Упражнения на профилактику плоскостопия и индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы;
Полоскание полости рта после полдника.
Закаливание в ДОУ – это регулярное использование природных факторов для повышения устойчивости детского организма к изменениям погодных условий. Занятия гимнастикой и закаливание не дают мгновенный эффект, эффект вырабатывается месяцами, и даже годами. Потому так важно соблюдать систематичность проводимых процедур и вести график согласно возрастным категориям дошкольников. Поддерживать регулярность закаливания стоит и родителям, чтобы здоровый образ жизни прививался ребёнку на постоянной основе и вне детского сада.
Примерный график проведения закаливающих процедур в детском саду
Закаливающие процедуры
Возрастные группы
Младшая
Средняя
Старшая
Подготовительная
Повседневное закаливание
Поддержание оптимального воздушно-температурного режима в групповых помещениях
От +22 до 18 градусов
От +21 до 18 градусов
Сквозное проветривание
Выполняется исключительно в отсутствие дошкольников каждые 1,5 часа. Длительность проветривания — не более 10 минут
Прием детей на улице
Осуществляется исключительно в теплый период года (с мая по сентябрь)
Утренняя гимнастика, физкультурные занятия
В холодное время года организуются в групповых помещениях или физкультурном зале при температуре воздуха + 18 градусов. Летом целесообразно проведение занятий на свежем воздухе при условии отсутствия температурных экстремумов.
Воздушные ванны
Проводят на улице в утренние часы, когда фиксируются наименьшие показатели загазованности атмосферы
Прогулка (в скобках указаны минимально допустимые показатели температуры воздуха)
До -15 градусов
До -20 градусов
Нормализация температурного режима в группе перед возвращением воспитанников с дневной прогулки
До +19 градусов
До +18 градусов
Дневной сон
В осенние, зимние и весенние месяцы — после предварительного проветривания, длительность которого регулируется в соответствии с погодными условиями. Летом — без маек при открытых окнах (воспитатель контролирует отсутствие сквозняка)
Гигиенические процедуры.
В течение дня.
Целевые упражнения (развитие дыхательной системы, профилактика сутулости, плоскостопия, переутомления)
В рамках выполнения комплекса гимнастических упражнений, физкультминуток. В летние месяцы рекомендовано выполнение на свежем воздухе.
Специальные закаливающие мероприятия
Полоскание горла
Теплой водой
Водой комнатной температуры
Холодной водой
Ходьба босиком
По ковру, дорожке здоровья, солевым дорожкам, теплому песку
Обширное умывание
Умывание лица, мытье рук до локтя после дневного сна с помощью воспитателя.
Умывание лица, мытье шеи, груди, рук до локтя после дневного сна.
Умывание, мытье шеи, груди, рук до локтя после сна и занятий физической культурой.
Ножные ванны, обтирания влажным полотенцем
В теплое время года после прогулки.
Солнечные ванны
Дозированно, в утренние или вечерние часы (до 9.00 или после 16.00)
Следует отметить, что график закаливающих мероприятий для старшей или подготовительной группы может быть значительно изменен и дополнен при условии достижения значительного прогресса в сфере систематического оздоровления и повышения показателей здоровья воспитанников. Так, целесообразно обеспечить разнообразие средств закаливания за счет чередования процедур, в том числе местного и общего действия, чтобы гарантировать высокий уровень устойчивости детских организмов к холоду и инфекционным поражениям в будущем.
Ввиду того, что оздоровительный эффект закаливания во многом зависит именно от характера воздействия комплекса внешних факторов, сезонный фактор при организации укрепления иммунитета воспитанников может быть использован максимально полно. В летний период проведение закаливающих процедур в ДОУ становится особенно актуальным ввиду простоты организации сеансов, их максимальной безопасности, возможности приобщить к участию в мероприятиях оздоравливающего характера как можно больше воспитанников.
Летом закаливание может стать одним из неотъемлемых элементов режимного процесса, способствующим реализации комплекса важных задач. Вот лишь некоторые из них:
Внедрять эффективные профилактические меры, снижающие вероятность развития эпидемий в группах в осенне-зимний период.
Приучать воспитанников чувствовать себя максимально комфортно в различных условиях, не боятся холодной воды и воздуха.
Воспитывать целеустремленность, уверенность в собственных силах.
Приобщать к здоровому образу жизни и непрерывной физической активности.
Летом правильная организация закаливающих процедур в ДОУ предусматривает ежедневное осуществление солнечных воздушных ванн в утренние часы, когда фиксируется наименьшая активность небесного светила и минимальные показатели загазованности воздуха. Дневную прогулку можно легко дополнить обтиранием, обливанием, хождением босиком и другими видами оздоровительной активности, которые помогут разнообразить детский досуг и сделать его более полезным. Вследствие реализации комплекса мер за летние месяцы в детском саду удается адаптировать организм воспитанников к температурным перепадам, что позволяет продолжить закаливание в группах и гарантировать низкие показатели заболеваемости.
Проведение закаливающих мероприятий в детском саду регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13, предусматривающем дифференцирование использование природных факторов с обязательным контролем со стороны уполномоченных сотрудников. Ввиду того, что процесс оздоровления является комплексным и многоэтапным, целесообразно реализовать контроль закаливания в ДОУ на разных уровнях, что отражено в таблице.
Должностные лица, ответственные за организацию и анализ проведения закаливающих процедур в ДОУ
Полномочия и обязанности
Администрация детского сада
Осуществление координации деятельности педагогов, медицинского работника и других сотрудников по вопросам организации закаливания дошкольников. Контроль выполнения санитарно-гигиенических норм и указаний представителей вышестоящих медицинских органов касательно порядка оздоровления детей. Обеспечение непрерывного обучения работников ДОУ методике проведения закаливающих процедур с учетом возрастных и личностных факторов детского контингента. Реализация мер, направленных на согласование единых мер закаливания детей с родителями, в рамках налаживания взаимодействия с семьями.
Медицинский работник
Разработка графика закаливания дошкольников по сезонам, которая осуществляется после изучения медицинских документов каждого воспитанника, оценки его психофизического состояния. Сотрудничество с воспитателями в сфере организации закаливания в группах. Консультирование педагогов и родителей по вопросам проведения сеансов оздоровления, в том числе в ходе групповых организованных бесед. Выполняет анализ закаливающих мероприятия в ДОУ, оценивания их эффективность и показатели прогресса на основании данных о заболеваемости дошколят. При необходимости — корректирует графики закаливания, ведет поиск новых способов сохранения здоровья малышей, не противоречащих санитарно-гигиеническим нормам.
Инструктор по физической культуре
Определяет вид специальной методики закаливания для каждой группы, принимая во внимание актуальное физическое состояние детей. Сотрудничает с педагогами в сфере организации сеансов оздоровления в ходе режимных моментов. Ведет просветительскую работу, разъясняя на родительских собраниях важность систематического укрепления здоровья малышей и популяризации здорового образа жизни.
Воспитатели
Выполняют комплекс оздоровительных процедур в группе согласно графику, руководствуясь врачебными рекомендациями и основываясь на актуальном самочувствии воспитанников. Способствуют формированию положительного отношения детей к закаливанию, создавая благоприятный эмоциональный фон при проведении сеансов. Контролируют соответствие одежды дошкольников температурным условиям в групповых помещениях, на улице. Отслеживают интенсивность факторов воздействия на каждого из детей, фиксируя в табеле уровень вовлеченности в процесс закаливания.
Таким образом, наблюдение за проведением закаливающих процедур в ДОУ выполняет практически весь персонал, гарантируя механизмы взаимоконтроля и активного взаимодействия. Основным показателем эффективности системы закаливания, реализуемой в детском саду, является снижение показателей заболеваемости, возрастание интереса воспитанников к различным видам физической активности и здоровому образу жизни.
Логвина Т.Ю. Средства физической культуры в оздоровлении детей дошкольного возраста: Метод. пособие. – Жлобин: ИПП Техническая книга»,1997. - 52 с.
Микляева Н.В., Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду: «Точки роста»: Методическое пособие/ Под общ.ред. Н.В. Микляевой. - М.: АПКиППРО, 2010. – 136 с.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под.ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.-352с.
Спирина В.П. Закаливание детей. - М., 2010.
Степаненкова Э.Я. – Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ.высш.пед. заведений. – М.: Издательский центр «Академия».2001. – 368 с.
Рубинштейн, С. Л. = Основы общей психологии – Издательство: Питер, 2002 г. - 720 с.
Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И., Пальчиковая гимнастика. Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. – 2-е изд. – СПб.: Корона-Век, 2007. - 128 с.
Уварова З.С., Спирина В.П., Юрко Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М., 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. – Москва: Эксмо, 2014. – 52 с.
Фролов, В.Г., Физкультурные занятия, игры на прогулке: Пособие для воспитателя. – М. Просвещение, 1986. - 159с.