Роль дидактической игры в активизации познавательной деятельности дошкольников
Роль дидактической игры в активизации познавательной деятельности дошкольников
Данный материал представляет собой доклад, раскрывающий роль дидактических игр в активизации познавательной деятельности дошкольников. Доклад предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль дидактической игры в активизации познавательной деятельности дошкольников»
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Процесс обучения и воспитания – это организованное взаимодействие педагога и ребенка для достижения образовательных целей. Одним из составляющих процесса обучения является учебно-познавательная деятельность ученика.
«Учебная деятельность – один из видов деятельности, которая заключается в усвоении определенного круга знаний, в приобретении умений и навыков самостоятельно учиться и применять полученные знания на практике» - так определяется этот вид деятельности в психолого-педагогическом словаре. В отличие от учебной деятельности, смысл которой состоит в присвоении уже готовых, добытых другими знаний о мире, познавательная деятельность направлена на достижение научного понимания окружающей действительности и представляет собой «процесс постижения индивидом окружающей природной и социальной реальности» .
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат воспитанию, развитию и коррекции учащихся со сниженным интеллектом. Благодаря использованию дидактических игр можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.
Дидактическая игра в учебном процессе, по мнению, А.А.Катаевой и Е.А.Стребелевой, является средством обучения , поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт.
Также дидактическая игра является одновременно формой и методом. Дидактические игры имеют огромное значение в обучении, воспитании и развитии умственно отсталого дошкольника. Если систематизировать все аспекты влияния игры на ребенка, то можно отметить, что дидактические игры развивают познавательный интерес, делают процесс обучения более значимым, усиливают эмоциональную сторону процесса обучения и воспитания, имеют определенное воспитательное воздействие, что, в конечном итоге, способствует повышению качества обучения.
Игра всегда эмоционально захватывает умственно отсталого ребенка, а обучение и воспитание через эмоции – это то, что делает процесс познания личностным, значимым для каждого ребенка, воспитывает мировоззрение. Дидактическая игра же связана с различными переживаниями: интересом, волнением, чувством ответственности, торжеством победы, радостью успеха, отчаянием, огорчением и т.д. Внесение элементов занимательности, непосредственно связанных с изучением материала, создает положительные эмоции, которые обеспечивают успешное протекание целенаправленной деятельности школьников. Привлекает детей в игре и другая, тоже очень важная ее сторона: простота и доступность способов деятельности. Правила игры просты, посильны и понятны для выполнения.
Дидактическая игра – могущественный рычаг коррекции умственного развития ребенка. Играя, дети решают дидактическую задачу в занимательной форме. Благодаря активной форме участия в играх достигается более высокий уровень запоминания событий, имевших место в игре. Дидактическая игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? В дидактической игре все равны – она посильна даже слабым. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность умственно отсталым учащимся преодолеть стеснительность, неуверенность в себе, что благотворно сказывается на результатах обучения.
Дидактическая игра – средство для установления атмосферы взаимопонимания и доброжелательности между детьми и педагогом. Отношения между взрослым и ребенком в игре носят личностный подход, когда педагог ориентируется на личность ребенка в целом.
Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в их подборе. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Приемы и методы руководства дидактическими играми:
привлечения внимания к игре (загадки, считалки, сюрпризы, т.д.)
краткость и ясность речи воспитателя
активное участие воспитателя в игре (отмечает удачные решения, поддерживает, подбадривает, уточняет, напоминает)
коммуникативная направленность
Организация дидактической игры:
Подготовка к проведению дидактической игры
Проведение дидактической игры
Анализ
В настоящее время утверждаются новые подходы к формированию познавательной деятельности отдельной личности на основе трех основных направлений:
1. Социально - психологического, направленного на формирование потребности к познавательной деятельности, чтобы ребенок хотел этим заниматься, получал удовольствие от занятий. Для этого логопед использует игровые методы и приемы, яркое нестандартное оборудование, привлекающее глаз ребенка.
2. Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Дети получают знания в доступной форме. В своей работе педагог должен использовать пальчиковый массаж. Дети, массируя пальцы, воздействуют на находящиеся на них биологически активные точки, которые улучшают работу головного мозга, помогают кишечнику и т.д.
3. Здоровье - сберегающего, которое заключает в себе развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а так же использование физического потенциала. Тело для растущего человека - особая реальность, которой ему предстоит овладеть.
Педагогический процесс идет так, чтобы мир, в том числе мир телесных движений, открылся детям в качестве особой, "необыденной" действительности, как специфическая "культура", к которой им еще только предстоит приобщиться.
Развивающие дидактические игры содержат готовый игровой замысел, предлагаемый ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, т. е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена.
Цель игры всегда имеет два аспекта:
познавательный, т. е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами ему нужно в данной игре передать;
воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка. Чтобы дидактическая игра оставалась игрой, а не превращалась в усвоение знаний и умений, она должна обязательно включать игровой замысел, т.е. ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Замысел игры должен опираться на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметами и действиями с ними. Привлекательность отдельных вещей задает смысл их деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки. Замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других – выполнить определенные движения, в третьих – обменяться предметами и т. п.
Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, т. е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, запомнить несколько предметов и пр.
Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
с игрушками и предметами;
настольно-печатные;
словесные.
Исследования педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а так же развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Естественно, что с введением обучения в детском саду изменились роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятия.
Содержанием дидактической игры является окружающая действительность.
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели.
Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях.
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения.
Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями и навыками.
В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны.
Правила работы с дидактическими играми:
Педагогу следует стать человеком, с которым интересно играть.
Дать детям почувствовать преимущества коллективной жизни.
Игры следует вводить в образовательный процесс постепенно (сроки освоения одной игры - 2-4 недели) и разумно (систематическое приучение детей к исполнению правил и инструкций вообще).
Познакомиться со структурой описания игр:
подробное описание цели;
перечень задач, ориентированных на социальное развитие дошкольников;
описание материалов и оборудования, необходимых для проведения игры;
советы по организации игрового пространства;
изложение правил и хода игры;
задачи, которые должен держать в зоне своего внимания педагог;
примеры учебных заданий;
примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций.
Использовать игры для решения задач социального развития и коррекции.
Использовать игры для разрешения конкретной педагогической ситуации.
Сделать занятие разнообразным и радостным для детей.
Научиться подбирать формы предъявления учебных заданий (видеть, как дети реагируют на то или иное задание и быстро перестраиваться в зависимости от их реакции).
Дидактические игры могут быть использованы на любых занятиях в мини-центре при ознакомлении детей с содержанием любых программ, рекомендуемых сегодня практикам дошкольного образования Министерством образования и науки Республики Казахстан.
Таким образом, в дошкольном возрасте развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности.