Русский танец - от традиции к современности.
Муз. руководитель Бахарева О.Н.
Нет явлений в этом мире так или иначе не связанных с традициями народа.
Ничто не рождается на пустом месте, без освоения опыта прошлого. Традиции –
своего рода двигатель прогресса культуры, те органические черты разных сторон
жизнедеятельности, которые отбираются, сохраняются и развиваются поколениями
как лучшие, типичные, привычные. Основа традиции – правильное отношение к
национальному наследию. Но если наследие - все искусство прошлого, то в
традицию переходит все то, что имеет непреходящую ценность. Это опыт народа,
то, что способно по-новому жить в современности. Традиционная культура
представляет собой сферу концентрации определенного коллективного опыта
прошлого и рождения инноваций, обеспечивающих адаптацию традиционных
культурных норм к изменяющимся условиям существования этноса. Традиционный
опыт поколений, понимание сущности традиций, а значит, культурных норм,
поведенческих стереотипов, знаний и опыта, обычаев и привычек, воспитания
сегодня нужны для преобразований как в общественной, так и в частной жизни. И
верное их толкование, правильное понимание дает нам путь и надежду в
обустройстве современного общества.
Учитывая это, ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного
образования заявляет приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства» для решения задачи «объединения
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-
нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества». Другими словами ФГОС ДО
отмечает необходимость активизации процесса воспитания патриотизма
дошкольника.
Дети дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы.
Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и
сопереживать. Это время благодатной почвы, ведь в этом возрасте возникают
большие возможности для систематического и последовательного нравственного
воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций,
чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс
осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека
является наиболее благоприятным для эмоционально- психологического
воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны и поэтому они
остаются в памяти надолго, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего
гражданина. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству,
стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к
его защите.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача,
особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого
познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Значительную роль в этом играет приобщение к народному музыкальному
творчеству. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл и
«звучащей историей» и «звонкими живыми летописями». Оно помогает возродить
преемственность поколений, дает детям нравственные устои, патриотические
настроения. Ведь отрубание от своих корней ведет к бездуховности нации.
Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних
видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека.
На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец
всегда был тесно связан с трудовым календарным сельскохозяйственным годом
(посев, сбор урожая и т.п.) Он тесно связан и с различными сторонами народного
быта, обычаями, обрядами, верованиями (рождение, свадьба, игры и т.п.) В танце
народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям.
Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа.
Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и
религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в
народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского
народа, что в свою очередь, накладывало опечаток и на танец, который на
многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.
Поэтому знакомство, исполнение русских танцев так важно для детей
дошкольного возраста. При этом главная цель – воспитать у детей любовь к
русским народным танцам, народной музыке. Она решается при помощи решения
следующих задач:
- Воспитывать интерес и любовь к народному танцу;
- Знакомство с многообразием русского народного танца;
- Обучить детей элементам русских народных танцев;
- Развивать эмоциональную сферу детей, как важнейшую основу их внутреннего
мира, и способность воспринимать и понимать народный танец;
- Развитие творческих способностей детей;
- Воспитание доброжелательное и внимательное отношение друг к другу.
Для успешного претворения в жизнь поставленнх задач, следует
руководствоваться принципами: Первый:
- Высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального материала и
высокое качество исполнения его. То есть детям предлагаются яркие и известные
образцы русских танцев, в хорошем исполнении солиста или, чаще, оркестра
народных инструментов.
- Учет возраста и особенностей детей, в том числе, их общего музыкального развития.
То есть, подбирая музыку танца, учитывается его доступность для детей.
- Учитывать специфику восприятия музыки детьми. Другими словами, музыка
должна быть понятна детям, а для этого должна проводиться систематическая
работа по восприятию и пониманию детьми музыки.
- И еще один обязательный принцип: знакомство и освоение движений русских
танцев и самих танцев от простого к сложному. То есть все
движения, перестроения служат основой для освоения более сложных.
Самым древним и распространенным русским народным танцем является
хоровод. Хоровод – массовый танец, основное его построение - круг. Его круговая
композиция – подобие солнца. А движение по ходу солнца – хождение за
солнцем – «посолонь» - берет свое начало из старинных языческих обрядов.
Хоровод неотделим от русской песни. Песня наложила отпечаток на характер и
стиль танца, определив особенности его исполнения. Существует несколько видов
хороводов.
В орнаментальном хороводе участники ходят кругами, рядами, заплетают из
хороводной цепочки различные фигуры, согласуя свой шаг с ритмом песни,
являющейся лишь музыкальным сопровождением.
В игровых хороводах рисунок построения проще, чем в орнаментальных.
Композиционно эти хороводы строятся по кругу, по линиям или по парам. В центре
круга происходит действие, разыгрывается сюжет. В линейном построении хороводов
участники поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог.
Парный танец – один из любимых видов русского народного танца. Он состоит из
перестроений, отдельных движений, выполняемых парой. Каждое движение имеет
свой смысл: лирическое отношение к партнеру или задор, живость исполнения.
Пляска-импровизация – её еще называют перепляс – это соревнование в
виртуозности движений в силе, ловкости, выносливости, изобретательности. Это
показ характера исполнителя, демонстрация виртуозности исполнения движений.
Исполнение это, обычно, носит импровизационный характер.
Многолетний опыт работы с детьми позволяет достаточно определенно
утверждать, что знакомство с русской народной танцевальной музыкой нужно
начинать с раннего дошкольного возраста. Это, конечно, самые простые движения,
элементов русских танцев, обязательно сопровождающиеся русской народной
мелодией. Таким образом, у детей накапливается некоторый запас движений
русских танцев и появляется возможность к импровизации (сначала по показу,
позже – самостоятельной).
Из года в год движения, элементы русских танцев усложняются, обогащаются, и в
старшем дошкольном возрасте преображаются в русские плясовые, неторопливые
руские танцы, хороводы.
В танцах появляются сложные построения и перестроения, объяснить и понять
которые помогают схематичные изображения.
Таким образом, начиная с раннего возраста, во время всего пребывания
Детей в детском саду, на музыкальных занятиях происходит знакомство детей
с народными движениями, русскими народными танцами. К концу пребывания
в детском саду:
- дети осваивают определенное количество русских движений;
- импровизируя, используют эти движения. «сочиняя» свои танцы;
- узнают знакомые мелодии русских танцев,
- с удовольствием исполняют парные русские танцы,
- передают характер танца: удалой, живой или лирический.
То есть, народный танец способствует разностороннему развитию ребенка.
У детей развивается координация, пластичность, артистичность, музыкальность.
коммуникабельность.
Обучая воспитанников народным танцам, мы знакомим их с одной из
важнейших отраслей народного творчества. По своей содержательности, силе
и яркости, красоте формы, выразительности и эмоциональности русские
народные пляски представляют превосходный материал для развития
художественного вкуса детей, они помогают познакомить детей с обычаями
своего народа.
Народное творчество – это важнейший способ выражения сущности народной
культуры. Художественные произведения народной культуры представляют собой
тот источник мудрости и духа народа, который питает в наши дни самосознание
общества и его культурную идентичность.
М.П. Мусоргский сказал: «Утрата народом своего искусства, своих
художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому
существованию нации».
Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается
навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Важно
напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими
ценностями, зародить интерес к истории России. Это основная задача,
в том числе и в работе музыкального руководителя.