"Сенсорное воспитание и сенсорное развитие в дошкольном возрасте"
"Сенсорное воспитание и сенсорное развитие в дошкольном возрасте"
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка - буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции цвет, положение в пространстве и т.п.)
В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют по-разному.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Сенсорное воспитание и сенсорное развитие в дошкольном возрасте"»
Сенсорное воспитание и сенсорное развитие в дошкольном возрасте
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка - буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции цвет, положение в пространстве и т.п.)
В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют по-разному.
С.А. Козлова, Т.А. Куликова дают такое определение. Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
По Поддъякову Н.Н., сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).
В определениях Козлова С.А. и Поддъякова Н.Н. речь идет о целенаправленном процессе. В первом определении указано кто руководит процессом, во втором - на кого он направлен, результатом воздействий в одном являются формирование чувственного познания, совершенствование ощущения и восприятия, в другом - развитие сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Развитие способностей более высокий уровень развития всех познавательных процессов.
Запорожец А.В. определяет сенсорное воспитание следующим образом. Сенсорное воспитание - направленно на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления и т.д.
Запорожец А.В. и Поддъяков Н.Н. дают разные названия результата, в одном случае ощущения, восприятие и представления - это процессы, в другом - сенсорные способности.
Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.
Определение Венгер Л. А. отличается от предыдущих понятий. Венгер Л. А. указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т.е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе. Под сенсорной культурой Венгером Л. А. подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.
М. Монтессори (1870-1952) рассматривала сенсорное развитие как важную составную часть и основу формирования личности: без развитых органов чувств не может быть интеллекта и воспитанного человека. Чувственное восприятие является основой умственного и нравственного жизни Метод М. Монтессори не просто указывает ребенку на качества предметов и явлений окружающего мира, а дает возможность самостоятельно приобретать знания и открывать свой внутренний мир, что значительно важнее, чем сообщение со стороны взрослых. Система сенсорного воспитания М. Монтессори включала понятия "сенсорная культура ребенка". Материал, разработанный М. Монтессори, построен так, чтобы развивать отдельные сферы ощущений, учить слушать тишину и звуки, различать цвета, форму, вес и прочее. Ценность упомянутой системы воспитания заключается в том, что дидактический материал в ней - не самоцель, а средство.
Таким образом, проанализировав и просинтезировав, указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание - это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.
Современная система сенсорного воспитания создана на основе научных данных о психологическом и физиологическом развитие ребенка. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются все органы чувств. Особенно благоприятный ранний возраст ребенка, когда ознакомления с качествами предметов является решающим в умственном развитии. Этот период называют золотым временем сенсорного воспитания. А ограничения внешних впечатлений порождает у ребенка ощущение сенсорного голода, замедляет ее умственное развитие.
Современная педагогическая наука на основе данных психологии и педагогики определяет содержание сенсорного воспитания, которое должно осуществляться по принципу формирования, обогащения и углубления ориентирования детей (начиная с раннего возраста) в окружающем мире. Ознакомление с цветом, формой, размером предметов должно происходить одновременно с усовершенствованием звукового анализа языка, формированием музыкального слуха, развитием мышечно-суставной чувствительности и др.
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей дошкольного возраста. Сенсорные способности складываются в процессе развития восприятия, которое определяется условием и использованием в деятельности систем перцептивных действий и систем сенсорных эталонов.
На этой основе можно определить следующие задачи сенсорного воспитания:
1) формирование у детей систем обследовательских (перцептивных) действий;
2) формирование у детей систем сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
3) формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Этот объем определяется, с одной стороны, многообразием особенностей окружающего ребенка мира, а с другой стороны - разнообразием деятельностей, которые начинают складываться в дошкольном возрасте и имеют различные сенсорные основы.
Сенсорное воспитание осуществляется в неразрывной связи с разнообразной деятельностью детей. Особое значение в сенсорном развитии играют продуктивные виды деятельности: рисование, лепка конструирование.
Успешное овладение той или иной деятельностью зависит от совершенствования и развития сенсорных процессов, т.е. от восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому воспитатель организует обследование - специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. Правила для общих видов обследования: восприятие целостного облика предмета; мысленное деление на основные части и выделение их признаков (форма, величина, цвет, материал); пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, сверху и т.д.); вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета.
Для обогащения сенсорного опыта детей можно использовать дидактические игрушки и предметы, продуктивные виды деятельности (изобразительная деятельность, конструирование, лепка). Эффективным средством сенсорного воспитания является природа, т.к. познание природного окружения осуществляется чувственным путем: при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Игры с природным материалом, с песком и водой, а также организация труда в природе обогащают сенсорный опыт ребенка.
Таким образом, чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, следовательно, интенсивно осуществляется сенсорное воспитание и развитие дошкольника. Это позволяет формировать разнообразные представления об окружающем мире, на основе которых развиваются мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства ребенка.
Для сенсорного воспитания необходимо соблюдение ряда условий. Одним из важных условий сенсорного воспитания является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей. Именно в условиях содержательной, результативной деятельности складываются возможности сделать особенности, отношения, свойства предметом внимания детей, предметом освоения.
Таким образом, в результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Успех сенсорного воспитания обусловливается содержательной деятельностью детей и обучающим воздействием взрослого.
Психолого-педагогические особенности детей 4-5 лет
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли.
В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным.
Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование .
Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение .
На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи.
Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Методика сенсорного воспитания
Развитие ощущений и восприятий происходит успешнее в условиях целенаправленной содержательной деятельности.
Условия сенсорного воспитания:
1) Содержательная деятельность дошкольника.
