1. | Добрый день! Уважаемые коллеги! Разрешите представить опыт работы по теме самообразования «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры» |
2. | «Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Сухомлинский А.В. |
3. | Цель: повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста, через дидактические игры Задачи: - совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста; - обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию в соответствии с ФГОС ДО - повысить компетентность родителей по данной теме через индивидуальные беседы, консультации и т.д. |
4. | В настоящее время происходят большие изменения в нашей жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.д. (Венгер Л. А.) |
5. | С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. |
6. | Значение сенсорного развития состоит в том: является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность; позитивно влияет на эстетическое чувство; является основой для развития воображения; развивает внимание; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; влияет на расширение словарного запаса ребенка; влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. |
7. | Сенсорное развитие, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, т. е. все формы познания – память, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия и являются продуктом их переработки. Поэтому стоит уделять большое внимание сенсорному развитию ребенка раннего возраста и не упустить важный период в его жизни. |
8 | Для того чтобы сенсорное развитие проходило регулярно необходимо обращать внимание малыша на одежду, продукты, объекты домашней обстановки, на улице, т. е. подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. |
9 | Но без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие ребенка не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а может быть даже неверным. Одним из таких приёмов является применение дидактических игр. |
10. | Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО, поскольку обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребенок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. |
11 | Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребёнком более успешно, так как его внимание направлено на развёртывание игрового действия и выполнения правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу. |
12. | Для успешной организации сенсорного развития в группе создана насыщенная предметно- пространственную среда. Уголок сенсорики оснащен различными дидактическими играми, дидактическими материалами направленными на развитие у детей памяти, внимания, логического мышления, тактильно звуковых, зрительных ощущений, мелкой моторики рук. |
13. | Дидактическая игра «Подбери заплатку» Цель игры: развитие логического мышление и зрительного восприятие ребенка, мелкой моторики пальцев рук. Закрепляются знания геометрических фигур; а также это отличная тренировка для развития цветовосприятия и усидчивости. Благодаря таким играм ребенок учится анализировать, выделять часть и соединять из частей целое. |
14. | Дидактическая игра «Вкусные пончики» - игра направлена для развития целостного восприятия, развитие внимания. Малышу необходимо правильно из множества половинок выбрать нужные. Такую игру можно предложить малышу от 1,5 лет. |
15. | Многофункциональное пособие «Необыкновенная муфта». Каждая из предлагаемых игр, в которые можно играть как в детском саду, так и дома, направлена на развитие воображения, внимания, памяти, мышления, речи, мелкой моторики рук, умения различать и называть цвета, усидчивости, самостоятельности и творчества. |
16 | Работа с родителями была организована в следующих формах: Консультации, буклеты, папки-передвижки, велись беседы с родителями. |
17. | Работая над данной темой, я смогла убедиться в том, что сенсорный опыт является источником познания мира. От того как ребёнок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путём, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребёнок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Дидактические игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения окружающего, правил и отношений, существующих в мире. |