Просмотр содержимого документа
«Современные подходы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов на тему:
«Современные подходы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста»
Выполнила педагог
Савельева Н.С
Развитие связной речи – одно из приоритетных направлений работы любого дошкольного учреждения. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной разумной жизни». Наряду с этим во ФГОС ДОО мы видим следующие целевые ориентиры: на этапе завершения дошкольного детства ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, выстраивать речевое общение со сверстниками и взрослыми. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Овладение связной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Однако в ДОУ ежегодно увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения, обедненный словарный запас. Уровень речевого развития детей, поступающих в ДОУ, не соответствует возрастной норме. Одним из существенных факторов является невнимание родителей к развитию речи своего ребенка: дети не знают стихов, сказок, рассказов, не умеют правильно логически построить свое высказывание. Прочтение книг родители заменяют просмотром мультфильмов. Это негативно сказывается на всех сферах деятельности ребенка. У многих детей снижена познавательная активность, а также дети практически не интересуются художественной литературой. Мои многолетние наблюдения и диагностическое обследование речевого развития детей показали, что некоторые дети:
-имеют не большой словарный запас;
-не могут правильно сформулировать свои мысли;
-затрудняются отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
-не могут построить развернутый и связный и логический рассказ, придумать свою сказку, решить творческую задачу:
-детям не хватает уверенности в себе, у многих детей низкая самооценка, застенчивость, страхи, трудности в общении с другими детьми и взрослыми.
-часто наблюдается заниженный уровень речевого общения: не умеют выстроить диалог, разумно сформулировать вопрос, высказать свою мысль.
Встала проблема:
Как найти оптимальные средства для развития связной речи детей и их системного использования на основе равноправного взаимодействия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, побудить детей к творческой деятельности, заставить их укрепить веру в себя и свои способности? Определив проблему, я стала искать пути решения. В результате изучения различных авторских методик по проблеме развития связной речи детей дошкольного возраста у меня возникла идея использовать методы и приемы ТРИЗ. Считаю наиболее интересным в своей работе нетрадиционный подход в освоении материала по совершенствованию и развитию связной речи у дошкольников. Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по – своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки к сказкам, смешивать несколько сюжетов в один и т. д. Мною была выбрана тема: «Современные походы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста» Цель: развивать и совершенствовать связную речь дошкольников, используя нетрадиционные подходы, способствовать развитию творческой личности с развитым воображением.
Исходя из цели, поставила перед собой следующие задачи:
-Обогащать и активизировать словарный запас детей.
-Формировать разговорную речь (диалогическую и монологическую).
-Расширять речевые и познавательные возможности детей..
-Способствовать развитию у детей мысленной активности, памяти, внимания, воображения, речевой самостоятельности.
-Развивать фантазию и творчество детей в литературной деятельности.
-Воспитывать любовь к народному творчеству и русским традициям.
-Тесно взаимодействовать с родителями с целью их активного включения в процесс развития детей.
Критерии оценивания результативности:
Дети в своей речи используют распространённые предложения, владеют описательным рассказом;
обогатился словарный запас детей, не стало детей с низким уровнем развития речи; дети проявляют самостоятельность и инициативу в придумывании сказок, рассказов, загадок; используют в своей речи разнообразные средства выразительности; повысился интерес у детей к художественной литературе, устному народному творчеству; повысился уровень заинтересованности родителей в развитии детей в данном направлении.
Свою работу я выстроила в несколько этапов: на 1 этапе – ориентационно – диагностическом совместно с логопедом проведено обследование речи детей, определены направления работы по результатам диагностики, составлено перспективное планирование работы с детьми и родителями. Проведя углубленную диагностику речи детей, начиная со второй младшей группы, выявила, что уровень развития речи из 26 детей высокий – 19%, средний – 73%, низкий – 8%.У детей был скудный словарный запас, большая часть детей имели дефекты звукопроизношения.
На втором этапе - поисково – теоретическом я изучила соответствующую методическую литературу по развитию связной речи с использованием ТРИЗ, прошла курсы повышения квалификации. Пополнила центр развития речи «Говорун» дидактическими играми: «Цепочка слов», «Угадай по описанию», «Хорошо – плохо», «Кто делает так же» и др. Создала развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности, пополнила различные виды театров: пальчиковый, теневой, настольный, би – ба – бо.
Создала картотеку загадок, потешек, пословиц поговорок, подобрала сказки для просмотра детьми, составила схемы – модели для составления сказок и загадок. В группе был организован театр «Родители детям», где родители принимают активное участие.
На третьем этапе –практическомиспользую элементыинновационной технологииразвития речи Г. С. Альтшуллера ТРИЗ, таким образом, дети учатся нестандартно мыслить, создают собственные творения, развивают свою фантазию. Считаю, что ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, снять чувство скованности, преодолевая застенчивость. Для успешной реализации цели и задач я использую такие методы и приемы: речевая зарядка, конструирование слов и словосочетаний, придумывание новых названий сказки, введение частицы «не», введение в сказку нового героя, отгадывание сказки по части слов, игра – задание «Интервью», постановка проблемного вопроса, метод «Волшебной палочки», составление загадок. Применяю их для разных целей: для привлечения внимания, повышения интереса к деятельности, развития речи детей. Основной формой деятельности является игра, что создает эмоциональный комфорт. Игра близка и понятна детям. На начальном этапе организую игры, направленные на развитие творческого воображения, в которые входят слова родственники, уменьшительно – ласкательные формы существительных, обобщающие слова, метафоры: «Назови ласково», «Укрась слово» и др. Для формирования основ устной речи использую специальные игры. В этом плане большое значение имеет конструирование слов и предложений. И тут мне помогает игра «От каждого по словечку» - «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» и т. д. С помощью сказки мы можем научить детей сравнивать поступки героев, доказывать, что, по их мнению, хорошо и что плохо. Для этого я использую игру «Хорошо – плохо». Например, в сказке «Рукавичка» нравственный урок предлагаю раскрыть с помощью поговорки «В тесноте, да не в обиде», Все внимание приковано к рукавичке, но все забыли про деда, который остался без рукавицы зимой. Сказку «Кот в сапогах» рассматриваем с помощью пословицы «Чужими руками хорошо жар загребать». Для поддержания интереса к сказке, развития умения задавать вопросы, использую игру «Интервью». Создается игровая ситуация с героем сказки, например, «Курочка ряба», ребенок берет в руки «микрофон» и начинает задавать вопросы: - А почему вы плачете? Что случилось? Или, например, вопросы к Красной шапочке – Здравствуйте, как вас зовут? Куда вы идете? Кто вас попросил? и т. д. Прием – «введение нового героя» в сказку развивает творческое рассказывание, поворачивает сказку в новое русло. С помощью вопроса «А если бы…»( например, не волка встретила Красная Шапочка, а…, Колобок не встретил лису?) мы придумываем новое окончание сказки, вводим нового героя. Обычно мы задаем массу вопросов по содержанию прочитанного, я использую вопросы проблемного характера такие как: «Почему?», «Зачем?», «Каким образом?». Например: «Зачем колобок покатился по дорожке?», «Как бы кот победил людоеда, если бы тот не превратился в мышку». Для развития воображения использую игровой прием «Волшебной палочки». На вопрос «Как помочь Колобку, чтобы его не съела лиса?» дети фантазируют и ищут разнообразные ответы.
Как показал опыт, детям не только нравится отгадывать, но и самим составлять загадки, используя модели, разработанные А.А.Нестеренко. В своей работе я использую три модели составления загадок:
Модель №1. Какой? Что бывает таким же?
Модель №2. Что делает? Что (кто) делает так же?
Модель №3. Какая часть? У какого объекта есть такая же часть?
Для составления загадки выбираем объект, соответствующий теме недели, подбираем образные характеристики по заданным признакам. Данные характеристики записываются схематически в левой части таблицы. Затем все вместе подбираем сравнения и вносим их в правую часть таблицы. После этого дети читают загадку коллективно или кто – то один
Хочется отметить, что вся моя работа базировалась на основе тесного сотрудничества и взаимодействия с логопедом, педагогами ДОУ, родителями. Хороший результат в своей работе вижу только при тесном взаимодействии с родителями. Для родителей проводились консультации: «Волшебный мир книги», «Воспитание сказкой», «Игры, способствующие развитию речи ребенка», индивидуальные беседы с целью приобщения их к воспитанию и развитию речи детей. Родители принимали участие в пополнении предметно - развивающей среды в группе, активно участвовали в театрализованных постановках, праздничных развлечениях.
Своим опытом работы делилась с педагогами города в рамках городских методобъеденений, проводила консультации для педагогов ДОУ.
Третий этап – заключительно – обобщающий направлен на подведение итогов проведенной работы по развитию связной речи у детей с использованием современных подходов. Проведя диагностическое обследование, наблюдая за самостоятельной деятельностью, я выявила, что дети стали более инициативны и самостоятельны в придумывании сказок, рассказов, загадок. Повысилась речевая активность. Дети с интересом относятся к организации деятельности, стал более богатый словарный запас, Речь становится более «чистой», грамматически правильной. Дети стали более активными, самостоятельными и раскрепощенными.
Результатом работы стало создание картотеки словесно – дидактических игр, используемая в работе с детьми, собрана подборка видеозаписей. Пополнился центр театрализованной деятельности новыми атрибутами. Возрос интерес родителей к проблеме развития связной речи детей. Опыт работы и игровые пособия, которые были разработаны мной, педагоги ДОУ применяют в практической деятельности, при организации проектной деятельности с детьми в группах.