Просмотр содержимого документа
«Русские народные игры в ДОУ»
Русские народные игры в ДОУ
«Есть одна только общая для всех прирожденная
наклонность, на которую всегда может рассчитывать
воспитание: это то, что мы называем народностью.
Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»
К.Д.Ушинский.
Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.
Народное творчество на протяжении многих лет является сокровищницей национальных традиций, основным компонентом сохранения своеобразия национальной культуры, ему принадлежит огромная роль в процессе эстетического, нравственного и физического воспитания подрастающего поколения, формирования верных морально-этических ориентиров, заложенных в народном творчестве как наиболее емкой и образной форме выражения национального характера русского народа, его культуре. Культура – это хранилище человеческих возможностей, замыслов и перспектив. Именно поэтому она выступает как система условий происхождения человеческих способностей – творческих по своей природе. В таком виде культура не может быть прямо и однозначно «навязана» осваивающему ее ребенку через своды некоторых форм и предписаний. Процесс ее освоения, а стало быть, и детского развития носит творческий характер и является развивающим образованием, в русле которого происходит размыкание зоны ближайшего развития ребенка в перспективу бесконечного становления человека субъектом культуры и истории.
Детское развитие – процесс приобщения ребенка к освоению мира культуры, его самоопределения в нем. Присваивая культуру, ребенок приобретает важнейшие созидательные способности: творческое воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность поведения, элементы рефлексии.
Специфическое осмысливание человеческой культуры происходит в детских видах деятельности и доступных для дошкольников формах. Прежде всего, это конечно игра, именно игра – фундаментальный источник духовного роста в дошкольном возрасте, своеобразная школа ребёнка.
Народные игры являются неотъемлемой частью духовного и физического воспитания дошкольников, так как радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Ведь испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда.
Рассматривая физическое воздействие подвижной игры, следует отметить, что в игре организм выполняет ряд физиологически важных движений, и, таким образом, в значительной степени способствует правильному росту и развитию ребёнка. Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей. Я предлагаю рассмотреть народные игры для детей разного дошкольного возраста.
Игры для младшей группы:
У медведя во бору.
Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога «медведя», 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами: «У медведя во бору грибы, ягоды беру. А медведь не спит, и на нас рычит». После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем» и идет в берлогу.
Зевака.
Дети встают в круг, на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен ловить мяч. Мяч перебрасывают, пока кто-то его не уронит. Тот, кто уронил мяч, встаёт в центр круга и по заданию играющих выполняет 1- 2 упражнения с мячом.
Игры для средней группы:
Золотые ворота.
Выбираются ворота (двое детей, которые образуют ворота). Остальные участники берутся одной рукой друг за друга образуя цепочку. Дети начинают произносить слова и двигаться вперёд, проходя под воротцами:
«Золотые ворота, пропускают не всегда.
На первый раз прощается, второй раз запрещается. А на третий раз не пропустят вас».
После этих слов «ворота» опускают руки вниз. Кого поймали, те становятся продолжением ворот. Становятся рядом.
Красочки.
Выбирается водящий – «монах» и ведущий – «продавец». Все остальные играющие загадывают в тайне от «монаха» цвета красок. Цвета не должны повторяться. Игра начинается с того, что водящий приходит в «магазин» и говорит: «Я, монах в синих штанах, пришел к вам за красочкой». Продавец: «За какой?» Монах называет любой цвет, например: «За голубой». Если такой краски нет, то продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!». «Монах» начинает игру с начала. Если такая краска есть, то играющий, загадавший этот цвет, пытается убежать от «монаха», а тот его догоняет. Если догнал, то «краска» становится водящим, если нет, то краски загадывают вновь и игра повторяется.
Игры для старшей группы:
Третий лишний.
Количество участников - от 8 человек. Играющие становятся кругом в парах лицом друг к другу и берутся за руки. Двое водящих занимают место за кругом. Один из них убегает, а другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий становится под руки к кому-нибудь спиной. К кому станет спиной, тот «третий лишний», который должен убегать. Он должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (коснется, осалит) убегающего, то они меняются ролями. Таким образом, водящие все время меняются.
Эта общеизвестная и любимая молодежью игра становится еще более интересной, если ее дополнить следующим: когда убегающий станет впереди какой-либо пары, то «третий лишний», находящийся позади, не спасается бегством от догоняющего, а сам начинает преследовать его. Правило. Убегающему от преследования нельзя мешать.
Игры для подготовительной группы:
Аленушка и Иванушка.
Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга. Играющие встают в круг и берутся за руки. Иванушка должен поймать Аленушку. Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!» Аленушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама она не очень-то торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. Движения водящих комичны и иногда неожиданны. Случается, Иванушка принимает за Аленушку кого-то из стоящих рядом и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку. Как только Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.
Али – Баба и разрывные цепи.
Играющие делятся на две команды и встают, взявшись за руки, лицом к команде противника, на расстоянии 5–7 метров. Игру начинает одна из команд словами: «Али-Баба!» Вторая команда хором отвечает: «О чем, слуга?» Вновь говорит первая команда, называя имя одного из игроков команды противника, например: «Пятого, десятого, Сашу нам сюда!» Названный игрок оставляет свою команду и бежит к команде противника, стараясь с разбега разорвать цепь, то есть расцепить руки игроков. Если ему это удается, он забирает в свою команду игрока, расцепившего руки. Если цепь не разорвалась, то он остается в команде противника. Игру команды начинают по очереди. Побеждает та команда, в которой через определенное время будет больше игроков.
В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно. Игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляется мощная психо-эмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоциональные ощущения. И чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир, тем уютнее и увереннее ощущает он себя в жизни.
Для игры характерно особое явление, свойственное только ей, – растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребенок в подвижной игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребенок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры, он никогда бы не добился.
Таким образом, подвижные игры являются важнейшим средством всестороннего развития ребенка и важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных способностей, правил поведения, этических ценностей общества.