всех групп; участок учреждения

  • Слайды с репродукциями картин;

  • материалы и оборудование для продуктивной деятельности (аппли­кации, рисования, лепки);

  • природный, бросовый материал;

  • иллюстративный материал, кар­тины, плакаты;

  • настольно-печатные игры («Цвет», «Форма», «Ассоциация» и

  • др.);

  • альбомы художественных произ­ведений;

  • художественная литература с ил­люстрациями;

  • изделия народных промыслов (Дымково, Городец, Гжель, Хохлома, Палех, Жостово, матрешки, богород­ские игрушки);

  • скульптуры малых форм (глина, дерево);

  • игрушки, муляжи, гербарии, кол­лекции семян растений

Все про­странство учреждения, участок учреждения

Участок учреждения игровые комнаты всех групп

  • Слайды с репродукциями картин;

  • альбомы художественных произ­ведений;

  • художественная литература с ил­люстрациями;

  • иллюстративный материал, кар­тины, плакаты;

  • изделия народных промыслов (Дымково, Городец, Гжель, Хохлома, Палех, Жостово, матрешки, богород­ские игрушки);

  • скульптуры малых форм (глина, дерево)

Двигательная деятельность

Физкультур­ный и музыкальный залы,

игровые помещения

групп, участок

учреждения,

бассейн

  • Музыкальный центр;

  • оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бро­сания, ловли, ползания и лазания; общеразвивающих упражнений);

  • набор «Кузнечик»;

  • картотеки подвижных игр;

  • картотека «Игры, которые лечат»; , — игры на ловкость (кегли, «Пой­май рыбку» и т. д.);

  • тренажеры (велосипед и др.);

  • атрибуты для спортивных игр (хоккей, бадминтон и др.);

  • игровые комплексы (горка);

  • качели, карусели;

  • материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек

Физкультурный и музыкальный залы,

игровые помещения всех групп, участок учреждения бассейн

  • Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бро­сания, ловли; ползания и лазания; общеразвивающих упражнений);

  • настольно-печатные игры («Виды спорта» и др.);

  • игры на ловкость

  • (кегли, «Поймай рыбку» и т. д.);

  • тренажеры (велосипед и др.);

  • фитболы;

  • атрибуты для спортивных игр (хоккей, бадминтон и др.);

  • игровые комплексы (горка);

  • качели, карусели

Все про­странство учреждения, участок учреждения

  • Развивающие игры;

  • художественная литература;

  • игры на ловкость;

  • дидактические игры на развитие психических функций (мышления, внимания, памяти, воображения);

  • оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бро­сания, ловли; ползания и лазания; общеразвивающих упражнений);

  • набор «Кузнечик»;

  • картотеки подвижных игр;

  • картотека «Игры, которые лечат»;

  • тренажеры (велосипед и др.);

  • атрибуты для спортивных игр (хоккей, бадминтон и др.);

  • игровые комплексы (горка);

  • качели

Все помеще­ния групп, участок учреждения

  • Алгоритмы для запоминания по­следовательности культурно-гигиенических навыков;

  • художественная литература;

  • игрушки-персонажи;

  • игрушки — предметы оперирова­ния;

  • маркеры игрового пространства;

  • настольные игры соответствую­щей тематики;

  • иллюстративный материал, кар­тины, плакаты

Формирование на­чальных представлений о здоровом образе жизни

Все помеще­ния групп, участок учреждения

  • Иллюстративный материал, кар­тины, плакаты;

  • настольные игры соответствую­щей тематики;

  • игрушки-персонажи;

  • игрушки — предметы оперирова­ния;

  • физкультурно-игровое оборудова­ние;

  • оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бро­сания, ловли; ползания и лазания; общеразвивающих упражнений);

  • набор «Кузнечик»;

  • картотеки подвижных игр;

  • картотека «Игры, которые лечат»






Организуя среду ДОУ, необходимо, чтобы уже на уровне установки воспитатели были сориентированы на создание не столько предметно-развивающей (т.е., исходя из смысла, – развивающей предметы), сколько эмоционально-развивающей среды, т.е. такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка раннего возраста как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития. Для выполнения такой задачи необходимо определить условия (или компоненты среды), влияющие на эмоциональную атмосферу ДОУ. К ним, по нашему мнению, относятся:

