Просмотр содержимого документа
«Сказки -шумелки в работе с Дошкольниками»
«Сказки – шумелки», как инновационная форма
Музыкальных игр с детьми дошкольного возраста»
С дошкольного возраста мы создаем условия для общения детей с музыкой, развиваем их эмоции, чувства, воображение, расширяем кругозор, побуждаем детей к творчеству.
Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально - творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.
Игра на детских шумовых инструментах развивает музыкальный слух, ритм, память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности , является универсальным средством развития творчества детей, их воображения и фантазии. Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок..
Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.
Такие занятия предполагают решение целого ряда актуальных задач художественно-эстетического развития:
формирование представлений о средствах музыкальной выразительности;
пробуждение интереса к творческомумузицированию;
развитие музыкальных способностей (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха);
развитие коллективных навыков игры;
формирование художественного вкуса.
Исполнение сказок – шумелок способствует развитию у детей навыков общения и помогает увереннее держаться во время выступлений. Звукоподражание на шумовых инструментах , с различной динамикой и темпом развивает у детей творческую фантазию, обучает способам и приемам игры на детских музыкальных инструментах.
Слушая сказки, дети учатся ждать, пока начнет играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки.
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать. Совместное изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает изобретательность детей, но и позволяет сделать взаимоотношение детей с педагогами, родителями более интересными и плодотворными.
Играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.
Алгоритм работы со сказкой:
Знакомство со сказкой: чтение, кукольный спектакль или просмотр мультфильма.
Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.
Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования.
Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания.
Озвучивание сказки.
При озвучивании сказки или стихотворений с детьми 2 – 3 лет, педагог первое время играет на шумовых инструментах сам.
С детьми от 3 лет рекомендуется совместное или поочередное озвучивание текста шумами. Используются в сказке 2-3 инструмента.
Дети 4-5 лет озвучивают сказку или стихотворение самостоятельно, подбирая подходящие шумовые инструменты.
Дети 5-7 лет самостоятельно придумывают и озвучивают сказки.
Озвучивание сказки очень увлекательный и интересный процесс.
Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму.
Сказка должна быть выучена так, чтобы можно было рассказывать почти наизусть.
В сказке текст составляется так, что после одной – двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.
Определите, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста
Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы. Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.
Благодаря использованию инструментов история или сказочка становится более интересной и яркой.
Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным.