Просмотр содержимого документа
««Роль дидактических игр в развитии речи детей раннего возраста»»
Тема: «Роль дидактических игр в развитии речи детей раннего возраста»
Самое ценное в нашей жизни — дети. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. являются одной из важнейших задач при воспитании дошкольников. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому я перед собой поставила цель: развивать речь детей раннего возраста посредством дидактической игры. Для достижения цели поставила перед собой Задачи: - целенаправленно обогащать словарь детей; - развивать активную речь; формировать: - потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи; - побуждать пониманию речи окружающих без наглядного сопровождения; - способствовать воспринимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы; поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности - побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними; - формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста; - приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а главное с помощью игр. Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Она сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность. Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Игра является и средством обучения. Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности, представляет собой игру познавательную, расширяющую и систематизирующую представления об окружающем мире, влияющую на развитие любознательности, познавательных процессов и способностей дошкольника, является для маленького человека наиболее подходящей формой развития. Основная особенность дидактических игр заключается в том, что в них, познавательная деятельность сочетается игровой. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Игра отвечает естественным потребностям ребёнка раннего возраста, способствует нормальному развитию психических познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры. В играх с предметами я использую народные игрушки: пирамидки, башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца, логические кубы, мозаика и реальные предметы. Детей привлекают их красочность, забавность действий с ними. Совершая основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д., дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку. Так дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: "Кукла Катя проснулась", "Кукла Катя обедает", "Магазин игрушек" помогают закрепить знания детей о названии одежды куклы, столовой посуды, игрушек, активизирует речь. Игра "Новая кукла" учит детей правильно называть предметы мебели в групповой комнате, закрепляет знания детей об их назначении, активизирует речь. Игры с природным материалом организую во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение. Особенно любимы детьми настольно-печатные игры, например: «Домино», «Лото», «Чьи детки? » формируют речь, закрепляют знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные, растения). Манипулируя игрушками в процессе игры, дети обозначают действия: кукла сидит, стоит, ест, пьёт, спит, упала, плачет, танцует с мишкой и т. п., т. е. употребляют глаголы. Еще один вид – это словесно - дидактические игры, играющие значительную роль в развитии речи ребенка. Их использование помогает развивать в детях способность слушать речь взрослого и прислушиваться к произносимым словам и подражать часто слышимым словам и звукосочетаниям, умение отвечать на вопросы доступными, ранее усвоенными словами, а не действиями. В этом мне помогает использование фольклора во всех видах деятельности, т. к. ценность раннего обучающего воздействия фольклором давно подмечена народом. Я использую детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову). Народ создал чудесные произведения — потешки, прибаутки, с тем, чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнения детей в произнесении звуков. Являясь воспитателем группы раннего возраста, я постоянно наблюдаю за тем, как развивается речь ребенка, как играют малыши. Например, широко применяю словесные приемы: речевой образец, доступный по содержанию и форме; повторное проговаривание - преднамеренное многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания; объяснение для раскрытия сущности некоторых явлений или способов действия; указания - разъяснению детям способы действия для достижения определённого результата; задаю вопрос - словесное обращение, требующее ответа. Ребёнок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития осуществляем в беседах и консультациях. Систематически пополняется и обновляется информационная среда для родителей по речевому развитию детей раннего возраста, перечень фольклорной литературы для домашнего изучения. Это и памятки, и специально подобранные гимнастики, упражнения, стихотворения и др. Внимательно изучив и проанализировав методическую литературу по теме «Развитие речи у детей раннего возраста через дидактические игры» я пришла к выводу, что дидактические игры играют большую роль в формировании словарного запаса и активной речи у детей раннего возраста. Дидактическая игра служит закреплению знаний, полученных детьми в детском саду, и активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей.