Просмотр содержимого документа
«Советы логопеда родителям!»
Консультация для родителей
«Советы логопеда родителям!»
Рассматривая этапы нормального речевое развития ребенка можно отметить то, что в последнее время резко возросло количество дошкольников с речевыми проблемами. Все больше встречаются дети с тяжелыми речевыми расстройствами: ЗРР, ОНР, заиканием, дизартрией. И родители обращаются к логопеду после 5 лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к этому возрасту многое бывает упущено, приходится исправлять уже неправильно сложившееся языковое употребление. Что потребует масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Так как период раннего детства является определяющим для становления речи.
Почему это происходит?
Практически все родители следят за физическим развитием своих детей. Подобного не скажешь о речевом развитии. Каждый ребенок индивидуален, в том числе и в плане речевого развития. Но существуют, так же как и в физическом становлении, определенные сроки появления речи (которые были рассмотрены выше). Если у ребенка раньше или на данный момент наблюдается отставание в речевом развитии, это должно служить для родителей «звоночком»: либо внимательно наблюдать за дальнейшим развитием и решить, какие шаги предпринимать, либо же сразу обращаться за консультацией к специалистам – неврологу, детскому психологу, нейропсихологу, логопеду. Ведь всем известно, что от речевого развития зависит общее психологическое развитие и развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания ребенка, формирование сферы межличностного взаимодействия. Правильная, красивая, связная речь - залог успешного обучения ребенка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.
Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:
С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода, при этом почаще давайте малышу возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией.
Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: ваш малыш заговорит только тогда, когда вы захотите его слушать.
Говорите с ребенком медленно, короткими и доступными фразами, не переходите на «детский язык», не допускайте «ненормативной лексики».
Уделяйте ребенку побольше времени; почаще будьте рядом с малышом, в пределах его досягаемости, берите на руки: телесный контакт жизненно необходим.
Каждый день читайте малышу; ни в коем случае не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас почитать; не раздражайтесь, если придется много раз читать одну и ту же книжку, которую ребенок особенно полюбил; радуйтесь, что он уже книголюб и имеет собственные пристрастия.
Не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно.
Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
Не сравнивайте своего малыша с другими детьми.
Помните, само собой ничего не происходит! Обеспечьте своему ребенку необходимые условия для успешного развития.
Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, - необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных речевых расстройств. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка.