Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.
Как же родители могут помочь ребенку дома. Для этого учитель-логопед разрабатывает буклеты рекомендательного характера. Педагог и родитель это одна команда работающая сообща, и идущая вместе к одной цели.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Советы логопеда"»
- это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Например, если ребенок не может сам обнажить верхние зубы, логопед приподнимает указательным пальцем верхнюю губу ребенка. Таким образом, создается новое ощущение - приподнимание верхней губы.
Использование слухо-зрительно-кинесте-тического метода заключается в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении. Для формирования слухо-зрительного образа звука логопед демонстрирует ребенку артикуляционную схему, показывает положение артикуляционного уклада с помощью рук с одновременным произношением звука. Например, при постановке звука [ш] ребенка просят сделать ладошку и язычок «чашечкой», произнести звук и одновременно удерживать ладонь руки в форме чашечки.
Артикуляционная гимнастика дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации, включая в работу различные анализаторы, движения рук к движениям язычка, используя многообразие вспомогательного материала и увлекая в мир Веселого Язычка, учитель-логопед преодолеет у ребенка негативизм, связанный с необходимостью многократно повторять определенные артикуляционные уклады.
Артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие стано-вится интересным, увлекательным, эмоциональ-ным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Дополнительные указания к использованию бусины в упражнениях:
Шарик (бусина) должен быть строго индивидуальным.
Соблюдать гигиену рук перед занятием.
Приготовить носовой платок (салфетку).
Шарик (бусину) с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой.
Сладкую бусину в качестве вознаграждения позволить съесть ребенку по окончании выполнения упражнений.
В случаях проявления аллергии у ребенка рекомендуется использовать пластмассовую бусину.
Занимательные упражнения с бусиной
Готовое ожерелье (нитка-резинка) с бусиной надето на шею ребенка. Переднюю часть нити, натянув по обе стороны от бусины, удерживаем в руках.
«Послушный Язычок». Губы в улыбке. Язык распластан на нижней губе. Бусина лежит на передней части языка.
Этот маленький дружок –
Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
«Маятник». Двигать бусину по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук нити языком вправо-влево.
Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»
«Лифт». Двигать бусину по вертикально натянутой нити вверх (вниз шарик падает произвольно).
Лифта чудо-механизм
Вызывает оптимизм:
Кнопочку нажал, и вот- Он тебя наверх везёт!
«Чай с конфеткой». Язык - «чашечкой». Поймать бусину в "чашечку", «проглотить» - присосать язык с бусинкой к нёбу.
Эту чашечку, дружок,
Сделал ловкий язычок.
Можно чай туда налить
И с конфетами попить.
«Болтушка».Толкать языком бусину вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
«Грибок». Усложнение привычного упражнения тем, что на спинку языка кладется бусина.
Вверх подняли язычок,
Стал похож он на грибок.
Мы подержим так немножко
А затем потянем ножку.
« Пофыркаем!». Ловить бусину губами (вар 2: бусина между верхней губой и распластанным языком), с силой выталкивать, "выплевывая" её.
Упражнения с шариком «Орешек». Поймать шарик губами. Сомкнуть губы, насколько это можно, покатать шарик от щеки к щеке.