Просмотр содержимого документа
««Современные подходы к проблеме познавательного развития дошкольника через использование педагогических технологий».»
«Современные подходы к проблеме
познавательного развития дошкольника
через использование педагогических технологий».
Подготовил: педагог МБДОУ «Ягодка»
Малышева Е.Б.
В дошкольном образовательном учреждении весь образовательный процесс направлен на развитие и воспитание детей. Потребность активного отношения к миру служит потенциалом движущих сил развития ребенка. Развитие — это процесс качественного изменения. Следовательно, применительно к дошкольному образованию целесообразно вести разговор о педагогических технологиях не как о технологиях обучения, которые конечной своей целью ставят формирование у детей знаний, умений, навыков, а как о технологиях, которые помогают эти знания, умения, навыки сделать средством развития личностных качеств ребенка (активности, инициативности, самостоятельности, креативности и др.).
Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка.
В развитии познавательной активности значительную роль играют:
Игровые технологии.
С целью развития познавательного активности на занятиях уместно использование игр, требующих логического мышления. Таких как мозговой штурм, аквариум. («Аквариум» – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Дети могут выступать в роли экспертов и аналитиков)
Для увеличения развития познавательной активности хороший результат приносит использование ребусов и кроссвордов.
Еще одной современной технологией повышения познавательной активности у детей являются:
Информационно-коммуникационные технологии.
Использование ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию усвоения нового, активизирует познавательную деятельность детей. Средства информационно — коммуникационных технологий становятся условием быстрого и расширенного усвоения ребенком знаний, более полного восприятия материалов, что становится результатом работы развития познавательной активности.
Данное направление облегчает процесс запоминания материала, позволяет сделать занятие более интересным и динамичным. Повышение эффективности процесса восприятия происходит за счёт одновременного изложения материала воспитателем и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности.
Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить на технологии, в которых используются мультимедийные презентации; технологии, в которых используются информационно-обучающие компьютерные программы, и технологии, в которых используются тестирующие программы. Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов. Информационно-обучающие программы для дошкольников позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем. Тестирующие программы могут быть использованы для психолого-педагогической оценки развития детей дошкольного возраста.
Технология проектной деятельности
это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Виды проектов:
1.исследовательско - творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево - игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3.информационно - практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4.творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Это стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Для исследовательской деятельности могут быть использованыдоступные и интересные детям дошкольного возраста типы исследования:
-Опыты (экспериментирование) - освоение причинно-следственных связей и отношений.
-Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира).
-Путешествие по «реке времени» – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).
Эти современные технологии ориентированы на развитие активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. А все эти качества - основа готовности дошкольников к условиям современной жизни.
Использование современных технологий в педагогическом процессе будет приносить только положительные результаты, если они будут соответствовать поставленным целям и задачам.