Содержательная деятельность дошкольника является одним из важных условий сенсорного воспитания. Именно в условиях содержательной, результативной деятельности появляется возможность сосредоточить внимание детей на особенностях, свойствах предметов, помочь им освоить эти предметы. Эта возможность обусловлена тем, что именно в деятельности дети легко осознают зависимость ее результата от умения выделить качество, свойство, отношения и ориентироваться, опираясь на них. Например, качество рисунка ребенка зависит от умений выделить форму предмета, отношение частей, цвет, величину и т.п. В связи с этим сенсорное воспитание не выделено в специальный раздел, а включено по видам деятельности: в изобразительную, музыкальную, игровую, трудовую и т.д.
2) Обучение - позволяет наиболее успешно осуществить сенсорное воспитание, так как без целенаправленного и систематического руководства взрослых ребенок осваивает сенсорный опыт путем проб и ошибок.
3) Руководство взрослых .
В процессе сенсорного воспитания можно выделить 4 этапа:
Привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен.
Для этого воспитатель предлагает ребенку создать какой-то продукт, который должен быть сходным с образцом или удовлетворять определенным требованиям, например, сделать рисунок или постройку по образцу.
Дети, не имея достаточно организованного сенсорного опыта, начинают выполнять задание, не проанализировав образец, не отобрав нужный материал. Они сразу начинают действовать: подклеивают книги, не соразмерив величину бумажных полос и т.п.
Во всех случаях дети не анализируют, не обследуют образец или материал, предложенный для деятельности. Они ограничиваются общим, не расчлененным восприятием и, естественно, ошибаются: рисунок и постройка оказываются непохожими, книги подклеены короткими полосками и т.д.
Ошибка, не умение достигнуть результата в деятельности ставят ребенка перед необходимостью познания, выделения особенностей предметов, материала. Этой ситуацией неудачи пользуется взрослый, чтобы помочь ребенку увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности, которое важно для достижения цели деятельности. Этот момент является исходным для обучения детей способам выделения свойств, особенностей предметов.
Обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках.
В процессе такого обучения воспитатель показывает и называет само перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое было результатом обследования. Затем он предлагает детям повторить обследование предмета, точно воспроизводя показанное действие, назвать действие и то качество, которое выделено в результате. Например, чтобы научить воспитанников выделять круглую форму, воспитатель показывает перед ними круглый предмет, говорит «прокачу», «катится», а затем определяет особенность: «круглый предмет». Затем дети сами прокатывают предметы, а педагог спрашивает: что они делают, катится или нет. Дети повторяют и действия, и речевое обозначение.
На этом этапе, чтобы обеспечить отчетливое вычленение того или иного качества и отделения его от сопутствующих, целесообразно использовать прием сравнения данного качества с противоположным, которое выделяется теми же обследовательными действиями.
Ознакомив детей со способами обследования и качествами предметов, нужно организовать упражнения в выделении этих качеств. При этом важно следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точность словесных обозначений. Для упражнений необходимо отбирать разные предметы с проявлениями данного качества Целесообразно освоить упражнения в группировке разнообразных предметов по признаку данного качества. В этих условиях происходит отделение качества от конкретного предмета, что является исходным моментом для перехода к новому этапу – формированию обобщенных представлений о разных свойствах.
Формирование представлений об эталонах.
Исходным в этом процессе является умение группировать предметы по тому или иному качеству: собрать все красные шарики в красную коробку и т.п. Дальнейшая работа предполагает ознакомление детей с многообразным выражением той или иной меры качества: светлые и темные оттенки данного цвета и т.д. Это достигается сравнением разнообразных предметов, обладающим различными мерами того или другого качества. Все это позволяет подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков эталонов, которые закрепляются в речи. Такими признаками могут быть, например, у фигуры количество сторон и углов, у металла - блеск поверхности, прочность и т.д. Постепенно ребенок овладевает названиям эталонов. Детей учат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов, учат сравнивать предмет с эталоном, замечать сходство и отличия. Это позволяет видеть особенности предметов, видеть известное в новом, относить предметы к группам по различным качествам. Овладение эталоном поднимает умственную деятельность ребенка на новую ступень: формируется процесс обобщения на чувственной основе, усугубляются процессы анализа, обобщения на основе владения эталоном. В процессе этой работы к концу дошкольного возраста дети овладевают не единичными эталонами, а их системами. Для освоения систем эталонов важны упражнения на классификацию, дополнение неполных систем. В результате овладения в процессе обучения системами перцептивных действий и системами эталонов дети получают широкие возможности для ориентировки в окружающей действительности.
Создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности.
Для осуществления этой цели важна система заданий, требующих при их выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений.
Содержанием таких заданий может быть самостоятельное изображение предметов, когда ребенок должен проанализировать особенности формы, соотношение и расположение частей и т.д., отбор материалов и инструментов для труда. На этом этапе работы воспитатель широко использует все виды деятельности, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Методика сенсорного воспитания предусматривает:
- формирование у детей перцептивных действий;
- формирование у детей представлений о сенсорных эталонах;
- формирование у детей умений самостоятельно применять их в практической деятельности.
Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений восприятий и представлений детей.
Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Поэтому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится особо понятен детям, если затем они используют свои представления в практической деятельности: в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным, ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.
В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются и уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим, основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей также умение воспринимать предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т.д.
Таким образом, сенсорное восприятие должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью, ведущей формой сенсорного воспитания и обучения являются занятия, основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера. В зависимости от задач сенсорного и умственного воспитания, возраста и опыта детей воспитатель может использовать разные занятия, руководить развитием ощущений, восприятий и представлений в наиболее подходящей для данного момента форме - учебном занятии, детской игре, или сенсорном упражнении.