  • профессиональная установка педагога на организацию эмоционально-развивающей среды в группе ДОУ – эмоционально-поддерживающий компонент среды;

  • внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) –  эмоционально-настраивающий компонент среды;

  • режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе детского сада – эмоционально-стабилизирующий компонент среды;

разнообразие занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты –  эмоционально-активизирующий компонент среды ДОУ;

и наконец, условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками – проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально-тренирующий компонент среды.

Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

Предметно-пространственная среда, должна стимулировать коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, в соответствии с возрастной спецификой его развития, индивидуальными особенностями каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.



Литература:

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.:ТЦ «Сфера», 2005. - 64 с.

  2. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Кодачигова Ю.В. Образовательная программа детского сада: Согласование с федеральными требованиями. – М.: АРКТИ, 2011.

  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.

  4. Давыдов В.В., Петровский В.А. и др. Концепция дошкольного воспитания// Дошкольное воспитание. – 1989, – № 5.

  5. Детский фонд ООН ЮНИСЕФ. Декларация прав ребенка, 1959.

  6. Закон «Об образовании» Российской Федерации.

  7. Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.

  8. Микляева Н.В. экспресс-конструктор образовательной программы: методическое пособие для детского сада и дошкольного отделения школы. – М.: ТЦ Сфера, - 2014.

  9. дошкольных образовательных учреждений области: Сборник методических материалов. - Ярославль, ИРО, 2008. - 66 с.

  10. Майер А.А., Давыдова О.И. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: Методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011.

  11. Маханева М.Д., Козлова Т.М., Скворцова О.В. Основная общеобразовательная программа детского сада-начальной школы. – М.: ТЦ «Сфера», 2011.

  12. Перспективные технологии дошкольного и начального образования: Сборник материалов научно-практической конференции 18-19 ноября 2008 года. Часть 1/ Сост. Н.В. Зайцева, Т.Н. Захарова, Е.В. Коточигова, О.В. Тихомирова - Ярославль: ИРО, 2008.- 82 с.

  13. Селевко Г.К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы: Методические рекомендации по разработке - Ярославль: ИРО, 1997. - 23 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Создание эмоционально - комфортной среды для развития ребенка в ДОУ

Автор: Кабаева Елена Николаевна

Дата: 03.05.2016

Номер свидетельства: 323900

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Организация Предметно-развивающей среды  с учетом ФГОС""
    ["seo_title"] => string(60) "orghanizatsiiapriedmietnorazvivaiushchieisriedysuchietomfgos"
    ["file_id"] => string(6) "259342"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448724559"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "ПЛАН ОБУЧАЮЩЕГО СЕМИНАРА: Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребёнка" "
    ["seo_title"] => string(112) "plan-obuchaiushchiego-sieminara-psikhologhichieskii-komfort-na-urokie-kak-usloviie-razvitiia-lichnosti-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "228690"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441457113"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Консультация "Создание благоприятной атмосферы в группе""
    ["seo_title"] => string(62) "konsul-tatsiia-sozdaniie-blaghopriiatnoi-atmosfiery-v-ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "275010"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452506879"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Консультация "Организация развивающей предметно-пространственной среды для социально-правового воспитания дошкольников" "
    ["seo_title"] => string(136) "konsul-tatsiia-orghanizatsiia-razvivaiushchiei-priedmietno-prostranstviennoi-sriedy-dlia-sotsial-no-pravovogho-vospitaniia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "222905"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1436948362"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Проект: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей   группе  «Мишутка»  в соответствии с ФГОС  дошкольного  образования»."
    ["seo_title"] => string(156) "proiekt-orghanizatsiia-razvivaiushchiei-priedmietno-prostranstviennoi-sriedy-v-starshiei-ghruppie-mishutka-v-sootvietstvii-s-fgos-doshkol-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "308812"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458667365"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства