«Создание социально – педагогических условий для развития конструктивных навыков межличностного общения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ».
«Создание социально – педагогических условий для развития конструктивных навыков межличностного общения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ».
Материал предназначен для воспитателей, психологов, методистов детских дошкольных учереждений. В данной статье описываются разные методики для исследования сформированности нравственных качеств характера у детей старшего дошкольного возраста.Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте, опыт первых отношений с другими детьми во многом определяет особенности самосознания ребенка, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди других детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Создание социально – педагогических условий для развития конструктивных навыков межличностного общения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ». »
Представление педагогического опыта
воспитателя Липиной М.А.
«Детский сад «Малыш» города Асбеста Свердловской обл.
Тема «Создание социально – педагогических условий для развития конструктивных навыков межличностного общения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ».
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте, опыт первых отношений с другими детьми во многом определяет особенности самосознания ребенка, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди других детей.
Для исследования сформированности нравственных качеств характера у детей старшего дошкольного возраста я использовала комплекс методик, так как считаю, что использование только одной методики не может дать достаточно полной и надежной информации. Я старалась сочетать объективные и субъективные методы. Использование проективных методик дополняла целенаправленным наблюдением за детьми в течение двух недель :
в процессе общения детей между собой во время свободной деятельности, прогулки, в ходе организации сюжетно-ролевых и других видов детских игр;
во время проведения фронтальных занятий, в частности по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром;
в процессе осуществления режимных моментов.
Диагностика когнитивного компонента нравственного сознания. Цель: изучить представления детей о нравственных качествах. Исследование проводила индивидуально. Подготовила следующие вопросы для беседы:
Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
При обработке данных учитывала, на что ссылается ребенок:
На обобщенное представление о качестве (Жадные…которые жалеют: все для себя берут и ничего бедным не дают)
На конкретных людей, как носителей определенного качества в конкретной ситуации (Смелый Женя, потому что он очень хорошо бегает. Никто его не догонит).
На литературных и сказочных персонажей (Добрый Дед Мороз. Он всегда с подарками приходит; добрый доктор Айболит, потому что лечит больных зверей).
На самого себя (Меня можно назвать добрым, я ведь никого не бью и не обижаю)
На совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта (Жадный тот, кто не дает конфету, сам все ест).
На оценку качества (Скромным можно назвать хорошего человека. Жадный – значит плохой).
На конкретное действие (Жадный тот, кто не дает попить).
На недифференцированное представление о качестве (Справедливый тот, который делает все только справедливое).
Проведя исследование, я проанализировала ошибки в представлениях детей о нравственных качествах, например:
Объяснение одного качества через другое ( «Справедливым можно назвать смелого. Бывают мальчики смелые. Они защищают девочек»);
Называние действий, не связанных с данным качеством («Илюша смелый. Всегда делает, что надо. У него дома «Лего», поэтому он смелый» ; «Добрый тот, кто рисует хорошо, зайцев хорошо рисует»; «Скромный, он все разбивает, все из рук летит»);
Неправильная нравственная оценка качества («Скромный – это плохой»).
На основании полученных данных я сделала вывод о том, что только у 67% детей представления о нравственных качествах соответствуют возрасту.
Следующая использованная мною диагностика – методика « Сюжетные картинки». Цель – изучение эмоционального отношения детей к нравственным нормам. Исследование проводила индивидуально. Ребенку представляла в картинках полярные по характеристикам нравственные нормы.
Доброта - жадность. Содержание картинок:
Мальчик угощает всех конфетами из коробки, улыбается;
Девочка закрывает руками все игрушки от окружающих её детей.
Отзывчивость – равнодушие. Содержание картинок:
Маленькая девочка плачет, другая её утешает, выражение лица второй девочки сочувствующие;
Один мальчик плачет над сломанной игрушкой, другой, показывая на него пальцем, смеется.
Дружелюбие – конфликтность. Содержание картинок:
Дети дружно играют на ковре;
Два ребенка отбираю друг у друга игрушку.
Аккуратность – неаккуратность. Содержание картинок:
Девочка причесывается перед зеркалом;
Девочка, в грязном платье, непричесанная, вырывает листы из книги.
Вежливость – невнимание к взрослым. Содержание картинок:
Ребенок предлагает женщине стул, она улыбается.
Бабушка сидит грустная, держится за голову; мальчик играет на барабане.
На основании полученных данных я сделала вывод о том, что только 56% детей правильно оценивают поведение детей, мотивируют свою оценку; у 26% детей эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо; а 18% воспитанников не могут соотнести настроение людей с конкретной ситуацией, объяснить их.
Данные диагностики я решила дополнить результатами диагностики поведенческого компонента нравственного сознания – методика «Подели игрушки». Цель: исследовать поведение детей в ситуации морального выбора.
Мальчикам предлагала поделить военную технику между собой и ещё двумя партнерами по игре, а девочкам поделить кукол. Для трёх участников игры предлагала всего пять предметов. По результатам диагностики 34% детей моральный выбор делают неправильно, делят игрушки в свою пользу ( себе – три, остальным – по одной).
Таким образом использование данных методик дало мне достаточно полную картину не только особенностей поведения ребенка, но и позволило вскрыть психологические основания того или иного поведения, направленного на сверстника. Эмоциональное и практически – действенное отношения выявились в этих методиках в неразрывном единстве. Что особенно ценно для диагностики межличностных отношений.
На основании полученных результатов я разделила детей на три группы: 56% детей с высоким уровнем сформированности нравственных качеств характера, 28% детей со средним, и 16% (3 детей из 18человек) с низким уровнем.
Воспитатель для дошкольника первый человек после родителей, обучающий ребенка правилам поведения в обществе, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. Поэтому я составила программу коррекционной работы с детьми, имеющими низкий уровень сформированности нравственных качеств характера, так как я считаю, что целенаправленные и последовательные занятия в этой области могут стать эффективным средством воспитания детей дошкольного возраста.
Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определённых педагогических условий:
Гуманного отношения взрослых к ребенку;
Четкой постановки задач нравственного воспитания;
Организации активной практической и интеллектуальной деятельности ребенка, формирующей доброжелательные отношения.
Для того, чтобы правильно организовать коррекционную работу по нравственному воспитанию, я наметила её примерное содержание, определила конкретные требования, соответствующие задачам, и конечные цели.
Цель – создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками.
Задачи: способствовать развитию умений отстаивать своё мнение и считаться с мнением других, взаимодействовать в группе (ставить совместные спектакли, рисовать); способствовать развитию знаний о современном этикете, воспитанию культуры поведения в отношениях с разными людьми.
Программу « Создание социально – педагогических условий для развития конструктивных навыков межличностного общения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» реализовывала в группе №4 Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Малыш» Асбестовского городского округа с детьми 6 – 7 лет.
В программе предусмотрела следующие разделы:
Хорошие качества человека
Помощь
Дружба
Вежливость
Доброта
Отношение к природе
Любовь
Трудолюбие
Чувства
Следуя данной программе, я еженедельно обобщала знания детей по определенной теме в ходе бесед, игр, творческих работ, решения проблемных ситуаций, а также консультаций с родителями.
Программу коррекционной работы с детьми, имеющими низкий уровень сформированности нравственных качеств характера, рассчитала на учебный год. Тематику занятий разбила по месяцам. В течении одного месяца дошкольники расширяли знания по определённой теме, состоящей из подтем. Заканчивали изучение выставкой детских работ, подбором пословиц или пополнением информации в родительском уголке. Реализовала программу коррекционной работы с детьми посредством игр, бесед, коллективных и индивидуальных творческих заданий, направленных на глубокое проживание детьми той или иной темы. Игры, проблемные ситуации старалась направлять на развитие творческого потенциала детей. Беседы планировала доверительные и дружеские, цель их была – не навязывать детям ту или иную нравственную ценность, а помочь понять, что нравственные поступки являются основой развития человеческого общества и жизни человека. Задания подбирала такие, которые способствуют формированию у старших дошкольников привычки выполнять общественные правила вежливости, учат культуре общения.
Особое внимание уделяла подбору текстов для чтения. К каждому тексту подбирала вопросы для обсуждения с детьми, задания по данной теме. Пословицы и поговорки подбирали дети с помощью родителей дома с цель закрепления выводов о характере поступков и поведения. Игры, творческие задания (инсценировки) были направлены на глубокое проживание той или иной темы.
Я считаю, что коррекционная работа, проведенная мной с детьми, имеющими низкий уровень сформированности нравственных качеств характера, дала положительный результат. Родители воспитанников, сотрудники дошкольного учреждения, работающие с данными детьми, отмечают, что дети стали справедливо разрешать конфликты и споры, оценивать поступки персонажей произведений. У дошкольников расширились представления о взаимоотношениях людей. Эффективность проведенной коррекционной работы видна даже за небольшой период времени.
Я думаю, что отведенного времени для выполнения данной работы недостаточно. Сложно сформировать у детей основы ценностного отношения к себе и окружающим людям, систематизировать и обобщить правила поведения, научить ответственности перед другим человеком за короткий период времени. Процесс формирования нравственных качеств длительный, требует значительных усилий со стороны родителей и педагогов. В связи с этим, коррекционную работу с детьми, имеющими низкий уровень сформированности нравственных качеств характера, я буду продолжать в следующем учебном году.
План коррекционной работы
Тема
период
Формы работы с детьми
Совместная деятельность воспитателя и детей
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие с семьями детей
Продукт деятельности
Хорошие качества человека
Беседа «Честность»
Чтение – обсуждение Э. Успенский «Это я виноват». Решение проблемных ситуаций.
Обыгрывание ситуации «Хороший поступок»
Дома подобрать пословицы о честности
Картотека пословиц
Беседа «Уважение»
Решение проблемных ситуаций. Чтение – обсуждение «Добрая собака» А.Лопатина
Рисование «Достойные поступки»
Рисунки детей
Помощь
Беседа «Помощь взрослым»
Чтение – обсуждение «Так или не так?» О.Буцень
Творческое задание «Рубашка помощи»
Рисунки детей
Беседа «Служение людям»
Чтение – обсуждение «Журавль» Т.Вершинина
Игра «Солнечные подарки»
Совместная работа «Подарок»
Подарки
дружба
Беседа «Вместе тесно, а врозь скучно»
Обсуждение проблемных ситуаций.
Чтение – обсуждение «Два товарища» Л.Толстого
Дидактические игры «Колечко дружелюбия», «Верные рукавички».
Творческое задание «Рассказ о друге»
Беседа с родителями «Выбор друзей»
Истории о друзьях
Беседа « Дружелюбие»
Решение проблемных задачек.
Игра «Пословицы».
Рисование портрета друга
Подбор пословиц о дружбе
Рисунки «Мой друг»
Вежли
вость
Беседа «Будь вежливым!»
Дидактическая игра «Школа вежливости»
Творческое задание «Приветливые люди»
Подобрать список вежливых слов
Беседа «Наши добрые слова»
Обыгрывание ситуаций. Чтение – обсуждение С. Маршака «Урок вежливости»
«Игры «Вежливый ручеек», «Цветок доброты».
Рисование «Благодарное сердце»
Собрать пословицы о вежливости
Картотека игр.
Коллективная работа «Благодарное сердце»
Доброта
Беседа «Что значит быть добрым?»
Чтение – обсуждение А.Неелова «Даром ни одно дело не пропадает»